Консультация для воспитателей «Как знакомить дошкольников с родным городом».
консультация (старшая группа) на тему

Канаева Татьяна Григорьевна

В консультации показана вся система ознакомления дошкольников с родным городом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Как знакомить дошкольников с родным городом».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе; усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационном, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя в определённый временной период, определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Центральным звеном социализации процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром - является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где вырос, и, безусловно, к Родине. Что соответствует принципу личностно-ориентированной дидактики.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, его достопримечательностями станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Анализируя свой опыт работы по патриотическому воспитанию, прихожу к выводу о не разработанности проблемы включения основ краеведения в образовательную практику детского сада. В нравственно – патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

- ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе доминирующих целей базовой программы;

- введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам;

- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг;

- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего;

- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города,  территории детского сада, охране природы и т. п.);

- привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья;

- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;

- созданию такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др., позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты;

- организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Туле должны передаться детям;

Выстраивая работу по ознакомлению дошкольников с родным городом необходимо помнить о следующих принципах.

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия: любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключаются в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Тулы.

Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих появлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественно-научные, художественно-эстетические и др. Кроме того «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие дети могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них. Так создаётся детское сообщество.

Самое сложное в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

- сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др. ;

- обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить: Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Что может означать название нашего города? Как можно догадаться, что кремль – это крепость);

- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;

- используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными терминами.

Каждый момент ознакомления детей с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Итак, построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

- Воспитывать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Тульского края.

- Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, стране.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (Достопримечательности. Культура. Природа).

- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

1. «Где что находится?»

2. «Узнай и назови место (здание, памятник)»

3. «Знатоки Тулы»

4. «Кто больше подберёт слов-определений о Туле?»

5. «Закончи предложение»

6. «Найди отличия»

Творческие задания для детей

1. Мой дом

2. Улицы города

3. Город Тула

Игровые упражнения

1. «Всё ли правда? Докажи»

2. «Тульские загадки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомим дошкольников с родным городом"

Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. Он помогает правильно организовать знакомство детей с родным городом. С чего следует начать знакомство и как его постепенно усложнять....

Консультация для родителей "Как знакомить детей с родным городом"

Косультация раскроет необходимость ознакомления ребенка с городом,в котором он живет....

Консультация для воспитателей "Как знакомить дошкольников с хакасской и русской культурой"

В данной консультации говорится о важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь....

Консультация для родителей " Как знакомить детей с родным городом"

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма...

Консультация «Как знакомить дошкольников с родным городом?»

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет....