Проект "Улицы моего города"
проект (подготовительная группа)

Тарасова Елена Владимировна

Этот  проект  направлен на углубление исторической памяти дошкольников и более глубокого ознакомления с улицами Смоленска.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ulitsy_moego_goroda_1.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Проект

«Улицы моего города»

Воспитатель: Тарасова Елена Владимировна

Паспорт проекта

Название проекта: «Улицы моего города».

Автор проекта:  Тарасова Е.В.

Срок реализации проекта: 1 год, долгосрочный

2018 – 2019гг.

Исполнители:

Воспитатели группы

Родители воспитанников

Воспитанники подготовительной группы

Цель: познакомить детей с историей улиц города Смоленска.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

Познакомить детей с названиями улиц города Смоленска.

Познакомить с биографией известных людей, в честь кого эти улицы названы.

         ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к историческому и культурному наследию страны, традициям родного края.

Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому улиц, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях микрорайонов и т.д.), воспитывать уважение и гордость.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

           Обратить внимание на красоту и многообразие улиц города.

      ОО «Речевое развитие»

         Учить детей самостоятельно составлять мини рассказ-описание о своей

          улице по схеме.

ОО «Физическое развитие»

          Развивать ориентацию в пространстве.

Актуальность проекта

         В настоящее время все более актуальной становится проблема освоения ребенком социальной действительности, приобщения дошкольников к культурно-историческому и социальному опыту предшествующих поколений. В настоящее время происходит переосмысление сущности патриотического воспитания: идея патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. С целью решения проблемы в нашей группе мной разработан проект «Улицы моего города»  по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с улицами родного города.

        Названия улиц  являются важной частью нашего исторического наследия. Название – это не только «визитная карточка» улицы, но своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло, от древнейших времен до наших дней. Ведь названия  городских улиц возникли не сразу, их происхождение проистекает из глубин времени, раскрывая исторические корни наших предков.   Нам  захотелось как можно больше узнать о названиях улиц своего города Смоленска. Занимаясь сбором информации о родном городе, мы поняли, как мало мы знаем о своей малой родине. Каждый день, перемещаясь по городу, мы проходим и проезжаем десятки улиц. Мы просим таксиста отвезти нас в городок Коминтерна, пытаемся найти магазин на улице Нормандии Неман, живем на улице Николаева. Мы произносим названия улиц, совершенно не зная, в честь кого была названа улица, кто стал ее гордостью. Это наша история и ее надо знать. Как говориться в афоризме: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

         Некоторые знаменательные деятели прошлого перестали быть знаменательными для нас и совсем непонятно что делать с таким «наследством» советского периода, отразившимся на названиях улиц Смоленска. Все силы города направлены на его усовершенствование.
Но будут новые герои, их именем мы будем называть новые переулки, улицы и проспекты.  Каждый ребенок  в жизни сталкивается с  положительными  и отрицательными  примерами.  Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать выбор осмысленно, предвидя возможные последствия, в наших силах.

         Этот  проект  направлен на углубление исторической памяти дошкольников и более глубокого ознакомления с историей улиц города  Смоленска.
         Большинство улиц Смоленска, как и в других городах России, носят имена заслуженных деятелей и героев нашей страны.
Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ. В последнее время все чаще поднимается вопрос о переименовании улиц. Меняется не только внешний облик города-героя, но и внутренний. Обновляются мемориалы, воздвигаются памятники, создаются новые скверы, набережные. Но наша задача — помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.

Этапы работы по проекту

п/п

Мероприятие

Сроки

(дата, месяц, год)

Подготовительный этап

- мониторинг;

- выявление проблем, которые должны быть решены   в

   ходе реализации программы;                      

 - составление  плана деятельности;            

 - проведение анализа педагогической  и   методической

   литературы.                                                              

сентябрь 2018

Основной этап

-работа по основным направлениям воспитательной

  программы;

- сотрудничество с педагогическим коллективом,

 родителями детей ;

- необходимая корректировка запланированных мероприятий.

Система работы по реализации проекта

  • работа в мини-музее "Моя родная сторона, Смоленщина моя";
  • чтение художественной литературы: сказок смоленского края, произведений  А. Т. Твардовского и стихов о городе Смоленске;
  • подбор и рассматривание открыток и иллюстраций с видами города;
  • оформление фотовыставки на тему "Памятные места Смоленска";
  • оформление альбома на тему «Наши земляки»;
  • беседы на темы:  «По улицам города», «Знаменитые люди Смоленска»;
  • сюжетно-ролевая  игра  «Экскурсия по улицам города»;
  • рисование «Улица, на которой я живу»;
  • лепка макетов улиц.

Сотрудничество с родителями:

  • Фотовыставка  «Моя улица";

октябрь 2018-апрель 2019

Заключительный этап

- соотношение результатов с поставленными вначале целями и задачами;

-подведение итогов;

-оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета;

-создание альбома «Улицы моего города»

апрель 2019-

май 2019

      Работа по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилась по следующим направлениям:

  • Название улицы
  •  Достопримечательности улицы
  •  Знакомство с историей названия улиц
  • Создание творческого альбома «Моя улица»
  • Работа в мини - музее «Моя родная сторона, Смоленщина моя»: пополнение музея фото материалами, буклетами, наборами открыток.

      Поставленные задачи реализовывались через все виды деятельности: познавательную, коммуникативную, игровую, и конечно, художественное творчество. Был  разработан перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы.

Перспективное планирование

1

Сентябрь

 «Государственные символы России».

Цель: формировать знания детей о России, символике нашей Родины.

2

Октябрь

Беседа «Смоленск – моя малая Родина».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

3

Ноябрь

 «Улица героем славится»

Цель: познакомить детей с историческим прошлым некоторых улиц. ( улица  Николаева)

4

Декабрь

«Вот моя улица»

Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. (Экскурсия  по улице Багратиона, Приложение 1)

5

Январь

«Смоленск – город щит»

Цель: познакомить детей с особенностями возникновения крепостной стены. ( Лопатинский сад)

6

Февраль

 «Нам дороги эти позабыть нельзя»

 Цель: Познакомить с памятными местами войны г. Смоленска, воспитывать чувство благодарности к ветеранам ВОВ ( Реадовский парк)

7

Март

«Известные люди города»

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Смоленска, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

(Улица Глинки, приложение 2)

8

Апрель

 «Достопримечательности города»Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувство  гордости за город.

9

Май

 «И помнит мир спасённый». Боевая слава города 

Цель: познакомить детей с героическим прошлым улиц в годы ВОВ. ( улица Нормандия Неман, приложение 3)

    Использование  многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни улиц города.

    Работа по ознакомлению дошкольников с улицами родного города  проводится в тесном сотрудничестве с родителями.

Результаты проекта

            В результате работы по проекту дети познакомились с названиями улиц города Смоленска, с биографией знаменитых людей, в честь кого эти улицы были названы. Дети с интересом и гордостью стали рассказывать друг другу историю создания улицы, на которой они живут. Воспитанники  больше стали обращать внимание на достопримечательности конкретных улиц: памятники, стелы, здания. У детей сформировался интерес к историческому прошлому своей малой Родины.

           На начало работы по проекту многие дети с трудом правильно называли название своей улицы, а историю создания улицы никто не знал. При проведении мониторинга были получены следующие результаты:

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество

4

21

4

Количество %

13,8

72,4

13,8

           В результате работы по данному проекту у детей были сформированы знания о разных улицах города: названия, историческое прошлое улиц, знания об известных людях, в честь кого эти улицы названы.

На заключительном этапе, при проведении мониторинга, можно сделать вывод, что работа по данному проекту помогла сформировать знания об историческом прошлом улиц нашего города.

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество

0

14

15

Количество %

0,0

48,3

51,7

         В дальнейшем планирую продолжить работу по данному проекту, так как в результате проделанной работы, я убедилась, что данная тема интересна не только детям, но и их родителям.  Они заинтересовались нашими исследованиями. И захотели продолжить работу по изучению истории других улиц Смоленска. Данный материал я  использую  при организации непрерывной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие": Моя родная сторона, Смоленщина моя".
Таким образом, улицы – это хранители памяти прошлых поколений, это наша история, к которой мы должны относиться бережно.


Улица без названия – 
Как человек без имени, 
Как любовь без страдания, 
Как слеза без причины… 
Олег Нестеров. 1997. 

Список литературы.

Смоленск. Краткая энциклопедия.

                 Интернет-ресурсы.

1. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library 

2.http://www.uchportal.ru 

3.http://uroki.net/docklruk.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по моему городу.

образовательная деятельность в форме сюжетно-ролевой игры....

Достопримечательности моего города.ЦИРК.

Знакомить  детей с достопримечательностями города....

История моего города, изготовление коллажа "Мой любимый город"

Кропо́ткин — город в Краснодарском крае России. Административный центр Кавказского района. Образует Кропоткинское городское поселение. Современный Кропоткин – активно развивающийся...

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"

Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...

Конкурс рисунков "Питомцы в моем городе". Департамент образования и науки г.Москвы. Восточный административный округ. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Центр творчества имени А.В.Косарева"

Работа Балахонской  Марии "Заботливая Маша" приняла участие в конкурсе рисунков, организатором корого являлся  Департамент образования и науки г. Москвы, восточный административный...

Информационно-творческий, семейно-групповой проект «Моя семья в истории моего города, моей страны» (средняя группа)

На протяжении всего проекта дети погружаются в пространство, где открывают для себя, умения осознать себя членом семьи, ощутить любовь к родному краю и государству в котором они живут....