КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОГО МИНИ-МУЗЕЯ «ИСКУСТВО НАШИХ ПРЕДКОВ»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Познакомить с ремеслом наших предков, на основе созданного мини – музея «Искусство наших предков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОГО МИНИ-МУЗЕЯ «ИСКУСТВО НАШИХ ПРЕДКОВ»
Модуль: «Я гражданин России»
Блок: «Искусство»
Чвертко Н.М.
Воспитатель ЧДОУ №192 ОАО «РЖД» г. Красноярск
- Цель: Познакомить с ремеслом наших предков, на основе созданного мини – музея «Искусство наших предков».
Воспитатель: Дети, посмотрите, а в нашем мини-музее появились какие-то непонятные мне предметы, что это?
Дети рассматривают кусочек дерева, металла, затвердевшей глины, фарфоровую чашку и ткани. Обговаривают с воспитателем, что это такое и приходят к выводу, что это материал из которого сделаны все экспонаты музея.
Воспитатель: А посмотрите еще, какая интересная кукла у меня есть. (демонстрирует куклу на ложке) Из чего она сделана? (демонстрирует деревянную ложку). (слайд № 2)
Ответы детей
Воспитатель: Возьмите, осмотрите ее (дети передают осматривая деревянную ложку). Из чего сделана эта ложка?
Ответы детей
Воспитатель: Она деревянная. Вот и среди материалов, которые мы нашли есть кусочек дерева. Очень давно, когда наши бабушки дедушки еще не появились на свет, люди много нужных предметов делали из дерева и тарелки и ложки. А ложка нужна была не только для того чтобы покушать, но и для того чтобы поиграть. Да, да! Игрушек в магазине не продавали. Поэтому игрушки делали из подручных предметов, а конкретно из деревянных ложек. А что деревянного вы еще видите в нашем музее?
(слайд № 3)
Ответ детей
Воспитатель: Матрешки сделаны из дерева и расписаны различными красками. А давайте с ними поиграем.
Игра «Какая матрешка исчезла?» (воспитатель выставляет перед детьми 5 матрешек) Посмотрите на матрешек, когда вы закроете глаза, одна из матрешек исчезнет, а вы угадаете какая матрешка пропала.
Воспитатель: Ребята, из дерева делали не только игрушки, но и посуду. (слайд № 4) Это посуда не простая, а хохломская. Придумали такую красивую роспись в селе Хохлома. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др. И вам ребята предлагаю стать мастерами и украсить этот замечательный поднос.
Практическая деятельность: дети выбирают элемент узора и прикрепляют по очереди к заранее приготовленному образцу подноса.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво у вас получилось.
(звучит мелодия дудочки).
- Вы слышите? Что же это за чудесная мелодия?
(слайд №5)
Ответ детей
Воспитатель: Они тоже изготовлены из дерева - это русский народный музыкальный духовой инструмент. Я для вас приготовила дудочки. Давайте под песенку «Дудочка» поиграем с вами как настоящие музыканты.
Музыкальная игра «Дудочка» Е. Железнова.
Маруся: Ребята сегодня мы посмотрели, как применяли дерево в искусстве наши предки. На следующей встрече, мы продолжим узнавать в каких видах ремесла, использовали металл, ткань, фарфор и глину.
- Продолжение.
Воспитатель: Ребята, помните мы в музее различные материалы? Напомните мне, какие материалы там были?
Ответы детей
Воспитатель: Да, вы правы и мы с вами узнали, как использовали дерево в искусстве наши предки, какие чудесные работы они изготавливали. Сегодня мы с вами будем рассматривать дальше и познакомимся с творчеством из глины и фарфора. С чего начнем с глины или фарфора?
Определяются совместно с детьми.
- Назовите мне какие предметы из глины, а какие из фарфора? (слайд №6, №7, №8)
(Распределяют предметы на дымковскую игрушку и гжельскую)
Воспитатель: Из глины люди изготавливали и предметы быта, украшения, игрушки, сувениры. Одним из примеров глиняного творчества вы назвали дымковскую игрушку. Расскажите мне, почему это творчество называется дымковское? (слайд №7)
Ответы детей.
(дополнительная информация: Действительно появилась она в деревне Дымково. Нашли жители глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят. Во время лепки главными помощниками мастеров были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой они убирали лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживали все неровности, шероховатости и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи. Раскрашивали различными красками, а узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.)
- А сейчас мы послушаем стихотворение, которое подготовил для нас Н. и вспомним еще один вид русского ремесла.
Мальчик: Гжель - посуда просто чудо, (слайд №8)
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор –
Оторвать не в силах взор.
Ответ детей
Воспитатель: Напомните, какие цвета используются при росписи посуды. Только ли посуду делают в Гжели? Что любят рисовать гжельские мастера на своих изделиях? Все они разные, но в одном одинаковые. В чем?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Сегодня ребята я предлагаю вам превратиться в мастеров, взять готовый образец и в виде дымковской или гжельской росписи раскрасить его.
Практическая деятельность.
Выставка работ.
Воспитатель: Вот сегодня мы посмотрели, в каких видах ремесла использовали глину и фарфор.
- Продолжение (слайд №9)
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, как применяли ткань, наши предки посмотрите на экран, что вы видите? (Слайд № 10)
Ответы детей.
Воспитатель: Дети я предлагаю изготовить куклу Сонюшку. Наши предки изготавливали ее из квадратных тонких лоскутков ткани и набивали успокаивающими травами. В процессе изготовления приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой». Когда без видимых причин дитя начинало плакать, мама укладывала в колыбель куколку, чтобы младенец охотно засыпал и видел радостные сны.
Технология изготовления
Комок ниток вложить в середину платка. Закрутить. Углы по диагонали связать узлами. | Одним концом обвязать шею. Положить заготовку на второй платок. | Второй платок закрутить через плечи. Завязать узел. |
Игры с куклой
Кукла Бессонница готова, можно уложить ее в кроватку или посадить на подушку. А можно спеть с ней колыбельную песенку и нежно убаюкать.
Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким деткам
Спать наступила пора.
Завтра проснешься, и ясное солнце
Снова взойдет над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Выставка кукол Бессонница
- Вот ребята мы и узнали подробнее, как обычные материалы применяли в искусстве наши предки. Прошу вас не забывать заглядывать в наш музей, вдруг там появиться еще что-то интересное. (слайд 11)
Литература:
- Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель, Искусство детям. 2010
- Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
- http://www.karakyli.ru/2014/07/08/bessonnica-kukla/
- http://rupoem.ru/isakovskij/mesyac-nad-nasheyu.aspx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: «История нашего города»
Закрепление за детьми знаний об истории родного края....
Конспект образовательной деятельности по основам первоначальной грамоты с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в страну Грамоты»
В конспекте даны игровые задания по обучению грамоте....

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшей группы на тему: «Приключения в стране дорожных знаков»
Цель занятия прививать навыки безопасного поведения на дорогах....

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности собственной жизнедеятельности для подготовительной группы.Составила воспитательМДОУ ЦРР детский сад №15 «Орленок»Салова Екатерин...

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности 1 младшая группа "Спички детям не игрушка"
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности 1 младшая группа....

Конспект образовательной деятельности по основам безопасности Тема: « Насекомые »
ЦЕЛЬ:- Продолжать расширять знание о многообразии насекомых.- Познакомить с особенностями их строения.- Учить различать по внешнему виду, находить отличия.- Воспитывать любовь и бережное о...

Конспект образовательной деятельности по основам жизни деятельности в старшей группе
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениег. Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 98 ...