Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Обычаи и традиции русского народа»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект открытого занятия в средней группе на тему
«Обычаи и традиции русского народа»
Цель: формировать знания детей о традициях и обычаях русского народа.
Задачи:
- закрепить знания воспитанников о жизни, быте и творчестве русского народа;
- повторить с детьми разные формы русского фольклора – загадки, пословицы, народная игра;
- продолжать развивать внимание, память, мышление;
- закрепить новые понятия в активном словаре дошкольников: россияне, столица, президент, ухват, изба, коромысло, чугунок, рубель, прялка, лапти;
- повторить факты о стране, исторических символах, современных госсимволах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в средней группе на тему
«Обычаи и традиции русского народа»
Цель: формировать знания детей о традициях и обычаях русского народа.
Задачи:
- закрепить знания воспитанников о жизни, быте и творчестве русского народа;
- повторить с детьми разные формы русского фольклора – загадки, пословицы, народная игра;
- продолжать развивать внимание, память, мышление;
- закрепить новые понятия в активном словаре дошкольников: россияне, столица, президент, ухват, изба, коромысло, чугунок, рубель, прялка, лапти;
- повторить факты о стране, исторических символах, современных госсимволах.
Материалы и оборудование: карта России для детей дошкольного возраста, изображение машины времени, телевизор, телефон, беспроводная колонка, кукла-бабушка, звукозапись загадок, музыкальные композиции «Машина времени», «Жили у бабуси…», деревянные ложки - по 2 штуки на каждого ребенка, предметы русского быта, мебель и атрибуты для оформления русской избы.
Ход образовательной деятельности
1. Вступительная часть. Организационный момент. Мотивация.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель задает детям вопрос: «Что у нас нового появилось в группе?». Ребята смотрят по сторонам и обращают внимание, что на стене появилась карта.
Воспитатель:
- Ребята, а что это такое весит на стене? Что здесь нарисовано? (Дети отвечают.)
- Да, ребята, это карта нашей страны России. Что вы можете рассказать о России? Как называют одним словом людей, которые живут в России?
- Молодцы! А как называется столица России? Что такое столица? А как зовут нашего президента? Какие государственные символы России вы знаете? Что можете рассказать о них? (Дети отвечают. Воспитатель дополняет ответы)
Воспитатель: Молодцы! Россия появилась очень давно. Называлась она тогда Русь. Мне так хочется узнать, как раньше жили люди на Руси. А вам, ребята? (Дети отвечают)
- Сегодня мы совершим путешествие во времени и перенесемся в Древнюю Русь. А на чем мы сможем туда попасть? (Дети отвечают)
- Правильно, ребята, на машине времени.
На экране появляется картинка машины времени. Воспитатель приглашает ребят встать в круг. Предлагает детям закрыть глаза и покрутиться вокруг себя. Под музыку произносит слова: «Раз, два, три машина времени нас в прошлое перенеси». Музыка останавливается, воспитатель читает четверостишие.
2. Основная часть.
Воспитатель: Русь деревянная, край мой родной,
Где исстари русские люди живут.
Они прославляют дом дорогой
И песни душевные звонко поют.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Русь называют деревянной? (Дети отвечают.) Конечно, потому что раньше люди строили себе дома из дерева. А как называется деревянный дом Руси? (Дети отвечают.) Правильно, изба. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу самой красивой, нарядной. Все украшения избы тоже были деревянными. Все, что было внутри избы, делали из дерева: пол, потолок, мебель, посуду.
- Ребята, посмотрите, мы с вами перенеслись в прошлое. Что же вы видите? (Дети отвечают.)
- Правильно, ребята, это русская изба. Проходите, присаживайтесь.
Воспитатель: В избе дорогих гостей всегда усаживали возле печки. (Читает четверостишие.)
Печка-сударушка
Печка-сударушка, нам помоги,
Вкусную кашу нам отвари,
Нам пирогов и хлебов напеки,
Спать на себе в тепле уложи.
С печкой уютно, с печкой тепло,
В доме богатство, здоровье, добро.
Воспитатель: В каждой избе была печка-матушка, печь-кормилица. Ребята, а как вы думаете, почему печку называют кормилицей? (Дети отвечают.) Да, верно, потому что на ней готовили. А чем еще печь помогала людям? (Дети отвечают.) Верно, еще печь давала тепло, и на ней люди спали. А что сейчас у вас дома заменяет печку? (Дети отвечают: плита, отопление, кровати.) Вот как много всего! Молодцы, все верно говорите.
- А сейчас давайте проверим, знаете ли вы предметы быта в избе. А в этом мне может бабушка-загадушка (воспитатель показывает куклу). Бабушка-загадушка будет загадывать вам загадки. Слушайте внимательно и отгадывайте.
Воспитатель включает звукозапись загадок. После каждой отгаданной загадки показывает предмет и кратко рассказывает про него.
Загадки
Замесила мама тесто,
В жаркое поставит место.
Тесто там не испарится –
В хлеб румяный превратится. (Ответ: печка.)
В уголке стоит бычок, не бодается,
Он не ест, не пьет, а за еду хватается,
Схватит в печке котелок – отдает
И послушно в уголок отойдет. (Ответ: ухват.)
Стоит медный толстячок,
Поставил ручки на бочок,
Он кипит, шипит, сипит –
Всем чаевничать велит. (Ответ: самовар.)
Носит хозяюшка воду с утра,
Всяко быстрее нести два ведра!
Так на плечах у хозяйки повисло
И ведра держит теперь… (Ответ: коромысло.)
Снизу узок, верх широк,
И с ухватом он дружок.
Пар от каши – в потолок!
Стоит в печке… (Ответ: чугунок.)
Деревянная лошадка
Привезла нам каши сладкой,
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот. (Ответ: ложка.)
Воспитатель: Ребята, смотрите, а это что такое? (Дети отвечают.) Верно, это сундук. Хотите посмотреть, что там внутри? На сундуке весит замок. Что же делать? Давайте попробуем снять замок, но для этого нужно встать и немного постараться. За дело! (Проводит физкультминутку.)
Физкультминутка «Открываем замок»
На сундуке замок висит – как открыть, раз он закрыт? (Дети шагают.) Раз – получше потяни, (Тянутся.)
Два – попробуй, покрути, (Делают повороты вправо и влево.)
Три – сильнее постучи. (Топают ногами.)
Оп! (Один раз хлопают в ладоши.)
Открылся, посмотри!
Воспитатель: Отлично! У нас получилось открыть сундук. Посмотрите, здесь лежит много разных предметов. Давайте расскажем нашим гостям, как они называются и для чего нужны.
Показывает каждый предмет. Сначала спрашивает у детей, что это, затем продолжает показывать и кратко рассказывает про него. Также дети сами могут называть предметы, которые показывает воспитатель, и рассказывать о них.
Воспитатель: Подскажите, что это? (Показывает прялку. Дети отвечают.) Да, это прялка. На ней женщины пряли пряжу, то есть делали из шерсти от домашних животных нитки, из которых потом вязали теплые вещи. А это что такое? (Показывает лапти. Дети отвечают.) Верно, это лапти – обувь, в которой раньше ходили. Лапти делали своими руками из бересты. А это что, помните? (Показывает люльку. Дети отвечают.) Конечно, это люлька. Это кроватка для малышей, ее тоже делали из дерева и вешали рядом с печкой, чтобы малышу было тепло. А вот это что такое интересное? (Показывает рубель. Дети отвечают.) Молодцы, узнали рубель. Рубель использовали при стирке белья. Скажите, а вы знаете, что сейчас используют люди вместо рубеля? (Дети отвечают: стиральную машину.) А вместо самовара? (Дети отвечают: чайник.) Вместо колодца? (Дети отвечают: водопровод.)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как вы много всего знаете.
- В старину на Руси было очень много умельцев! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать картину, игрушки или шкатулку. А какую необычную посуду делали из дерева? Ими можно было и есть, и играть. (Дети отвечают: ложки.) Точно! Русские люди обратили внимание на то, что деревянные ложки издают очень приятный звук. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.
Игра с ложками. Воспитатель включает композицию «Жили у бабуси…» из м/ф «Два веселых гуся» (реж. Л. Носырев, комп. В. Купревич, 1970). Дети под нее ритмично отбивают ложками.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как у вас хорошо получается играть на ложках, настоящие лошкари. Наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Произносит слова «Раз, два, три машина времени нас в детский сад перенеси». Под музыку ребята возвращаются в детский сад.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о нашем путешествии в Древнюю Русь? Что нового вы узнали? Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»
История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...
Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Огонь-друг, огонь-враг"
Конспект открытого занятия в средней группе на тему: Огонь-друг, огонь-враг"...
Конспект открытого занятия в средней группе по теме: "Волшебница-вода"
Открытая совместная деятельность-эспериментирование.Тема занятия "Волшебница-вода" Занятие проводилось подгруппой детей (8 человек) ....
Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Путешествие в лес"
Программное содержание: закреплять знания о лесе, деревьях, насекомых, животных, которые живут в лесу. Закреплять знания о правилах поведения в лесу. Воспитывать любовь к природе. Продолжать раз...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Обычаи и традиции русского народа»
Рассказ для детей о традициях и обычаях народов мира.Национальные праздники,блюда,необычные обряды....
Методическая разработка Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Культура и традиции русского народа»
Методическая разработкаИнтегрированное занятие в средней группена тему:«Культура и традиции русского народа»...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во средней группе на тему: "Культура и традиции русского народа""
1. Продолжать знакомить детей с бытом, утварью, фольклором и прикладным искусством русского народа.2. Формировать представления детей о возникновении и развитии древней Руси.3. Совершенствовать ...