Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мудрецова Елена Юрьевна

Дошкольный возраст, гражданин России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  гражданственности у детей дошкольного возраста.

        Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям и добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребёнке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:

- воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формировать в нём чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, к недрам земли и общественному достоянию, к хлебу (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами);

- вызывать в ребёнке чувство гордости за достижения страны;

- воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Российской Армии;

- развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, национальным традициям;

- формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.

        Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Панорама родного города, детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности.

        Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему:

- ближайшее окружение, природа и мир родного края;

- труд людей на благо общества, на процветание Родины;

- отношения людей, раскрывающие ребёнку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру);

- общественные события (полёты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники 1 Мая, День Победы, День Российской Армии и др.).

        Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.

        Родная природа…  Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования её красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в образах воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался на санках с ледяной горки.

        Воспитывая у ребёнка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на всё прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты. Недаром В. Л. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: от любования прекрасным и понимания прекрасного – к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты; через красивое – к человечному. Таков, по его мнению, путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребёнка не только в чувствах, но и в красоте поведения и в отношениях с людьми.

        Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, связанными с событиями боевых лет Великой Отечественной войны, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город предстал перед ребёнком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

        Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребёнка постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, булочная, универмаг; рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

        Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города. Ребёнку объясняют в честь кого они воздвигнуты.  Дошкольник должен знать, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. И когда говорят: «москвич» или «саранчанин», «новороссиец» или «волгоградец», то это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живёт. Каждый человек любит свой родной город и гордится своей принадлежностью к людям, населяющим его.

        Для воспитания у ребёнка любви к родному городу, необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами своего города. Значимая роль в этом принадлежит родителям, так как они имеют большие возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребёнком на экскурсию в любую, даже отдалённую часть города.

        Особое значение в формировании гражданственности  у дошкольников имеет рождающееся «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в её сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым страны. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, «что есть», с тем, «что было».

        На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи – дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах в послевоенные годы дети с помощью взрослых открывают такие важные понятия, как «долг перед страной» и «гражданская честь», «любовь к Отчизне» и «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и «военная доблесть». Старшему дошкольнику можно рассказать о том, что в Великую Отечественную войну многие дети лишились родителей и, того, что им принадлежало по праву, - счастливого детства. Для иллюстрации этого в распоряжении взрослых имеется немало материалов. Пусть не всё поймёт ребёнок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он смыслит цену завоёванного для него счастья.

        Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины, а значит, и будущие воины – должны уметь охранять родную землю чистое небо нашей Родины, а если потребуется, то и встать на её защиту. Не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей, а если потребуется, то и уметь воодушевить их на защиту Отчизны. Важно подвести ребёнка к пониманию: мы победили в тяжёлой битве с фашизмом, потому что российский народ любит свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц.

        Также важно поддержать и направить детский интерес, связанный с жизнью народов нашей страны. Рассказать старшему дошкольнику, где территориально расположена республика, представители которой его заинтересовали (на юге или на севере нашей страны), о своеобразии природных и климатических условий, от которых зависит быт, одежда, характер труда и особенности культуры народа. К концу дошкольного детства ребёнок должен знать: нашу страну населяют народы разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, культура, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат своими умельцами, танцорами, песенниками, музыкантами, писателями, поэтами и художниками.

        Разнообразны пути и средства в формировании у ребёнка интернациональных чувств. Это и кукла в национальном костюме, подаренная ребёнку к празднику; и прослушанные в детском саду и дома аудиозаписи национальных песен и музыки; и рассказы воспитателя и родителей о событиях современности, происходящих в республиках (трудовых достижениях, почётных людях, героях труда и т.д.), которыми так богата периодическая печать, теле- и радиопередачи, откуда взрослые могут черпать материал для бесед с детьми.

        Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребёнка в активной форме. Это помогает ему переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать своё отношение к ней в делах.

        Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...