Как знакомить дошкольника с родным городом
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Ласточка»
Консультация для родителей
Тема: «Как знакомить дошкольника с родным городом»
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей малой родины, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Чувство Родины… Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольном образовательном учреждении, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Семью называют « школой чувств», так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения его членов, отношения к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Взрослые должны внимательно относиться к вопросам ребенка, показывать и объяснять события и факты, поощрять их любознательность, развивать способность наблюдать и анализировать явления. Очень важны совместные прогулки родителей с детьми, посещение музеев, памятников, достопримечательных мест. Хорошо, если дома у ребенка будет своя библиотечка, где будут представлены разнообразные сказки народов нашей страны, книги о людях разных профессий, о природе, книги классиков русской и советской детской литературы, стихи и рассказы современных писателей. Ниже я предлагаю родителям некоторые конкретные задания, ситуации, которые можно использовать для ознакомления дошкольника с родным городом и воспитания у него элементов гражданственности.
- Предложите ребенку игру «Кто больше заметит интересного?». Помогите ему увидеть то, что в воспитательном моменте очень важно: труд людей, преобразование облика города и т.д. Игра учит наблюдательности, помогает формированию представлений об окружающем. Потом предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.
- Предложите ребенку построить дом из строительного материала, как тот, что строится на вашей улице. Поиграйте вместе с ребенком в «новоселье».
- Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу Родине и людям приносит ваш труд, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми и т.д., что было бы, если бы вы работали плохо.
- Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд, много людей трудилось, чтобы сделать эти вещи.
- Бережному отношению к книгам, кроме бесед, способствует развитие интереса к содержанию рассказов. Нужно, чтобы у ребенка были любимые книги, для которых отведено отдельное место, полка. Сделайте с ребенком картотеку для книг (как в настоящей библиотеке). Этот игровой прием поможет приучить дошкольника к бережному отношению к книге.
- Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте с ним за разгрузкой хлеба в булочной, скажите, что каждый день привозят свежий хлеб, чтобы в каждом доме люди ели его столько, сколько хотят. Но хлеб нужно беречь. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено. Прочитайте рассказ О.Глинской «Прости меня, хлеб», задай те ребенку вопросы. Сделайте кормушку для птиц, в нее предложите класть остатки хлеба.
- Посетите с ребенком городской музей с целью ознакомления с историей города.
- Коллекционируйте с ребенком понравившиеся ему предметы: значки, марки, открытки и т.д., бережно храните, разрешите взять коллекцию в детский сад, рассказать другим детям и дать возможность посмотреть, а потом вернуть домой.
- Сходите с ребенком на экскурсии в парк к памятникам героев-богородчан, к Вечному огню, к Крутой горе, на Кабацкое болото, посетите библиотеку, магазин, парикмахерскую, аптеку, ФОК «Победа», расскажите ребенку о главных объектах и улицах города.
- Познакомьте ребенка с отдельными страницами Великой Отечественной войны, можно рассказать об орденах и медалях, если их получил кто-то из членов семьи за проявленную в бою отвагу. Понаблюдайте за встречей ветеранов в День Победы, подарите им цветы, дайте возможность ребенку поговорить с ними. Больше читайте произведений о войне, рассматривайте иллюстрации, рассказывайте о тех трудностях, которые пришлось преодолеть людям. Важно показать человеческие качества бойца, его обаяние, простоту, юмор.
- Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Отправьтесь зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к природе родного края, важно приучать дошкольника беречь природу, охранять ее. Здесь важен пример родителей. Уходя из леса, обратите внимание, что вы оставили за собой порядок.
- Подключайтесь к играм ребенка, так как участие родителей помогает лучше наблюдать за ребенком, направлять его замысел, обогащать знания, влиять на формирование патриотических чувств.
- Расскажите об известных людях города: врачах, спортсменах, педагогах, художниках, поэтах и т.д.
Вывод: чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая за окружающей действительностью, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью огромной страны России.
Выполнила: Шибанова Н.В. воспитатель высшей квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомим дошкольников с родным городом"
Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. Он помогает правильно организовать знакомство детей с родным городом. С чего следует начать знакомство и как его постепенно усложнять....
Познавательный проект "Знакомимся с архитектурой родного города"
Что такое архитектура,ее место в жизни человека?...
Консультация для воспитателей «Как знакомить дошкольников с родным городом».
В консультации показана вся система ознакомления дошкольников с родным городом....
Консультация для родителей «Знакомим младших дошкольников с родным городом»
Привлечь родителей к формированию у ребенка чувства патриотизма....
Консультация для родителей «Знакомим младших дошкольников с родным городом»
Привлечь родителей к формированию у ребенка чувства патриотизма....
«Знакомим младших дошкольников с родным городом»
Консультация для родителей«Знакомим младших дошкольников с родным городом»...
Консультация «Как знакомить дошкольников с родным городом?»
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет....