Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Обычаи и традиции русского народа»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Анастасия Алексеевна Белоногова

Конспект открытого занятия в средней группе на тему

«Обычаи и традиции русского народа»

Цель: формировать знания детей  о традициях и обычаях русского народа.

Задачи:

- закрепить знания воспитанников о жизни, быте и творчестве русского народа;

- повторить с детьми разные формы русского фольклора – загадки, пословицы, народная игра;

- продолжать развивать внимание, память, мышление;

- закрепить новые понятия в активном словаре дошкольников: россияне, столица, президент, ухват, изба, коромысло, чугунок, рубель, прялка, лапти;

- повторить факты о стране, исторических символах, современных госсимволах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе на тему

«Обычаи и традиции русского народа»

Цель: формировать знания детей  о традициях и обычаях русского народа.

Задачи:

- закрепить знания воспитанников о жизни, быте и творчестве русского народа;

- повторить с детьми разные формы русского фольклора – загадки, пословицы, народная игра;

- продолжать развивать внимание, память, мышление;

- закрепить новые понятия в активном словаре дошкольников: россияне, столица, президент, ухват, изба, коромысло, чугунок, рубель, прялка, лапти;

- повторить факты о стране, исторических символах, современных госсимволах.

Материалы и оборудование: карта России для детей дошкольного возраста, изображение машины времени, телевизор, телефон, беспроводная колонка, кукла-бабушка, звукозапись загадок, музыкальные композиции «Машина времени», «Жили у бабуси…», деревянные ложки - по 2 штуки на каждого ребенка, предметы русского быта, мебель и атрибуты для оформления русской избы.

Ход образовательной деятельности

1. Вступительная часть.  Организационный момент. Мотивация.

 Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель задает детям  вопрос: «Что у нас нового появилось в группе?». Ребята смотрят по сторонам и обращают внимание, что на стене появилась карта.

Воспитатель:

- Ребята, а что это такое весит на стене? Что здесь нарисовано? (Дети отвечают.)

- Да, ребята, это карта нашей страны России. Что вы можете рассказать о России? Как называют одним словом людей, которые живут в России?

- Молодцы! А как называется столица России? Что такое столица? А как зовут нашего президента? Какие государственные символы России вы знаете? Что можете рассказать о них? (Дети отвечают. Воспитатель дополняет ответы)

Воспитатель: Молодцы! Россия появилась очень давно. Называлась она тогда Русь. Мне так хочется узнать, как раньше жили люди на Руси. А вам, ребята? (Дети отвечают) 

- Сегодня мы совершим путешествие во времени и перенесемся в Древнюю Русь. А на чем мы сможем туда попасть? (Дети отвечают) 

- Правильно, ребята, на машине времени.

        На экране появляется картинка машины времени. Воспитатель приглашает ребят встать в круг. Предлагает детям закрыть глаза и покрутиться вокруг себя.  Под музыку произносит слова: «Раз, два, три машина времени нас в прошлое перенеси». Музыка останавливается, воспитатель читает четверостишие.

2. Основная часть.

Воспитатель: Русь деревянная, край мой родной, 

                          Где исстари русские люди живут.

                          Они прославляют дом дорогой

                          И песни душевные звонко поют.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Русь называют деревянной? (Дети отвечают.) Конечно, потому что раньше люди строили себе дома из дерева. А как называется деревянный дом Руси? (Дети отвечают.) Правильно, изба. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу самой красивой, нарядной. Все украшения избы тоже были деревянными. Все, что было внутри избы, делали из дерева: пол, потолок, мебель, посуду.

- Ребята, посмотрите, мы с вами перенеслись в прошлое. Что же вы видите? (Дети отвечают.)

- Правильно, ребята, это русская изба. Проходите, присаживайтесь.

Воспитатель: В избе дорогих гостей всегда усаживали возле печки. (Читает четверостишие.)

Печка-сударушка

Печка-сударушка, нам помоги,

Вкусную кашу нам отвари,

Нам пирогов и хлебов напеки,

Спать на себе в тепле уложи.

С печкой уютно, с печкой тепло,

В доме богатство, здоровье, добро.

Воспитатель: В каждой избе была печка-матушка, печь-кормилица. Ребята, а как вы думаете, почему печку называют кормилицей? (Дети отвечают.) Да, верно, потому что на ней готовили. А чем еще печь помогала людям? (Дети отвечают.) Верно, еще печь давала тепло, и на ней люди спали. А что сейчас у вас дома заменяет печку? (Дети отвечают: плита, отопление, кровати.) Вот как много всего! Молодцы, все верно говорите.

- А сейчас давайте проверим, знаете ли вы предметы быта в избе. А в этом мне может бабушка-загадушка (воспитатель показывает куклу). Бабушка-загадушка будет загадывать вам загадки. Слушайте внимательно и отгадывайте.

        Воспитатель включает звукозапись загадок. После каждой отгаданной загадки показывает предмет и кратко рассказывает про него.

Загадки

Замесила мама тесто,

В жаркое поставит место.

Тесто там не испарится –

В хлеб румяный превратится. (Ответ: печка.)

В уголке стоит бычок, не бодается,

Он не ест, не пьет, а за еду хватается,

Схватит в печке котелок – отдает

И послушно в уголок отойдет. (Ответ: ухват.)

Стоит медный толстячок,

Поставил ручки на бочок,

Он кипит, шипит, сипит –

Всем чаевничать велит. (Ответ: самовар.)

Носит хозяюшка воду с утра,

Всяко быстрее нести два ведра!

Так на плечах у хозяйки повисло

И ведра держит теперь… (Ответ: коромысло.)

Снизу узок, верх широк,

И с ухватом он дружок.

Пар от каши – в потолок!

Стоит в печке… (Ответ: чугунок.)

Деревянная лошадка

Привезла нам каши сладкой,

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот. (Ответ: ложка.)

Воспитатель: Ребята, смотрите, а это что такое? (Дети отвечают.) Верно, это сундук. Хотите посмотреть, что там внутри? На сундуке весит замок. Что же делать? Давайте попробуем снять замок, но для этого нужно встать и немного постараться. За дело! (Проводит физкультминутку.)

Физкультминутка «Открываем замок»

На сундуке замок висит – как открыть, раз он закрыт? (Дети шагают.) Раз – получше потяни, (Тянутся.)

Два – попробуй, покрути, (Делают повороты вправо и влево.)

Три – сильнее постучи. (Топают ногами.)

Оп! (Один раз хлопают в ладоши.)

Открылся, посмотри!

Воспитатель: Отлично! У нас получилось открыть сундук. Посмотрите, здесь лежит много разных предметов. Давайте расскажем нашим гостям, как они называются и для чего нужны.

Показывает каждый предмет. Сначала спрашивает у детей, что это, затем продолжает показывать и кратко рассказывает про него. Также дети сами могут называть предметы, которые показывает воспитатель, и рассказывать о них.

Воспитатель: Подскажите, что это? (Показывает прялку. Дети отвечают.) Да, это прялка. На ней женщины пряли пряжу, то есть делали из шерсти от домашних животных нитки, из которых потом вязали теплые вещи. А это что такое? (Показывает лапти. Дети отвечают.) Верно, это лапти – обувь, в которой раньше ходили. Лапти делали своими руками из бересты. А это что, помните? (Показывает люльку. Дети отвечают.) Конечно, это люлька. Это кроватка для малышей, ее тоже делали из дерева и вешали рядом с печкой, чтобы малышу было тепло. А вот это что такое интересное? (Показывает рубель. Дети отвечают.) Молодцы, узнали рубель. Рубель использовали при стирке белья. Скажите, а вы знаете, что сейчас используют люди вместо рубеля? (Дети отвечают: стиральную машину.) А вместо самовара? (Дети отвечают: чайник.) Вместо колодца? (Дети отвечают: водопровод.)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как вы много всего знаете.

- В старину на Руси было очень много умельцев! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать картину, игрушки или шкатулку. А какую необычную посуду делали из дерева? Ими можно было и есть, и играть. (Дети отвечают: ложки.) Точно! Русские люди обратили внимание на то, что деревянные ложки издают очень приятный звук. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

Игра с ложками. Воспитатель включает композицию «Жили у бабуси…» из м/ф «Два веселых гуся» (реж. Л. Носырев, комп. В. Купревич, 1970). Дети под нее ритмично отбивают ложками.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как у вас хорошо получается играть на ложках, настоящие лошкари. Наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Произносит слова «Раз, два, три машина времени нас в детский сад перенеси». Под музыку ребята возвращаются в детский сад.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о нашем путешествии в Древнюю Русь? Что нового вы узнали? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Огонь-друг, огонь-враг"

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: Огонь-друг, огонь-враг"...

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха»

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха»....

Конспект открытого занятия в средней группе по теме: "Волшебница-вода"

Открытая совместная деятельность-эспериментирование.Тема занятия "Волшебница-вода" Занятие проводилось подгруппой детей (8 человек) ....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Обычаи и традиции русского народа»

Рассказ для детей о традициях и обычаях народов мира.Национальные праздники,блюда,необычные обряды....

Методическая разработка Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Культура и традиции русского народа»

Методическая разработкаИнтегрированное занятие в средней группена тему:«Культура и традиции русского народа»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во средней группе на тему: "Культура и традиции русского народа""

1. Продолжать знакомить детей с бытом, утварью, фольклором  и прикладным искусством русского народа.2. Формировать представления детей о возникновении и развитии древней Руси.3. Совершенствовать ...