Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной группе «На Кубани мы живем»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

захаренко Наталья Константиновна

В соответствии с ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной группе

«На Кубани мы живем»

Цель: Познакомить детей с некоторыми представителями флоры и фауны Кубани: мятой, медузой, можжевельником; с животными, занесенными в «Красную книгу» Кубани.
Задачи:

Обучающие: расширить знания детей о морских обитателях моря, о полевых злаках, о растительности гор. Закрепить знания детей о природе (природные взаимосвязи; польза для человека и вред деятельности человека для природы; этимология названий, «Красная Книга»).

Развивающие: развивать у детей  исследовательские умения: наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивать умение давать развернутые ответы на вопросы, понимать происхождение видовых названий растения.
Развивать любознательность, мелкую и общую моторику.
Воспитывающие:  Воспитывать у детей экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

Предварительная работа: рассматривание карты края, его географического расположения. Изготовление карты края в формате А1 с изображением гор, полей, лесов, морей, рек, лиманов.

Материалы: Карта Кубани. Видеописьмо. Выведенные на экран изображения медузы, мяты, стрекозы, можжевельника, полевых культур: кукурузы, пшеницы, подсолнуха.  Животных: рысь, леопард, зубр. Птиц леса. А так же их цветные силуэтные изображения для наклеивания на карту с двусторонней клеящей лентой на оборотной стороне.
Силуэтные картинки «медуза» с линиями для разрезания, ножницы.
Веточки мяты.
Рабочие листы с заданием, простые карандаши.
Изделия из можжевеловой древесины.
Крупные картинки с изображением вороны, сороки, совы, кукушки.
Аудиозаписи пения птиц.

Для динамической паузы: тоннель, пеньки, ручей, коррегирующая дорожка.

Ход занятия:

Мотивация:

Воспитатель:

Ребята, сегодня на электронную почту нашего сада пришло видеописьмо из далекой Африки. Мне очень интересно, что в нем, я думаю, вам тоже! Давайте его вместе посмотрим. Оно пришло от мальчика Вани (на экран выводится фотография африканского мальчика). Вам ничего не кажется странным? (подвести к пониманию, что имя русское).

Давайте узнаем, о чем нам пишет Ваня (голос за кадром).

« Дорогие ребята, составляя свое генеалогическое древо, я узнал, что мои предки родом из России, проживали в Краснодарском крае, поэтому меня назвали русским именем. Я слышал, что это очень красивое место, но я, к сожалению, ничего о нем не знаю. Мне очень хочется, чтобы вы помогли мне».

Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь Ване?

Замечательное предложение – рассказать о крае.

Что вы предложите сделать, чтобы он еще и увидел красоту нашего края?

Отлично – сделать ему в подарок карту.

Нам с вами посчастливилось жить в удивительном крае, который называется … как? (Ответы детей). Кубань, Краснодарский край. 

Что расположено на его территории?   (Поля, леса, горы, моря, реки, лиманы)

         Сегодня мы отправимся в путешествие по краю. А поможет нам вот этот кубик. На его гранях расположены фото с изображением различных мест нашего края. Вызывается ребенок, который выбирает фото на одной из граней куба. 

Поля

Ребята, вы знаете, что наш край называют «житницей» России. Как вы думаете, почему? Слово «жито» означает зерно, в нашем крае выращивают столько зерна, что хватит накормить всю Россию. Что выращивают ещё на полях?

Давайте наклеим соответствующие картинки на нашу карту в те места, где у нас изображены поля (дети выполнят, наклеивая картинки пшеницы, кукурузы, подсолнечника).

Выбираем следующую картинку на кубике: лес

Сейчас мы отправимся в лес. Что растет в лесу?  Какие вы знаете деревья?  Но мы обратим внимание на зеленые листики, растущие на лесной опушке.
Может быть, вам знакомо это растение? Потрите его листочек и ощутите аромат. (Ответы детей). Это мята.

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!

Мята используется человеком и для чая, и для лечения, и для приготовления пищи, даже для отпугивания комаров и москитов.

В крае произрастает несколько видов мяты. Давайте поиграем в игру «О чем говорят названия растений» и попробуем сами догадаться о происхождении названий разных видов мяты, растущей у нас.

Дидактическая игра «О чем говорят названия растений»

Мята полевая получила свое название, потому что … — эта мята растет в поле.
Мята водяная получила свое название, потому что … — эта мята растет вблизи водоемов.
Мята длиннолистная получила свое название, потому что … — эта мята имеет длинные листья.
Мята болотная получила свое название, потому что … — эта мята растет вблизи болот.
Мята колосистая получила свое название, потому что … — цветок этой мяты похож на колос.
Мята мелкоцветковая получила свое название, потому что … — цветы этой мяты маленькие, мелкие.

Кто живет в лесу? Каких животных вы знаете? Кто из вас знает, что такое «Красная книга»?  (Выслушать ответы детей). К сожалению не все люди бережно относятся к животным и есть их отдельные виды, которые находятся на грани вымирания, поэтому их занесли в «Красную книгу» и оберегают, это леопард, рысь, зубр.

Кто ещё живет в лесу? Каких птиц мы знаем? А сейчас давайте послушаем пение лесных птиц и проведем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

В углах комнаты под потолком расположены крупные картинки. Дети отыскивают глазами ту, которую называет воспитатель.

Головою поверти 
И глазами отыщи
Ту картинку, где всегда.
Птичка певчая видна.

(ворона, сорока, сова, кукушка)

Наклеим картинки деревьев, животных и птиц,  а также  «мяты» на карту края. В ту ее часть, где изображен лес. 

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Моря, реки, лиманы.

Как называется главная река края? 

Какие рыбы  водятся в наших реках и лиманах?

Какие моря есть в нашем крае?

 Отправляемся на море. Назовите знакомых вам морских обитателей Черного моря. (Ответы детей). Дельфины,  крабы, медузы, мидии, морские коньки.

Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные.
Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните. (Показ). Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезнен. Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Дидактическое упражнение «Щупальца медуз

Разрежьте ножницами по линиям щупальца медузы.

Сосчитайте щупальца. Сколько щупалец? (Ответы детей). С помощью ножниц сделайте одну щупальцу короче других. Какая по счету короткая щупальца у твоей медузы? (Ответы детей).
 Наклеим картинку «медуза» на карту края. В ту ее часть, где изображено море.

А картинки рыб туда, где изображены реки и лиманы. 

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Динамическая пауза «Поход»

А теперь — время для тренировки, ведь чтобы отправиться в настоящий поход по краю, нужно быть ловким и сильным. Потренируемся пробираться через пещеры (тоннель), лесные буреломы (пеньки), горные речки (ручей), морской каменистый берег (коррегирующая дорожка).

Предгорье

Это предгорье. Что это за место такое — предгорье? Вслушайтесь в само слово «предгорье». (Ответы детей). Предгорье — это место перед горами, примыкающее к горам.

Взгляните. (Показ). Узнаете это насекомое? (Ответы детей). Это стрекоза.

Стрекозы летают, потрескивая крыльями, и держат наготове сложенные сачком сильные волосатые лапы. В них-то и попадает добыча. 

За час стрекоза может съесть множество комнатных мух и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью. 
Погубить хотя бы одну стрекозу это все равно, что выпустить на волю целую тучу кусачих насекомых.

Стрекозы летают с огромной скоростью, могут в полете совершенно внезапно повернуть в нужную сторону, «включить» задний ход, сделать петлю или зигзаг, взлететь вертикально вверх как вертолет или резко опуститься вниз.

Упражнение «Охота стрекозы»

Возьмите простые карандаши и по пунктирной линии проведите путь стрекозы во время охоты за комарами.

Наклеим картинку «стрекоза» на карту края. В ту ее часть, где изображено предгорье. 

Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба).

Горы

А теперь взберемся на горы, здесь растет удивительное дерево — можжевельник. Ветви его причудливо изогнуты, как будто в узлы завязаны. Потому и получил можжевельник свое имя: «можжа» на старорусском языке означает «узел».
Есть у можжевельника шишкоягоды, когда они созревают, то становятся черными. 

Живет можжевельник очень-очень долго.. 
Звери и птицы очень любят можжевеловые шишкоягоды. Особенно рьяно – значит старательно, усердно, рыщут звери в поисках плодов осенью, перед тем, как залечь в спячку, а птицы – перед отлетом на юг. Плоды можжевельника действуют на них как лекарства, помогая избавиться от болезней.

Возьмите в руки спилы древесины можжевельника. Попробуйте на ощупь, почувствуйте ее запах.

Приятный для человека запах можжевельника совершенно невыносим для паразитов и вредоносных микробов.
Об очистительных свойствах можжевельника люди знали с давних времен. Наши предки, для изгнания из жилья дурного запаха, поджигали сухие плоды можжевельника. В старину для сохранения одежды от моли в сундуки клали куски ароматной можжевеловой древесины. Использовали можжевельник и в лечебных целях: он и животу полезен, и кашель исцеляет.

Наклеим картинку «можжевельник» на карту края. В ту ее часть, где изображены горы. 

Взгляните на карту. Наше путешествие по краю подошло к концу, карта заполнилась, вы узнали много нового. А для чего мы делали карту?

 Как вы думаете, что больше всего понравится нашему гостю?

Что и кому он сможет рассказать?

А впереди нас ждет еще больше интересного — ведь наш родной край удивительный, разнообразный, красивый!

Медуза, рисунок, клипарт

Стрекоза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Образ Пресвятой богородицы – женщины матери».

Цель:Познакомить детей с основными событиями жизни Богородицы.Дать преставление об основных православных праздниках и духовно-нравственном укладе жизни своего народа.Способствовать оптимистическому во...

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе Тема : Наши предки — славяне!

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группеТема : Наши предки — славяне!Провела Оленченко Т.Г. МДОУ «Ромашка» 2009г.    Программное содержание1....

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Весёлая ярмарка"

Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи....

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «СТРАНЫ МИРА»

.Развивать познавательные способности детей на основе ознакомления с культурным наследием народов разных национальностей. Закреплять развитие интереса к культурному наследию русского народа..Воспитыва...

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Вулканы"

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребнос...

Конспект непрерывной образовательной познавательной деятельности в подготовительной группе «Профессии мам»

Цель: Формирование представлений о труде взрослых (профессии мам), его  роли  в обществе и жизни каждого человека.Программные задачи:1.Закреплять представления детей о профессиях мам, о выпо...

Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: Наши земляки во время ВОВ С.С. Наровчатов

Есть в Магадане пять улиц, которые носят имена солдат-героев, в разные годы сражавшихся за свободу нашей страны. Рассказ о С.С. Наровчатове  именем которого названа одна из центральных...