Конспект НОД на тему: «Экскурсия в казачество»;
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

 Знакомство детей с кубанским народом, формирование духовно-эстетической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachestvo_1.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему:

 «Экскурсия в казачество»;

(подготовительная группа).

Воспитатель Карпова А.А.

Приоритетная образовательная область: «познавательное развитие».

Программные задачи:

  1. Знакомить детей с кубанским народом, формировать духовно-эстетическую культуру;
  2. Уметь применять народные поговорки и пословицы;
  3. Развивать любознательность;

Материалы:

  1. Иллюстрации с нарядами казаков;
  2. Предметы быта казаков;
  3. Песни и музыка казаков;
  4. Иллюстрации природы Кубани;
  5. Костюмы для детей;
  6. Презентация для сопровождения занятия;
  7. Материал для аппликации «Хата казака».

Предварительная работа:

  1. Ознакомление с бытом казаков;
  2. Заучивание танца, песни и поговорок;
  3. Ознакомление с промыслом хлеборобов.

Ход деятельности.

(Заходят дети в зал под музыкальное сопровождение народной песни «По Дону гуляет казак молодой» и слайды на экране «Кубань», их встречает казачка)

Воспитатель: Здорово дневали!

Дети: Слава Богу!

Воспитатель: Хлопцы и дивчины, кто мне ответит, в какой стране мы живем? (ответы детей)

Воспитатель: В России, верно. А в каком крае? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, в Краснодарском крае. В крае, который очень богат народным промыслом, своими полями и лугами, а так же обрядами и традициями. Ну а кто же тогда ответит, как зовется наша малая Родина, в которой мы живем? (ответы детей: «-Кубань»)

Воспитатель:

Край родной Кубанский- Родина моя,
    В этом крае выросла вся моя родня.

Дедушка в колхозе хлеборобом был
    Хлебушек кубанский на полях растил

Горы и долины на Кубани есть
    И моря и нивы все не перечесть…

По морям далеким папа ходит мой
    И простор широкий видит не впервой.

Говорит мой папа краше края нет
   Дом где пахнет хлебом лучше в мире нет.

Воспитатель: Ребята, кто может ответить, почему наша малая Родина называется Кубань? (произошла от названия реки Кубань, расположенной на территории Краснодарского края)

Воспитатель: Какие молодцы. Ребята, мне кажется вдали слышен топот копыт… (прислушивается. Звучит музыкальное сопровождение «топот копыт и ржание коня». На слайде видеозапись «Казак скачет на коне»)

 (Прискакал казак на коне. На экране сменилось изображение на стоящего казака с конем)

Казак: Здорово дневали, ребята!

Дети: Слава Богу!

Воспитатель: Здорово дневали, казак! Я уверена, что ты не спроста прискакал на своем красивом коне к нам в детский сад, наверняка что-то произошло?

Казак: Хлопчики мои дорогие, нечего вам волноваться, я к вам с добрыми вестями. Гуляние у нас на Кубани, казаки ярмарку затеяли, вас приглашают! Айда со мной на ярморочные гуляния!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите на Кубанскую ярмарку? (ответы детей)

Казак: Сейчас я всем предлагаю оседлать коней и отправиться со мной на ярмарку!

Игра «Наездники»

Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Казак: Настоящие казаки! И коней оседлали, и до ярмарки добрались!

 (на экране видеоролик гуляний на ярмарке с музыкальным сопровождением. Детей встречает казачка и подводит к хатке с предметами быта казаков).

Казачка: Здравствуйте, ребята! (ответ детей)

Казачка: Добро пожаловать, ребятки, в казачий дом! Обратите внимание на хатку казаков, она не кирпичная, как ваши дома. Хатки делались из глины и соломы, а затем их белили, чтобы вид у них был эстетический. Казак, а что это за предметы? Расскажи ребятам для чего они.

(на экране слайд «Убранство хаты»)

Казак: (делает акцент на изображение нарядов казаков) Хлопчики, обратите внимание на стол. Это рушник- традиционный элемент украшения казачьего жилища. Их делали хозяюшки из ткани домашнего производства, обшивали кружевами с двух концов и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего располагалась по краю рушника и носила в себе растительный характер: цветы, деревца, веточки. Но так же рукодельницы вышивали и геометрические фигуры, и вазоны с цветами, и даже изображения птиц. Готовыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, где висела икона. (показывает на стол с иконой накрытой расписным рушником)

Воспитатель: Как интересно. Ребята, а ведь хозяюшки не только были рукодельницами и хранительницами домашнего очага, но еще и дочерей воспитывали будущими хозяюшками.

Казак: Да, верно. Воспитание дочери всегда занималась мать. Она ее учила быть ласковой и покорной, учила помогать по хозяйству. А вот воспитание сыновей занимались отцы.

Казачка: Хлопцы и дивчины, а теперь вы превращаетесь в настоящих казаков! (казак и казачка одевают детям народный костюм казаков)

Казак: А еще наши хозяюшки пекут очень вкусный хлеб и сейчас вы им поможете в этом. (дети вместе с казачкой замешивают тесто, придают форму хлеба и отправляют в русскую печь)

Казачка: Ну а пока хлебушек печется, вы мне расскажите, какие вы знаете поговорки про хлеб?

Ответы детей:

 - От хлеба-соли не отказываются;

- Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной- отец наш родной;

- Хлеба больше посеешь- победу приблизить сумеешь;

- Хлеб вскормит, вода вспоит;

- Хлеб всему голова.

Казачка: Какие вы молодцы! Ну раз вы знаете такие поговорки, значит у вас вкусный хлебушек получится, давайте проверим? (казачка достает с печи заранее подготовленный готовый каравай и угощает детей)

Казачка: Ну что, казачата, получился у вас хлебушек? (ответы детей) Настоящий, казачий хлебушек!

Казак: Казачка, посмотри какие ребята умницы! И на конях скакать умеют, и хлебушек испекли!

Воспитатель: Казак, а наши ребята не только умеют помогать, но и веселиться как казаки.

Танец «Казаки»

Казачка: Ай да хлопцы, ай да дивчины, души наши порадовали!

Воспитатель: Ребята, а давайте казаку и казачке расскажем стихотворение?

Дети (хором):

Шумит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в желтом океане

Зеленый парус тополей.

Стоят хлеба.

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За щедрость, выдержку казачью,

За доблесть, мужество и труд.

На поле жатки величаво

Слагают ровные валки,

Они в венок своей державы

Вплетают чудо - колоски…

Казак: Какие талантливые у нас казаки! А давайте с вами немного поиграем? Повторяйте за мной, ребятишки!

Физминутка (с музыкальным сопровождением):

Кто шагает дружно в ряд, посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд, казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет, в поводу, в поводу.

То коня казак ведет под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой с седоком, с седоком,

Охраняя наш покой с казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Казак: Ну что, хлопчики, понравилось быть казаками? (ответы детей) То, что вы настоящие казаки я уже увидел, но ведь у казака должна быть хата, свое хозяйство и конь. (подводит к столу. На экране слайд «Казаки строят хату»). Дивчины и хлопчики, смотрите, а что это у нас на столе?

Дети: Геометрические фигуры, солома, фигурки животных и большой ватман.

Воспитатель: Верно, а вам необходимо построить свою хатку, завести хозяйство.

Казак: Как интересно! А я как настоящий казак буду вам помогать советом. (дети из геометрических фигур выкладывают хату и деревья, на крышу выкладывают солому, вокруг дома разводят хозяйство из фигурок животных и птиц)

Воспитатель: Вот какие у нас казаки да казачки! И хату построили, и сад высадили, и животных завели! Ребята, как вы думаете, у вас получилось быть настоящими казаками? (ответы детей)

Казак: А что вы сегодня нового узнали на Кубанской ярмарке? (ответы детей)

Казачка: Ну раз вы стали настоящими казаками, помогли и дом построить, и с хозяйством управиться, а хлебушек какой вкусный испекли, то мы с казаком вас приглашаем к столу на чай из самовара и выпечку наших хозяюшек!

(дети подходят к столу с угощениями. Казак, казачка и воспитатель разливают чай из самовара и раздают выпечку детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта НОД на тему «Экскурсия в мини-музей "Солнечный мир"

Экскурсия для детей среднего,старшего, подготовительного возраста...

Конспект НОД по теме "Экскурсия в музей детского сада"

Конпект интегрированного занятия по окружающему миру и ручному труду с элементами экспериментирования....

Конспект по ОЗОЖ . Тема: "Экскурсия в институт органов чувств" Возрастная группа: старшая

Задачи: Уточнить знания детей о назначении органов чувств человека в познании окружающего мира, закреплять знания о пользе витаминов, содержащихся в определенных продуктах питания. Учить детей пр...

Конспект образовательной деятельности Тема: «Экскурсия в музей изобразительных искусств».

Данный материал предназначен для педагогов и педагогов изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе.Конспект составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС.Также приложен Анал...

Конспект занятия на тему: «Экскурсия в прачечную».

Конспект занятия на тему: «Экскурсия в прачечную». Цель:- Развивать познавательные интересы детей.- Познакомить детей с профессией прачка.Задачи:Воспитательные.- Развивать познаватель...

План-конспект экскурсии на тему «Экскурсия в библиотеку» в подготовительной группе.

Цель: познакомить детей с профессией библиотекаря.Задачи:Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.Развивающие: обогащение ...

Конспект занятия на тему: «Экскурсия по городу»

Цель: Расширить кругозор, знания о своем родном городе Санкт-ПетербургеОборудование: игрушка кот Эрмит, презентация Экскурсия по городу на электронном носителе....