Консультация для педагогов "Этнокалендарь Санкт-Петербурга"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Дунаева Елена Владимировна

«Календарь памятных дат, событий и праздников в культурных традициях жителей Санкт-Петербурга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида Колпинского района

г. Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов:

 «Этнокалендарь    Санкт-Петербурга».

                                                                               

                                                                               Составила:

воспитатель высшей категории

                                                                            Дунаева Елена Владимировна

                                                   Санкт-Петербург

2017 год

Уважаемые коллеги! В условиях обострения идеологического противостояния, «информационной войны», раздуваемой «русофобии», свидетелями которых являются, к сожалению, и дети, учебно-методический комплекс «Этнокалендарь» приобретает особую актуальность.

Сегодня во многих регионах России приняты государственные программы, целью которых является профилактика ксенофобии   (непринятие иностранного, завышенное чувство патриотизма), экстремизма (приверженность к крайним взглядам и методам),  межнационального и межконфессионного согласия. Этим целям посвящена и национальная стратегия, утвержденная Указом президента РФ от 19 декабря 2012 года №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», обозначающая, что «задачи государственной национальной политики РФ в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на …уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса путем: повышения уровня роли гуманитарного направления в процессе образования, разработке учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности».

        В «Стратегии» отмечается, что сегодня «Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В РФ используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета обучения. Задача учебно-методического комплекса – помочь воспитателям сформировать у детей представление о жизни многонационального региона, отражающего богатство культурного многообразия страны.

        Выпускается «Этнокалендарь» с 2008 года.

Е.С. Протанская - автор идеи, названия и концепции «ЭТНОКАЛЕНДАРЯ», доктор философских наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Задача учебно-методического комплекса – помочь воспитателям сформировать у детей представление о жизни многонационального региона, отражающего богатство культурного многообразия страны. За время работы с материалами комплекса многие воспитатели стали разработчиками собственных программ воспитания, основанных на идеях, опыте нашего проекта. На сайтах некоторых детских садов можно увидеть, как используются материалы методических пособий, в какие интересные формы выливается отмечание дат «Этнокалендаря», как проходят праздники. Опыт проекта прошел осмысление и в других регионах.

        В состав входит «Календарь памятных дат, событий и праздников в культурных традициях жителей Санкт-Петербурга», который является, в некотором роде, путеводителем ,  «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов для воспитателей детских дошкольных организаций», комплект плакатов, книжка-раскраска.

Поликультурное воспитание дошкольника осуществляется в процессе:

  • формирования любви к своей семье, стране

23.02 День защитника отечества

08.03 Международный женский день

16.05 День семьи

01.06 Международный день защиты детей

08.07. Всероссийский день семьи, любви и верности

29.11 День матери России

  • ознакомления с детским садом и ближайшим к нему окружением

27.01 день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

09.05 День Победы

27.05 День города Санкт-Петербурга

12.06 День России

01.09 День знаний

22.08День государственного флага Российской Федерации

01.10Международный День музыки

05.10 Всемирный день учителя

03.12День неизвестного солдата

09.12День героев Отечества

  • воспитания социальных навыков

01.10 День пожилых людей

03.12. Международный день инвалида

10.12 День прав человека

  • развития элементарных представлений об истории и культуре России, о людях других национальностей

07.01 Рождество

09.02 Китайский праздник фонарей

23.02 Масленица

25.02 Сагаалган (новый год у бурятского народа)

28.02 День «Калевалы»

03.03 Японский праздник кукол

10.03 Пурим (еврейский праздник в честь чудесного спасения от злодея Амана)

21.03 Навруз (новый год у восточных народов)

07.04 Благовещение (день материнства и красоты у армян)

19.04 Пасха

24.05 День славянской письменности и культуры

29.06 Сабантуй (праздник плуга)

19.09 Рош Ашана  (начало года по еврейскому календарю)

21.09 Ураза - Байрам (праздник окончания поста у мусульман)
28.11 Курбан-Байрам (главный праздник всех мусульман)

25.12 Рождество (у католиков и протестантов)

  • памятные даты деятелей литературы и искусства, героев войн, полководцев, праздников людей разных вероисповеданий

Идеология «Календаря памятных дат, событий и праздников» знакомит детей с традициями русского и других народов России, их ценностями, с биографиями лучших людей, с важными событиями истории, науки, культуры.

В  «методических рекомендациях» расписаны по каждой дате формы работы с детьми, цели, этапы работы. Авторы  предлагают разнообразные формы вовлечения дошкольников в диалог, в совместную работу, предлагается использование  разных видов игр (сюжетно-ролевых, подвижных, игры разных  народов, попутно рассказывая и показывая, где живут и как выглядят дети, которые играют в эти игры), игры-занятия с использованием материалов сказок, варианты продуктивной деятельности детей.

Так же прилагаются дополнительные справочные материалы интернет-сайтов, литературы, видеофильмов, мультфильмов и т. д.

Каждое дошкольное учреждение, воспитатель выбирает свои формы работы, составляет план мероприятий.

Ценным в методических рекомендациях является напоминание о возможности привлечение родителей ко всему, что предлагает воспитатель: к подготовке праздника, к участию в игре, к совместному просмотру работ детей.

Авторы учебно-методического комплекса «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» желают всем воспитателям здоровья и благополучия, творческих успехов в реализации воспитательных программ, радости общения с детьми самого радостного возраста жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Презентация " Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира" (Санкт-Петербург, Петр Первый, Э. М. Фальконе)

"Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира"  Презентация для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Презентацию мо...