Статья ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
статья на тему
В статье изложен обощенный опыт детского сада о поликультурном воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sytina_n._v._irkutsk.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
Сытина Н.В., музыкальный руководитель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 142, Иркутск
Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека [11, c.25].
Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Процесс поликультурного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности дошкольного учреждения.
Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.
Целью поликультурного воспитания дошкольников является формирование у дошкольников российской гражданской идентичности, которое предполагает:
- обеспечение ребенку возможности вступления в равноправный диалог с иными культурами и возможность включения в современные мировые цивилизационные процессы;
- создание основы самоидентификации ребенка как представителя того или иного народа, определенной национальной культуры;
- выработку у дошкольника способности реализоваться в рамках определенной культуры и исторической общности как творческой поликультурной личности и ответственного гражданина своего народа и своей страны.
Формирование общечеловеческой идентичности позволяет дошкольникам приобщаться к мировой культуре, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством.
Формирование гражданской идентичности способствует воспитанию дошкольника как гражданина своей страны, воспитывает патриотизм и любовь к Родине.
Формирование этнической идентичности и солидарности с «малой родиной», направленно на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п., ознакомления с окружающим миром [13, c.111].
Внедрение поликультурного образования в дошкольное образовательное пространство должно обеспечить реализацию следующих задач:
- формирование гражданской и культурной идентичности дошкольников как граждан России;
- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
- духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;
- формирование у дошкольников зачатков правовой культуры и социально-политической компетентности;
- формирование предпосылок толерантного сознания дошкольников;
- воспитание патриотизма дошкольников.
Система поликультурного воспитания детей обеспечивает:
- на когнитивном уровне – освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;
- на ценностно-мотивационном уровне – формирование качеств личности, адекватных запросам современного российского общества, задачам межкультурной коммуникаций и обмена, развития толерантности по отношению с другими странам, народам, культурами и социальными группами;
- на деятельностно-поведенческом уровне – активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности.
Результатом организации поликультурного воспитания является личность дошкольника, любящая свой народ, свой край, свою родину, уважающая и принимающая ценности своего и других народов, готовая к участию в межкультурном диалоге.
Актуальность темы обусловлена тем, что становление культурологической модели образования в России создает условия для интенсивного поиска путей выстраивания образовательных программ, ориентированных на освоение национального и общечеловеческого опыта. Современная тенденция обновления образовательного пространства связана с этнокультурной направленностью содержания образования, возрастанием роли родного языка обучаемых, идей народной педагогики.
В основе Стратегии развития образования лежит принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В свою очередь, концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Иркутская область, как и многие другие регионы России, представляет собой поликультурное пространство, в котором перекрещиваются интересы, запросы, ценности различных этнокультурных групп. Коренные народы на территории Иркутской области представлены бурятами, эвенками, тофаларами. Детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур [15, с.320].
Поликультурное образование в нашем ДОУ заложено в Основной общеобразовательной программе дошкольного образования и направлено на:
- становление основ мировоззрения;
- становление основ национально-культурной и гражданской идентичности;
- духовно-нравственное развитие;
- воспитание на основе региональной этнопедагогики, демонстрирующей традиции в данном регионе;
- создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к Родине, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Знакомство с народами Сибири, традициями, обычаями местных народов, трудом, бытом, архитектурой, местными писателями, предметами искусства, старины происходит при проведении таких тематических недель, как «Земля – наш общий дом», «Мой город», «Моя малая Родина – микрорайон Синюшина гора», «Народы Севера», «Байкал».
Так, в рамках тематической недели «Земля – наш общий дом», прошло развлечение «Праздник Белого месяца», целью которого было познакомить детей с традициями и обычаями бурятского народа в праздновании Сагаалгана, а также развлечение «Эвенский праздник – День оленевода».
Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту народных обычаев и обрядов. Например: ёхор — древний круговой бурятский танец с песнопениями. У каждого племени ёхор имел свою специфику. Перед охотой или после неё по вечерам буряты выходили на поляну, разжигали большой костер и, взявшись за руки, танцевали всю ночь ёхор с веселыми ритмичными песнопениями. В родовом танце забывали все обиды и разногласия, радуя предков этим танцем единения. Разучивание этого обрядового танца с детьми воспитывает чувство товарищества и умение подчинять себя общей цели.
В процессе игры мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования через дидактические игры, например: «Народы, как одна семья, хотя язык их разный», «Путешествие» (карта-путешествие по территории России и Приангарья)», «Национальные жилища», «Что лишнее», «Кто больше назовет сибирских сказок», «Что это и откуда», «Белый шаман», «Путешествие по сказкам». Игры-драматизации по произведениям писателей народов Сибири, позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.
Немаловажную роль в воспитании играют подвижные игры. Использование в работе игр якутских и бурятских народов: «Табун», «Иголка, нитка, узелок», «Бабки-лодыжки», «Ловкий оленевод», «Полярная сова и овражки», «Стрельба из лука по соломенным бабкам», «Бой быков» развивают в детях силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера.
Наряду с ознакомлением с народами Сибири проводится работа по ознакомлению с русской культурой на материале методических разработок О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
К таким праздникам относятся: «Рождество», «Масленица» «Веселые посиделки в Тальцах» (развлечение - интерактивная экскурсия в музей), «Пасха» (развлечение), «Осенины», «Игры наших бабушек» и др.). На праздниках ставят инсценировки народных сказок, поют частушки и народные песни, исполняют танцы разных народов; сменить виды деятельности и активизировать внимание детей помогаю различные игры. Воспитатели приходят на праздник в национальных костюмах, артистично исполняют роли любимых сказочных героев русских народных сказок и былин. Все праздники отражены в календарно-тематическом планировании образовательной деятельности детского сада.
В дошкольном образовательном учреждении реализация поликультурного воспитания осуществляется в тесном сотрудничестве музыкального руководителя и воспитателей. Особое место в педагогическом процессе мы уделяем организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. В центры развития в соответствии с тематической неделей, вносим различные дидактические, настольные игры, атрибуты («Природа Байкала», «Интеллектуальные турниры», «Семейный круг», «Национальная кухня», «Народный календарь», «Одень куклу в национальный костюм»), которые позволяют детям расширять представления о быте, традициях и культуре коренных жителей.
Технологические карты стимулируют творчество детей при создании построек жилищ народов Сибири, при изготовлении и украшении предметов быта, игрушек и т.д. (лепка «Сибирские мотивы» побуждает детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь), рисование «Весёлая ярмарка», «Роспись сибирской красавицы», - закрепляет у детей умение самостоятельно, оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей Сибири. Аппликация «Украшение русской избы (бурятской юрты)», «Сибирское кружево»), Декоративное рисование «Сибирские узоры – сколько радости для глаз», - расширяет представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на листе.
Использование народной музыки, как фона, в образовательной деятельности художественный труд, создаёт творческий подъем и в тоже время эмоциональную уравновешенность у детей. А детские рисунки и поделки могут стать наглядным материалом в музыкальном зале.
Невозможно осуществлять поликультурное воспитание детей, сосредоточившись лишь на культуре своего региона, своей страны, не прикоснувшись к шедеврам мирового искусства. Фрагментарное ознакомление с культурами мира систематически происходит на музыкальных занятиях, которое включает в себя классику, фольклор и музыку разных народов. Например: во время проведения Новогоднего утренника «Путешествие Деда Мороза», дети старших и подготовительных групп прикоснулись к культуре европейских и восточных стран мира. Процесс разучивание финских и восточных танцев, исполнение итальянской музыки на детских музыкальных инструментах, сопровождалось беседами о характерных особенностях культур востока и Европы.
При подготовке проекта «Симфонический оркестр», дети познакомились с музыкальной культурой Норвегии, Австрии и Германии. Слушание и посильное участие в исполнении музыки В. Моцарта, И. Баха, Э. Грига прививает детям эстетический вкус, обогащает их музыкальный опыт. Интегрированные занятия в образовательных областях музыка и художественный труд дают первоначальные представления о стилях французской музыки, на примере доступных восприятию дошкольниками произведений К. Сен-Санса «Карнавал животных», К. Дебюсси «Лунный свет», «Облака».
Одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Наша задача вовлечь родителей во взаимодействие по реализации программы поликультурного воспитания.
Начальным этапом в работе стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения.
Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к праздникам, тематическим выставкам. Активно привлекаем родителей к организации фотовыставок, интерактивных экскурсий, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, совместному изготовлению книг-самоделок, созданию краеведческого уголка из предметов, фотографий, значков и т.д.
Дети вместе с родителями составляют родословную ребенка, рисуют вместе с детьми людей в национальных костюмах.
Подводя итог работе, можно констатировать, что целостная система поликультурного воспитания позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Список использованной литературы
- Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г.Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. – 2002. – № 2. – С. 76-69.
- Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. – 1992. – №5-6. – С. 5-8.
- Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа. / Ю.А. Афонькина. – Волгоград. Учитель, 2011. – 366 с.
- Бабаева, Т.И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. М.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС».
- Бережнова, О.В. Образовательная программа как модель организации образовательного пространства в ДОУ / О.В. Бережнова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №7. –C.11-17.
- Данилова Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студента: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2007.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
- Коротков Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э.М. Коротков. – М.: Акад. Проект: Мир, 2006. – 277 с.
- Парагульгов М.Б. Межкультурная коммуникация в контексте образовательной системы: формирование поликультурной компетентности
- Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. М.: Академия, 2005. – 366 с.
- Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
- Скоролупова, О.А. Образовательные области ООП дошкольного образования и их интеграция. Комментарии. / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Журнал Дошкольное воспитание. – 2010. – №7. С. 11-19.
- Сыродеева А.А. Поликультурное образование. М.: МИРОС, 2001. – 322 с.
- Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. –2005. – № 7. –С. 9-11.
- Этнография: учебник / под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 320. Глава 10. «Народы Сибири».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.В т...
Статья" Особенности организации трудового воспитания у дошкольников"
Особенности организации трудового воспитания у дошкольников...
Статья "Опыт организации предметно-пространственной среды""
Данная статья размещена в журнале, выпускаемом НИИСО "Современное образование"...
Статья Опыт организации и проведения сюжетно-ролевой игры «Больница» в средней группе по программе: «ПРОдетей»
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь - играть. По мнению ученых, игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Как сказал М. Мон...
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...
Статья "Опыт по патриотическому воспитанию"
В период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека. Дети старшего дошкольного возраста имеют определенные особенности развития. ...
Опыт работы "Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"
Основная наша идея заключается в том, что развивающая предметно-пространственная среда позволит создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия педагогов с детьми и родителями. Ро...