КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОГО МИНИ-МУЗЕЯ «ИСКУСТВО НАШИХ ПРЕДКОВ»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Познакомить с ремеслом наших предков, на основе созданного мини – музея «Искусство наших предков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oformlennyy_konspekt_po_polikulture.docx | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОГО МИНИ-МУЗЕЯ «ИСКУСТВО НАШИХ ПРЕДКОВ»
Модуль: «Я гражданин России»
Блок: «Искусство»
Чвертко Н.М.
Воспитатель ЧДОУ №192 ОАО «РЖД» г. Красноярск
- Цель: Познакомить с ремеслом наших предков, на основе созданного мини – музея «Искусство наших предков».
Воспитатель: Дети, посмотрите, а в нашем мини-музее появились какие-то непонятные мне предметы, что это?
Дети рассматривают кусочек дерева, металла, затвердевшей глины, фарфоровую чашку и ткани. Обговаривают с воспитателем, что это такое и приходят к выводу, что это материал из которого сделаны все экспонаты музея.
Воспитатель: А посмотрите еще, какая интересная кукла у меня есть. (демонстрирует куклу на ложке) Из чего она сделана? (демонстрирует деревянную ложку). (слайд № 2)
Ответы детей
Воспитатель: Возьмите, осмотрите ее (дети передают осматривая деревянную ложку). Из чего сделана эта ложка?
Ответы детей
Воспитатель: Она деревянная. Вот и среди материалов, которые мы нашли есть кусочек дерева. Очень давно, когда наши бабушки дедушки еще не появились на свет, люди много нужных предметов делали из дерева и тарелки и ложки. А ложка нужна была не только для того чтобы покушать, но и для того чтобы поиграть. Да, да! Игрушек в магазине не продавали. Поэтому игрушки делали из подручных предметов, а конкретно из деревянных ложек. А что деревянного вы еще видите в нашем музее?
(слайд № 3)
Ответ детей
Воспитатель: Матрешки сделаны из дерева и расписаны различными красками. А давайте с ними поиграем.
Игра «Какая матрешка исчезла?» (воспитатель выставляет перед детьми 5 матрешек) Посмотрите на матрешек, когда вы закроете глаза, одна из матрешек исчезнет, а вы угадаете какая матрешка пропала.
Воспитатель: Ребята, из дерева делали не только игрушки, но и посуду. (слайд № 4) Это посуда не простая, а хохломская. Придумали такую красивую роспись в селе Хохлома. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др. И вам ребята предлагаю стать мастерами и украсить этот замечательный поднос.
Практическая деятельность: дети выбирают элемент узора и прикрепляют по очереди к заранее приготовленному образцу подноса.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво у вас получилось.
(звучит мелодия дудочки).
- Вы слышите? Что же это за чудесная мелодия?
(слайд №5)
Ответ детей
Воспитатель: Они тоже изготовлены из дерева - это русский народный музыкальный духовой инструмент. Я для вас приготовила дудочки. Давайте под песенку «Дудочка» поиграем с вами как настоящие музыканты.
Музыкальная игра «Дудочка» Е. Железнова.
Маруся: Ребята сегодня мы посмотрели, как применяли дерево в искусстве наши предки. На следующей встрече, мы продолжим узнавать в каких видах ремесла, использовали металл, ткань, фарфор и глину.
- Продолжение.
Воспитатель: Ребята, помните мы в музее различные материалы? Напомните мне, какие материалы там были?
Ответы детей
Воспитатель: Да, вы правы и мы с вами узнали, как использовали дерево в искусстве наши предки, какие чудесные работы они изготавливали. Сегодня мы с вами будем рассматривать дальше и познакомимся с творчеством из глины и фарфора. С чего начнем с глины или фарфора?
Определяются совместно с детьми.
- Назовите мне какие предметы из глины, а какие из фарфора? (слайд №6, №7, №8)
(Распределяют предметы на дымковскую игрушку и гжельскую)
Воспитатель: Из глины люди изготавливали и предметы быта, украшения, игрушки, сувениры. Одним из примеров глиняного творчества вы назвали дымковскую игрушку. Расскажите мне, почему это творчество называется дымковское? (слайд №7)
Ответы детей.
(дополнительная информация: Действительно появилась она в деревне Дымково. Нашли жители глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят. Во время лепки главными помощниками мастеров были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой они убирали лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживали все неровности, шероховатости и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи. Раскрашивали различными красками, а узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.)
- А сейчас мы послушаем стихотворение, которое подготовил для нас Н. и вспомним еще один вид русского ремесла.
Мальчик: Гжель - посуда просто чудо, (слайд №8)
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор –
Оторвать не в силах взор.
Ответ детей
Воспитатель: Напомните, какие цвета используются при росписи посуды. Только ли посуду делают в Гжели? Что любят рисовать гжельские мастера на своих изделиях? Все они разные, но в одном одинаковые. В чем?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Сегодня ребята я предлагаю вам превратиться в мастеров, взять готовый образец и в виде дымковской или гжельской росписи раскрасить его.
Практическая деятельность.
Выставка работ.
Воспитатель: Вот сегодня мы посмотрели, в каких видах ремесла использовали глину и фарфор.
- Продолжение (слайд №9)
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, как применяли ткань, наши предки посмотрите на экран, что вы видите? (Слайд № 10)
Ответы детей.
Воспитатель: Дети я предлагаю изготовить куклу Сонюшку. Наши предки изготавливали ее из квадратных тонких лоскутков ткани и набивали успокаивающими травами. В процессе изготовления приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой». Когда без видимых причин дитя начинало плакать, мама укладывала в колыбель куколку, чтобы младенец охотно засыпал и видел радостные сны.
Технология изготовления
Комок ниток вложить в середину платка. Закрутить. Углы по диагонали связать узлами. | Одним концом обвязать шею. Положить заготовку на второй платок. | Второй платок закрутить через плечи. Завязать узел. |
Игры с куклой
Кукла Бессонница готова, можно уложить ее в кроватку или посадить на подушку. А можно спеть с ней колыбельную песенку и нежно убаюкать.
Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким деткам
Спать наступила пора.
Завтра проснешься, и ясное солнце
Снова взойдет над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Выставка кукол Бессонница
- Вот ребята мы и узнали подробнее, как обычные материалы применяли в искусстве наши предки. Прошу вас не забывать заглядывать в наш музей, вдруг там появиться еще что-то интересное. (слайд 11)
Литература:
- Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель, Искусство детям. 2010
- Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
- http://www.karakyli.ru/2014/07/08/bessonnica-kukla/
- http://rupoem.ru/isakovskij/mesyac-nad-nasheyu.aspx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: «История нашего города»
Закрепление за детьми знаний об истории родного края....
Конспект образовательной деятельности по основам первоначальной грамоты с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в страну Грамоты»
В конспекте даны игровые задания по обучению грамоте....
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшей группы на тему: «Приключения в стране дорожных знаков»
Цель занятия прививать навыки безопасного поведения на дорогах....
Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Символы нашей Родины - России» в старшей группе
Пояснительная запискак непосредственной образовательной деятельностипознавательное развитие(Познаю мир)« Символы нашей Родины - России» Воспитатель: СанниковаЕлена Витальевна...
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.Составила воспитательМДОУ ЦРР детский сад №15 «Орленок»Салова Екатерин...
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности 1 младшая группа "Спички детям не игрушка"
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности 1 младшая группа....
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности Тема: « Насекомые »
ЦЕЛЬ:- Продолжать расширять знание о многообразии насекомых.- Познакомить с особенностями их строения.- Учить различать по внешнему виду, находить отличия.- Воспитывать любовь и бережное о...