нод "Полезные ископаемые"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительбной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye_.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Полезные ископаемые»
Подготовительная к школе группа
Программное содержание. Формировать первоначальные представления о полезных ископаемых Кубани. Закреплять знания о труде взрослых в крае, профессиях посредством ознакомления с предприятиями края. Подчеркнуть вклад кубанцев в развитие всей страны.
Материал. картинки (мергель, песок, глина, нефть, газ, мрамор, минеральная вода); (карточки с изображением промышленных продуктов из ископаемых, например: бензин -керосин - кирпич ); (полотно с изображением ископаемых и продуктов сделанных из них), карта Краснодарского края, символы для обозначения ископаемых на карте., видеопроектор, презентация «Полезные ископаемые»
Предварительная работа. Рассматривание карты Краснодарского края; дидактические игры «Третий лишний» , «Я без тебя не существую»
Ход
Организационный момент.
Педагог задаёт детям вопрос:
- Ребята знаете ли вы, что такое «полезные ископаемые?» (ответы детей).
- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.
Воспитатель предлагает детям отправиться в пещеру, где проходит тайное собрание полезных ископаемых, которые добываются в нашем крае.
- Послушаем, о чём они говорят? (да)
Показ презентации (слайд №1).
Песок: - Я Песок, и куда меня только не добавляют. Скажу честно: без меня не то, что дом построить, ремонта настоящего люди сделать не смогут. Скажите, куда меня добавляют? (в землю, цемент, известь).
Воспитатель предлагает узнать свойства песка и слепить куличики из мокрого и сухого песка и выложить их на поднос. Дети определяют, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился, а сухой нет..
В. Какой вывод вытекает из этого опыта? (Ответы детей.)
Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с Воспитатель обращает внимание детей на карту. Сообщает, что песок добывают в районе г. Гулькевичи и г. Кропоткин. А возле станицы Варениковской добывают особый песок, из которого делают стекло.
- Что можно сделать из стекла? (окна, вазы, графины, стаканы и т.д.) Дети отмечают значками города, где добывается песок.
другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.
Слайд №2
- Я, Мергель или цемент - самый главный, самый нужный и необходимый. Потому, что именно мне люди обязаны тем, что у них есть цемент. Когда вот этот серый порошок смешивают с водой, то получается масса, похожая на тесто. Без неё не обойтись в строительстве. А через некоторое время она становится твёрдой.
Воспитатель:
- А вот сейчас мы это и проверим. - педагог с детьми проводит опыт с цементом. В ёмкость наливает немного воды и добавляет цемент и песок. Затем смесь перекладывают в формочку и оставляют немного полежать.
Воспитатель объясняет детям, что куличик из песка при высыхании развалится, а куличик, в который добавили цемент, сохранит свою форму навечно. (Показывает для сравнения куличик из цемента, вылепленный накануне.)
Вывод: песок в смеси с цементом используют при строительстве домов для их высокой прочности.
- Что можно сделать с помощью цемента? (дома, мосты, платины и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на карту, сообщая города вблизи которых добывают мергель (Сочи, Новороссийск). Предлагает отметить значком.
Слайд № 3
Глина: - Что-то я не пойму, идёт разговор о строительстве, а меня никто не замечает, как будто без меня они, эти хвастуны, на что- то способны. Я - Глина, единственная дама, самая мягкая и покладистая. Я прочнее, чем гранит и железо.
- Кто знает, что из меня делают? (кирпичи, посуду, можно лепить статуэтки, фарфор).
Физминутка. Игра «Скульптор и глина»
Один из участников получает роль Глины, другой - Скульптора. Скульптор должен придумать и вылепить из Глины скульптуру, формируя ее из тела Глины. Его прикосновения должны быть мягкими, но уверенными. Глина при этом должна пытаться быть мягкой и максимально расслабленной, держать ту форму, которую ей задает Скульптор (не "помогать" Скульптору и не упираться).
Когда скульптура будет вылеплена, Скульптор спрашивает у Глины, все ли ей нравится. Если нет, исправляет детали скульптуры или "переделывает" ее, пока оба участника не останутся довольными. Потом участники меняются ролями.
Педагог обращает, внимание на карту и сообщает, что глину добывают в разных местах и даже у нас в Курганинске. «В нашем городе есть кирпичный завод, где из глины делают кирпичи, а (завод) затем обжигают в специальных печах».
Слайд №4
Нефть: - Позор! Ужас! Единственная дама! А я, по вашему, кто? Ох, извините, забыла представиться. Я - Нефть, по прозвищу «каменное масло». Посмотрите какая я чёрная, блестящая и маслянистая. Я живу под землёй и образую там реки, озёра и даже моря нефти. А характер у меня очень вспыльчивый, чуть что сразу загораюсь. За это меня люди и оценили.
- Какую пользу я приношу людям?
После ответов детей, педагог предлагает рассмотреть материалы сделанные из нефти (ткань, мех, пластмассу, воск и т.п.).
Нефть: - Ах, извините, забыла представить моего спутника - это Газ. Он всегда со мною рядом, его так и прозвали «сопутствующий».
Газ: - Добрый день! Да, мы с Нефтью друзья. А ещё мы самые дешёвые ископаемые. Ведь детали многих машин, трикотаж, ткани и даже обувь, делается из нефти и газа. А скольких животных мы спасаем, подарив людям искусственный мех.
- Где ещё используется газ? (в домах для отопления и приготовления пищи, в автомашинах, при сварке труб и т. п.).
Воспитатель сообщает детям, что нефть и газ добывают в Краснодарском крае в районе таких городов как Абинск, Хадыженск, Славянск-на-Кубани (дети помогают найти города на карте и отмечают специальными значками).
Мрамор: - Я — старый благородный Мрамор - важнее всех, потому что я дарю людям красоту. Но если кто против, то пусть люди для красоты обмазывают свои дома глиной или нефтью, а памятники делают из песка.
Воспитатель: - не расстраивайтесь, дорогой Мрамор. Ребята, скажите пожалуйста, для чего людям необходим мрамор? (для отделки и украшения домов, изготовления памятников).
Далее педагог показывает бутылки с минеральной водой.
- Что это за вода в бутылках? (минеральная)
- Почему её так называют? (в ней содержатся минералы).
- Чем она полезна? (лечебная)
Воспитатель предлагает детям попробовать минеральную воду из разных источников и рассказать, чем она отличается.
Воспитатель сообщает, что минеральная вода тоже полезное ископаемое. По названию бутылки можно узнать, где эта вода добывается. Затем вместе с детьми находит на карте населённые пункты, где добывают минеральную воду и отмечают значками.
Итог занятия.
- С какими полезными ископаемыми вы познакомились?
- Давайте сейчас закроем глаза и представим, что этих полезных ископаемых нет. Что тогда будет? (дети высказывают свои предположения, затем воспитатель подводит итог). Да, ребята, не будь ископаемых, у нас сейчас не было бы автомобилей, ни самолетов, ни электричества, ни красивой одежды и многих других интересных вещей. Но и к ископаемым надо относится очень бережно, так как и они могут закончиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Самое полезное ископаемое"
Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...
Соль полезное ископаемое
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Детям о полезных ископаемых.Базальт.
Краткое описание,распространение и применение человеком....
Мел - полезное ископаемое Брянской области.
Краткое описание, распространение и применение....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Полезные ископаемые нашего Белгородского края»
Рассказать детям о полезных ископаемых нашего родного края...
"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"
-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;-Сбор камней для создания коллекции;-Чтение уральских сказов Павла Бажова;-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, ...
Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"
Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...