Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью пальчиковых игр
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослым. Взрослые -- хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному язык, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование лексико-грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном объеме – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состояние взрослого, его улыбкой , смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр
План:
I. Развитие речи дошкольников – одна из главных задач воспитания и обучения в детском саду.
II. Влияние уровня развития мелкой моторики пальцев рук на развитие речи ребенка.
III. Занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе с использованием пальчиковых игр:
- особенности работы в младшей разновозрастной группе;
- развитие пассивного и активного словаря младшего дошкольника;
- ознакомление с художественной литературой;
- работа над звукопроизношением с использованием пальчиковых игр.
IV. Занятие и игра – вместе.
V. Приложение.
I. Развитие речи дошкольников – одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослым. Взрослые -- хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному язык, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование лексико-грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном объеме – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состояние взрослого, его улыбкой , смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
В эмоциональном общении ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова.
При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован только взрослым. Но когда взрослый привлекает его внимание к чему-то, он как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет, действие, другого человека. Общение не утрачивает эмоциональных характер, но это уже не собственно эмоциональное общение, не «обмен» эмоциями ради них самих, а общение по поводу предмета. Произносимое при этом взрослым и слышимое ребенком слово, неся на себе печать эмоций ( в таких случаях оно и произносится выразительно), уже начинает высвобождаться из плена эмоционального общения, постепенно становится для ребенка обозначением предмета, действия и т. п. На этой основе со второго полугодия первого года жизни ребенка у малыша развивается понимание слова, речи. Появляется элементарное неполное речевое общение, потому что говорит взрослый, а ребенок отвечает только мимикой, жестом, движением. Уровень такого понимания достаточен для того, чтобы малыш мог осмысленно реагировать на замечания, просьбы и требования в обыденных хорошо знакомых ему ситуациях. Вместе с тем развивается и инициативное обращение малыша к взрослым: он привлекает их внимание к себе, к какому-нибудь предмету, что-то просит с помощью мимики, жестов, звуков.
Произнесение звуков при инициативном обращении имеет особенно важное значение для развития речевого общения: здесь зарождается возникновение намеренной, речевой, голосовой реакции, ее направленность на другого человека. Столь важно подражание звукам и звукосочетаниям , которые произносит взрослый. Оно способствует формированию фонематического восприятия, формированию произвольности произнесения, а без нее невозможно подражание целым словам, которые ребенок позже будет заимствовать из речи окружающих взрослых.
Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка обычно к концу первого года жизни. Однако, во-первых, их недостаточно – всего около 10
(мама, папа, деда, ням-ням и т.п. ), во-вторых, малыш очень редко употребляет их по своей инициативе. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые предложения. «Мама, дай! Деда, иди!» Предложения включают два слова; три и четыре слова появляются позже, к двум годам.
Даже такая несовершенная по своей форме, по грамматической структуре речь сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. Малыш и понимает обращенную к нему речь, и сам может обращаться к взрослому, высказывать свои просьбы, желания. А это, в свою очередь, приводит к значительному обогащению словаря. Ведь ребенок уже хорошо подражает речи взрослого, услышанным словам, хорошо понимает обращенную к нему речь и может комбинировать в предложении вновь усвоенные слова со словами , усвоенными ранее.
К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается – до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и приведенные данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитии речи в этот период ( к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих предложениях ( теперь уже в трех- и четырехсловных), приобретают соответствующую грамматическую форму: девочка села, Катя поела, мама дала лопатку.
С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение лексико-грамматической структурой языка. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает к трем – трем с половиной годам.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивает бурный рост словарного запаса ; к трем годам он достигает уже 1000-1200 слов.
На третьем году жизни дети часто используют глаголы. Активное употребление глаголов связано с совершенствованием умения общаться ( дети начинают согласовывать друг с другом свои действия в игре ). Кроме того, у ребенка формируется умение сопровождать речью свои действия. После 2,5 лет в активном словаре возрастает количество прилагательных и наречий; широко представлены местоимения ( личные и притяжательные). Все это помогает малышу словесно оформлять впечатления от окружающего, делать простые обобщения, умозаключения.
На третьем году жизни ребенка начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой. Известный ученый – лингвист А. Н. Гвоздев подчеркивал, что этот процесс особенно бурно протекает опять-таки во второй половине третьего года. Данные исследований свидетельствуют, что возраст 3-4 года, открывающий третий период формирования грамматического строя речи (по А. Н. Гвоздеву), весьма незначительно отличается от периода 2,5-3лет.
Во втором полугодии третьего года жизни дети активно осваивают служебные слова (союзы и предлоги), необходимые для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные предложения, количество которых на протяжении четвертого года жизни существенно не меняется.
В период от 2,5 до 4 лет для звукопроизношения детей характерны одни и те же особенности. В эту пору – «период освоения звуков» (А. Н. Гвоздев) – наряду с правильным произношением звуков наблюдается их искажение, пропуски, замены, смягчение, озвончение.
Известно, что каждый возрастной период детства имеет свои приоритеты. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.
Чтобы обеспечить необходимый уровень речевого развития детей, воспитатель ставит перед собой решение следующих задач:
--- интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация развивающей речевой среды (разговоры – диалоги, по поводу специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение детям художественных текстов; пение с малышами песенок, игры с текстами и т. п.)
--- целенаправленное развитие речи как средства общения посредством специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, игры, предметы, картинки) и тексты художественных произведений для малышей.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому развитие активного словаря у детей воспринимается мной как одна из важных задач развития речи детей.
Развитие словаря – это длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе истории.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
II. Влияние уровня развития мелкой моторики пальцев рук на развитие речи ребенка
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по обучению и воспитанию детей предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, крупные бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной ручки в другую карандаши, палочки, шарики.
В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Выполняя пальчиками различные упражнения ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
III. Занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе с использованием пальчиковых игр
а) особенности работы в младшей разновозрастной группе
Я работаю в младшей разновозрастной группе, в которой воспитанникам от 1,5 до 3,5 лет. В работе в такой группе есть свои специфические особенности – это прежде всего дифференцированный подход к детям: ведь нельзя ко всем детям предъявлять одинаковые требования, но и слишком «баловать» младших тоже. Чаще к старшим я обращаюсь с просьбой: «помоги малышу», «покажи как ты умеешь», а младшим я говорю: «посмотри», «давай постараемся вместе» и т.д.
Создание доброжелательности в группе – необходимое условие в моей работе. Спокойное, терпимое, любовное отношение к детям, искреннее уважение к личности каждого воспитанника – залог формирования добрых взаимоотношений у детей разного возраста. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми. Поэтому и успехи каждого ребенка на речевых занятиях (повторил за мной слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе, постарался выполнить правильно движение) я обязательно отмечаю, чтобы ребенок знал, что у него получается, и это приносит радость и взрослым тоже.
В работе я сочетаю совместные занятия с детьми 1,5-3,5 лет с занятиями по возрастным подгруппам, а также с индивидуальными формами работы вне занятий. Совместные фронтальные занятия имеют продолжительность до 15 минут, а подгрупповые до 10 минут. На этих занятиях формируются речевые умения, особенно важные для того или иного возраста.
Естественно, своевременное и полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные игры, настольно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации и др. Игры я провожу с небольшим количеством детей (2-6 человек) разного возраста в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, перед ужином и т.д.).
Один из важных факторов успешного овладения речью – общение старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогам, обучают маленьких по собственной инициативе.
б) развитие пассивного и активного словаря младших дошкольников
У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, т. е. создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. На фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях вся работа направлена на обогащение пассивного и активного словаря ребенка, использование им существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.
Для этого в работе мне необходимо:
--- внимательно и заинтересованно выслушивать детей;
--- вовлекать детей в разговор на определенную тему;
--- помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Если ребенок заговаривает со мной, то я всем своим поведением стараюсь показать ему, что я этому рада, готова выслушать его, ответить на все его вопросы. Ведь доброжелательность и внимание творят чудо: малыш постарается подольше удержать на себе внимание, используя слова.
В течение всего дня мне приходится много и целенаправленно говорить самой. Говорю, когда общаюсь с одним ребенком (играю с ним, умываю его, рассматриваю с ним книжку, помогаю ему одеться и т.п.); когда провожу игры и занятия со всеми детьми, с небольшой подгруппой (рисуем, лепим, играем в дидактические игры); во время наблюдений в групповой комнате, на участке детского сада; когда рассказываю сказки, истории о детях, взрослых, животных. Я говорю с малышами обо всем, что попадает в поле их внимания и вызывает интерес.
Дети 1,5-3 лет – народ очень наблюдательный. Ни одна вещь в моих руках, ни один мой жест не остаются незамеченными. « А почему?» «А зачем?» «Куда?» Вопросы слышатся со всех сторон. А я задаю им встречный: «А ты как думаешь?» Неожиданные ответы детей радуют, озадачивают и удивляют.
На третьем году жизни совершенствуется восприятие речи окружающих. Многие дети уже легко повторяют не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако, между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Поэтому я стараюсь чаще давать задания типа: «Принеси маленькую куклу», «Найди зеленый карандаш». Эти задания позволяют мне выяснить, понимает ли ребенок о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым значением слова. Поначалу ребенок соотносит слово лишь с конкретным предметом, явлением или действием. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово «ручка» для ребенка обозначает только часть тела человека). И моя задача как воспитателя расширять не только количественный состав словаря, а прежде всего его качество, т.е. помочь ребенку, осваивая окружающую действительность –предметы, явления (их особенности, свойства, качества), начать делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками.
Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально окрашены для ребенка.
Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду.
В работе над словарем я делаю акцент на активное, действенное познание детьми окружающей действительности (т. е. стараюсь дать возможность детям изучить новый предмет всесторонне: «понюхать», «пощупать») Содержание словарной работы я стараюсь отразить не только на занятиях по развитию речи, но и в других видах деятельности (труд, игра, изобразительная деятельность, воспитание культурно-гигиенических навыков). Если на занятиях по развитию речи я вводила в активный словарь детей названия овощей или фруктов, то на занятиях рисованием, лепкой обязательно идет закрепление новых слов.
Мои воспитанники 2-3 года жизни осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, а также игрушек и т.п., с которыми они действуют в детском саду и дома, которые часто видят и к которым проявляют интерес.
Словарная работа на данном этапе заключается в том, что я учу детей различать и называть части предметов (части тела у животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья, крышка у чайника и т.п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества (сладкий, соленый, кислый); некоторые физические качества (холодный, теплый, гладкий, мокрый) и свойства (бьется, рвется).
Для закрепления и активного использования в речи детьми новых слов
я играю с ними в дидактические игры: «У кого что есть?», «Заварим чай и угостим друзей», «Сварим суп из овощей», «Устроим кукле комнату», «Кто где живет?», «Домашние животные» и т.д.
в) ознакомление с художественной литературой
Важное место в работе по развитию речи младших дошкольников занимает чтение им произведений художественной литературы, новых и знакомых; заучивание наизусть потешек и небольших стихотворений. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В своей работе я стараюсь решить сложную задачу – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, передать маленьким слушателям эмоциональное отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам, переживаниям.
Для активизации словарного запаса, совершенствования грамматической структуры речи я предлагаю детям игры - драматизации по знакомому литературному произведению. Важно научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами и движениями.
Во время умывания детей, мытья рук побуждаю старших детей напомнить младшим потешку «Водичка-водичка» или «Ладушки-ладушки». Это радует малышей и способствует возникновению у них желания читать потешки.
Одеваясь на прогулку, кто-нибудь из детей обязательно вспомнит и прочтет: «Дождик, дождик, полно лить…»
А иногда можно услышать, как девочка, качая куклу на руках, скажет: «Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна…»
г) работа над звукопроизношением
На третьем году жизни у ребенка более подвижными становятся нижняя челюсть, мышцы языка и губ, поэтому этот возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи.
Обучение звукопроизношению я начинаю с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м, п, б, в, ф). Ведь правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких, как свистящие.
В целях лучшего усвоения правильного артикуляционного уклада, речевого дыхания, слухового восприятия занятия я провожу с использованием звукоподражаний различным животным и предметам, издающим звуки, путем введения этих звукопроизношений в пение, потешки, дидактические игры, небольшие стихи и рассказы.
Гуси, гуси, Я лягушечка, ква-ква!
Га – га – га! Я квакушечка, ква-ква!
Пить хотите? Я зеленая, ква-ква!
Да – да – да! Как зеленая трава.
Вот вода. Ква-ква, ква-ква!
Га – га – га!
Мычит корова на лугу: У нас машины разные,
--- Му-у, му-у! Би-би, би-би!
Я молока вам дать могу. И желтые и красные,
Му-у, му-у! Би-би, би-би!
Хочу ребят я напоить. Машины за машинами,
Му-у, му-у. Би-би, би-би!
Его ребята будут пить. Шуршат своими шинами,
Му-у, му-у! Би-би, би-би!
Во время занятий по развитию звукопроизношения я обязательно использую пальчиковые игры, упражнения, подходящие по содержанию (см. Приложение).
Занятия по развитию речи младших дошкольников направлены на развитие фонематического и речевого слуха, на совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление навыков правильного произношения всех звуков родного языка, на улучшение внятности и четкости произношения слов и фраз, на выработку умения правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения, а также на воспитание у всех детей умения пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности.
Большие ноги Слова произносятся в медленном темпе,
Шли по дороге. но довольно громко.
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки Текст произносится тише,
Бежали по дорожке. но темп убыстряется.
Топ-топ-топ,
топ-топ-топ.
Когда малыши научатся правильно изменять темп и громкость произношения данного текста, я предлагаю им пальчиковую игру, где большие ноги -- это кулачки. а маленькие ножки- это пальчики.
Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания я включаю в режим дня речевую зарядку. Ее я провожу в сочетании с утренней гимнастикой со всеми детьми. На речевой зарядке я делаю с детьми упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.
Три веселых братца Читая песенку, побуждаю детей
Гуляли по двору. подражать моим движениям и
Три веселых братца подговаривать за мной некоторые
Затеяли игру: слова и звукосочетания:
Делали головками— ник-ник-ник,
Ник-ник-ник, чик-чик-чик,
Пальчиками ловкими— хлоп-хлоп-хлоп,
Чик-чик-чик, топ-топ-топ.
Делали ладошками—
Хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками—
Топ-топ-топ!
С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его на занятиях я провожу дополнительную работу. Это подгрупповые и индивидуальные занятия, которые проводятся на прогулке, во время утреннего приема или в вечерние часы.
Работа вне занятий помогает предупреждать и устранять несовершенства речи у отдельных детей, что позволяет в дальнейшем успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи.
IV. Занятие и игра -- вместе.
Известно, что для малышей эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или у которых значительная часть отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).
Так как же не использовать такой важный элемент обучения, как пальчиковая игра?
Наблюдая за своими воспитанниками, могу сказать, что пальчиковые игры, упражнения вызывают у них большой интерес. Видя как играют старшие дети, младшие тут же включаются в игру, стараясь повторять не только движения, но и слова игры. Во время игр я использую не только стихотворные тексты, но и тексты детских песенок.
Обращает на себя внимание и тот момент, что малоактивные, малоговорящие дети становятся более активными, раскрепощенными, если с ними проводить пальчиковый массаж, упражнения. Они чувствуют тепло от рук воспитателя, его заботу. А это в свою очередь существенно влияет на весь процесс обучения и воспитания детей в детском саду.
Развитие речи младших дошкольников – это очень важная задача, стоящая перед педагогом. Ведь у малышей все впереди. И мы должны помочь им стать грамотными людьми, умеющими слушать и понимать речь, способными выражать свои мысли и чувства.
Литература:
1. Воспитание детей раннего возраста. /Под ред. Г.М. Ляминой – М.: «Просвещение», 1986
2. Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе 2-4 года. – М.: ВЛАДОС, 2003
3. Краузе Е. Логопедия. – 3-е изд. – СПб.: КОРОНА принт, 2006
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М.А. Васильевой – М., 2004
5. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф.А. Сохина – М.: «Просвещение», 1984
6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – М., 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Дидактические игры по развитию речи детей второй группы раннего возраста.
Опыт работы...
Проектная работа Тема: «Использование фольклора в развитии речи детей второй группы раннего возраста»
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвласт...
Методическая разработка на тему " Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр"
Материал по расширению ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр....
Занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста с использованием пальчиковой гимнастики
конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе с использованием пальчиковых игр и гимнастики....
Использование современных игровых технологий в развитии речи детей второй группы раннего возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Малоархангельска»...
Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....
«Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
laquo;Развитие речи детей второй группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...