Программа по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа может быть использована педагогами дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы" | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы
«Школа № 830»
ПРОГРАММА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«Юные Умники и Умницы»
для детей дошкольного возраста
(5-7 лет)
Авторы программы:
Старший воспитатель Кутилина Е.А.
Старший воспитатель Федорчук Т.В.
Старший воспитатель Сухорутченко О.Ф.
Москва, 2015
Пояснительная записка
Всестороннее развитие личности является объективной необходимостью, вытекающей из потребностей общества. Одной из важнейших сторон которого является интеллектуальное развитие.
Дошкольное образования обеспечивает создание базисного фундамента развития личности ребёнка, что даёт ему возможность успешно овладеть разными видами деятельности. Именно в дошкольном детстве закладываются основы представлений и понятий, которые в дальнейшем существенно влияют на интеллектуальное развитие ребёнка.
Основной смысл интеллектуального развития – использование приёмов, требующих задействования мышления, воображения, подкрепленных эмоциональными переживаниями.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, он принадлежит к высшим познавательным процессам опосредованного и общественного отражения действительности.
Важный признак мышления – умение выделить существенное, самостоятельно приходить к обобщениям. Мышление, как процесс, означает изучение внутренних причин, которые приводят к образованию познавательных результатов. При таком процессе проявляют себя умения: анализ, синтез, обобщение.
Воображение, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов. Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа, а также обеспечивающий создание программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Проблемы интеллектуального развития дошкольников.
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем современного общества. Она учитывает новые социальные и психолого — педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия, мышления и умственной работоспособности.
Проблема интеллектуального развития детей в истории педагогической мысли рассматривается во многих работах. Так, например, И.Г. Песталоцци, создавая теорию элементарного образования, включил в её содержание умственное образование детей. Важной задачей автор видел накопление ребенком знаний на основе чувственного опыта и развития умственных способностей.
Н.Н.Подьяков выявил, что в дошкольном возрасте в условиях решения практических задач происходит переориентировка сознания детей с результата на способы его достижения, где особое место занимают обобщенные способы. Дети начинают осознавать способ получения знаний и это является крайне важным для интеллектуального развития. Иметь обобщенное понятие о предмете – значит владеть общим способом построения этого предмета, что выступает определенным законом интеллектуального развития. Это положение касается детей школьного возраста, однако современные исследования А.Н.Поддьякова доказывают возможность, несмотря на «относительную незрелость», развития у дошкольников категориальных структур мышления.
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и так далее.
Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, то есть мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, то есть понятие выступает - и как исходный элемент познания - и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
Цель программы: формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством развития всех компонентов устной речи и категориальных структур мышления.
Задачи:
- Формировать у ребёнка такие качества, как осведомленность, любознательность, сообразительность;
- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- Совершенствовать речь, произвольное внимание, память;
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний, доказывать свою точку зрения;
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Характерные особенности программы:
- Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
- Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
- Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
- Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
- Использование новейших разработок по теме “Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
- Применение здоровье сберегающих технологий.
- Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
- Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
- Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Программа дополнительного образования «Юные умники и умницы» рассчитана на 2 года обучения. Первый год- возрастная группа 5-6 лет, второй - возрастная группа 6-7 лет. Занятия в каждой группе проводятся 2 раза в неделю - первое направлено на развитие речи и мышления детей, второе логико-математических и конструктивных способностей детей.
Для реализации программы используются следующие методы:
- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей ).
- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
- Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
- Систематичности и последовательности;
- Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей;
- Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала;
- Равноправного партнерства взрослого и ребенка;
- Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.
Ожидаемые результаты по окончанию изучения программы:
- Ребенок владеет основными логическими операциями как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
- Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
- Способен объединять и распределять предметы по группам;
- Свободно оперирует обобщающими понятиями;
- Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;
- Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;
- Делает умозаключения при помощи суждений;
- Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний;
- Ребенок наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы;
- Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Учебно-тематический план
Первый год обучения (5-6 лет)
Месяц | Блок | Раздел | Кол- во часов |
Октябрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 4 |
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Цвет и форма. Комбинирование. Свойства предметов. Действия по алгоритму. Логические задачи | 4 | |
Ноябрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 4 |
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Классификация. Геометрические фигуры Работа по алгоритму. Конструирование геометрических фигур. Логические задачи | 4 | |
Декабрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Объёмные фигуры Сравнение | 4 | |
Январь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с социальным миром | 2 |
Ознакомление с миром природы | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Ориентировка в пространстве и на плоскости Логические задачи | 4 | |
Февраль | Развитие речи и мышления | Ознакомление с социальным миром | 4 |
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Количество и счёт Ориентировка в пространстве в соответствии с планом Логические задачи | 4 | |
Март | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 3 |
Ознакомление с предметным окружением | 1 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Количество и счёт Измерение Понятие множество, классы Свойства объектов Логические задачи | 4 | |
Апрель | Развитие речи и мышления | Ознакомление с предметным окружением | 1 |
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Ознакомление с миром природы | 1 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Свойства объектов Сравнение Понятия: точка, прямая линия, отрезок, луч Логические задачи | 4 | |
Май
| Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Количество и число Признаки объектов Закономерность Классификация Логические задачи | 4 | |
Итого | 64 |
Учебно-тематический план
Второй год обучения(6-7лет)
Месяц | Блок | Раздел | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 4 |
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей. | Символическое изображение объектов Логические задачи | 4 | |
Ноябрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 4 |
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей. | Признаки предметов Состав числа Схема Логические задачи | 4 | |
Декабрь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей. | Признаки объектов Закономерность Ориентировка в пространстве Действие по плану Символическое изображение вещей Логические задачи | 4 | |
Январь | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с предметным окружением | 2 | ||
Вторая ступень математики | Упорядочивание предметов Признаки предметов Действие по алгоритму Логические задачи | 4 | |
Февраль | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 1 |
Ознакомление с предметным окружением | 3 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей. | Действия сложения и вычитания Закономерность Признаки объектов Логические задачи | 4 | |
Март | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с предметным окружением | 1 | ||
Ознакомление с социальным миром | 1 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Логические операции Логические связи | 4 | |
Апрель | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 1 |
Ознакомление с предметным окружением | 1 | ||
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Опытно – исследовательская деятельность Разбиение множества на классы Сравнение Логические операции | 4 | |
Май | Развитие речи и мышления | Ознакомление с миром природы | 2 |
Ознакомление с социальным миром | 2 | ||
Формирование логико – математических представлений и конструктивных способностей | Симметрия Сравнение чисел Классификация Умозаключения | 4 | |
Итого: | 64 |
Содержание программы с детьми 5-6 лет
по развитию речи и мышления
Каждое задание включает в себя цикл игровых заданий и направлено на:
- развитие фонематического слуха («Назови звук», «Угадай слово»)
- обогащение словарного запаса, понимание смысла слов («Рассмотри картинку и ответь на вопросы», «Продолжи предложение»),
- на развитие связной речи («Расскажи о картинке так, как будто ты видишь ее, а тот, кому ты рассказываешь, нет», «Расскажи по плану»),
- на развитие грамматической стороны речи: образование существительных множественного числа в родительном падеже, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, правильная постановка ударения при склонении существительных («Назови один-много», «Назови ласково»)
- на развитие мышления, внимания, тактильных ощущений («Расскажи и покажи», «Что неправильно нарисовал художник?»)
- умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения («Что лишнее? Назови и объясни», «Объясни пословицу», «Найди отличия», «Вопрос на засыпку!»)
- умение соотносить символ (знак) с предметом («Раскрась в соответствии со знаком»).
Содержание программы с детьми 6-7 лет
по развитию речи и мышления
Каждое задание включает в себя цикл игровых заданий и направлено на:
- развитие фонематического слуха («Назови звук», «Угадай слово», «Выполни звуковой разбор слова»)
- обогащение словарного запаса, понимание смысла слов («Объясни слова», «Какие слова родственники выделенному, а какие нет?»)
- на развитие связной речи: фантазировать, выстраивать сюжет самостоятельно («Рассмотри картинки и составь по ним рассказ», «Продолжи рассказ», «Исправь рассказ»)
- на развитие грамматической стороны речи: образование существительных множественного числа в родительном падеже, образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме, правильная постановка ударения при склонении существительных («Назови четвертое слово», «Что где?»)
- на развитие мышления, внимания, тактильных ощущений («Упражнение для пальчиков», «Продолжи ряд»)
- умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения («Что лишнее? Назови и объясни», «Объясни пословицу», «Найди отличия», «Вопрос на засыпку!», «Придумай загадку»).
- на понимание определений: правильно их формулировать, отвлекаясь от «смысла», лежащего на поверхности («Объясни выражение»)
- умение соотносить символ (знак) с предметом («Составь слово буквами волшебного алфавита»)
- умение ориентироваться на листе и в пространстве («Дорисуй половинку», « Срисуй по клеточкам», «Выполни штриховку».
Содержание программы с детьми 5-6 лет
по формированию логико – математических представлений и конструктивных способностей
Месяц | Задачи | Средства реализации |
Октябрь | - Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы. | «Коврик» (палочки Кюизенера) . «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др. «Колумбово яйцо» и др. «Что объединяет?» |
Ноябрь | - Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. | Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др. «Чего не хватает». |
Декабрь | - Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами). | Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы. «Две дорожки», «Поймай тройку». Логические задачи. |
Январь | - Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения, | Игры с «цветными числами» «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками). |
Февраль | - Развитие умения кодировать практические действия числами. | Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. «Назови, одним словом». |
Март | - Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. | «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д. «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии» |
Апрель | - Развитие произвольного внимания, зрительной памяти. | «Чудесный мешочек». «Что изменилось». «Домино», Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются» |
Май | - Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом. | Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера. «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево». |
Содержание программы с детьми 6-7 лет
по формированию логико – математических представлений и конструктивных способностей.
Месяц | Задачи | Средства реализации |
Октябрь | - Развитие внимания и наблюдательности. | Упражнения : «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т.д.); «Мальчики» «Зверюшки на дорожках» «Муравьи» «Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша - альбом) |
Ноябрь | - Развитие конструктивных способностей. | Игры – головоломки: «Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех». «Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера). «Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» Словесно – логические игры и упражнения : «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». |
Декабрь | - Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков. | Упражнения на сравнение двух групп фигур, «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. |
Январь | - Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам. | Игры с палочками Кюизенера: «Кростики. Посудная лавка» - альбом с заданиями; Упражнения: «Чего не хватает». Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» и другие подобные лабиринты. Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». |
Февраль | - Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания. | «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» – схемы к математическим задачам. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера): «На золотом крыльце» - альбом с заданиями. |
Март | - Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и». | Игры с Блоками: «Дорожки», «Домино», «Найди пару», Поймай тройку». |
Апрель | - Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта). | «Фабрика», «Чудо – мешочек»; словесно – логические игры: «Что будет, если….» «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». |
Май | - Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии. | «Найди все дороги», «Где чей домик?» «Математический планшет», «Логическая мозаика»-занимательные игры. Учебно – игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику». |
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. ООО «Корвет».
- Иллюстрированный фразеологический словарь для детей. Харьков «Чайка»,2013.
- Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта для детей 4 лет. Санкт-Петербург,2012.
- Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта для детей 5 лет. Санкт-Петербург,2013.
- Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта для детей 6 лет. Санкт-Петербург,2013.
- Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта для детей 7 лет. Санкт-Петербург,2013.
- На золотом крыльце…Игры с цветными палочками Кюизенера.
Ермилова А.В. 100 игр на развитие речи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2015. - Новикова В.П., Тихомирова Л.И. Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.М.,Мозаика-Синтез, 2008.
- Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 1977.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1987.
- Семеренко И.Г. Игры, стихи и загадки для развития речи.Санкт-Петербург,2013.
- Умная книга для умного ребенка.777 логических игр и головоломок. Ростов-на-Дону,Феникс,2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"
Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...
сценарий Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы
Интеллектуальная игра проводилась в рамках областного семинара "Одаренные дети - будущее России"...
Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы» с участием родителей в подготовительной группе
Итоговое мероприятие для детей с участием родителей, интеллектуальная игра...
"Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Способствует развитию логического мышления способом моделирования...
Конспект интеллектуальной игры «Умники и Умницы»
Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса. Задачи: 1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений 2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности,...
Сценарий интеллектуальной викторины "Умники и умницы"
Методическая разработка...
Программа интеллектуального кружка «Умники и умницы» для детей 4 – 7 лет.
Цель программы - разностороннее развитие ребенка – развитие его эмоциональной сферы, интеллектуальных и творческих сил, конструктивных качеств личности....