Квест игра "Сохраним природу Донского края"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Экологическая игра для детей 3-7 лет , направленая на формирование экологическрого сознания дошкольников, родителей, сотрудников ДОУ,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.docx | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Создать условия для формирования у участников образовательного процесса /дошкольники, родители, педагоги/ основ экологической культуры, правильного отношения к окружающей их природе, к себе и людям как части
Образовательные задачи.
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
- Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
- Привлекать детей к посильному участию в акциях, проектах по охране и защите родной природы.
Развивающие задачи.
Развивать:
- у детей способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
- эстетические, гражданские чувства и высокие морально - нравственные качества;
- умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею.
Воспитательные задачи
Воспитывать:
- чувство ответственности за все живое на Земле.
- бережное отношение к миру природы, природному наследию родного края.
Доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде.
Участники: дети 2младшей, средней, старшей и подготовительных групп, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-эколог, физ. инструктор, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня экологической воспитанности;
- проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде и природе родного края;
- понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- освоение знаний об экологии родного края;
- расширение знаний детей о правилах поведения на природе;
- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.
Дошкольники собрались в музыкальном зале. У всех эмблемы команды, у капитана - большая эмблема команды, и еще два знака ( «Не рвите первоцветы!», « Не сорите!»)
Презентация Слайды о природе Донского края.
Любимый край степной...
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя !
Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня мы приглашаем Вас отправиться в уникальное, очень интересное и познавательное экологическое путешествие по родному краю. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу. А помогать Вам будут маршрутные листы. За правильные ответы, активность команды будут награждены жетонами. В конце маршрута будут подведены итоги и определен победитель. Капитаны групп получите маршрутные листы. Пусть Вам будет сопутствовать удача. Вперед!
Дошкольник отправляются по остановкам , на которых выполняют задания
ОСТАНОВКА- « ВИЗИТКА».
Дошкольников встречает хозяйка первой остановки, которая называется «Визитка»
Я рада приветствовать Вас у себя в гостях. А кто вы такие?
Называют команду сове название и называют свой девиз «кричалку».
Младшие и средние дошкольники | Старшие дошкольники |
Как называется наша страна? /Россия/ | |
Как называется место, где вы живем? /станица Тацинская/ | Как называется наша область? / Ростовская область Центр области- Ростов-на-Дону/ |
А как называется место, где вы живете? /станица Тацинская / | |
Назовите президента РФ? /Путин Владимир Владимирович/ | Назовите президента РФ? /Путин Владимир Владимирович/ Назовите губернатора РО? /Голубев Василий Юрьевич/ Назовите атамана войска Донского? /Гончаров Виктор Георгиевич/ |
В какой экологической зоне находиться Ростовская область? /Степь/ | |
А вы знаете дети, был такой случай, Ехали люди с работы домой. Только доехали – вот чудеса! Все позабыли свои адреса. Ищут, волнуются, смотрят кругом: Где наша улица, где же наш дом? Не с вами, это произошло!? | |
Назовите, как называется детский сад, который вы посещаете? / «Колокольчик» / | Назовите, как называется детский сад, который вы посещаете? /«Колокольчик»/ А адрес, на котором находится наш детский сад? / переулок Комсомольский,8/ |
За правильные ответы-получите жетоны.
ОСТАНОВКА «СОРТИРОВОЧНАЯ»
Дошкольников встречает Лесовичок.
Ребята, совсем недавно ко мне в гости приходили ребята, а когда они ушли, то оставили на полянке о себе неприятные воспоминания.
Бом – бом – бом!
Начинался здесь погром?
Выезжали на природу,
Сколько было здесь народу?!
Здесь костер и там костер,
Банки, склянки, всякий сор
Теперь мы, лесные жители, живем в «мусорном царстве –государстве». Барсук, совсем недавно повредил себе лапу консервной банкой, зайчонка еле вытащили из пластикового пакета, да что там говорить , попробуйте сами.
Лесовичок: Я предлагаю Вам поиграть в
«Мусорную карусель»
Дети становятся в круг. Ведущий берет прыгалку, на конец которой привязаны пластиковые бутылки, и по низу раскручивает их. Тех, кого коснулись, выходят и игры «мусор атакует».
После проведения проводиться беседа:
- Удобно ли вам было играть?
- Что мешало?
/Подводится итог, что разбросанный мусор мешает насекомым, птицам, зверям. Они могут пораниться и даже погибнуть. Вспоминают правила отдыха на природе: убирать за собой мусор, вести себя тихо, не трогать руками гнезд, цветами и окружающим миром только любоваться
Ежили, бумажки, и фантики ты бросаешь,
Ты планету засоряешь
Должен помнить ты, он, я –
Фантиком погубим муравья.
Хоть они красивы и легки,
Могут умереть от них жуки.
Правильно, друзья, поступит тот,
Кто свой фантик в урну отнесет.
Каждая команда получает по 3 мешку, для сбора отходов:
1 мешок- со знаком «Бумага», 2 мешок- «Пластик», 3 мешок- «Природные отходы»/ветки, палки…/ Мусор команды собирают на протяжении всего маршрута. Команда, насобиравшая большее количество бумажного мусора –получает жетон.
В конце маршрута команды снова посещают остановку, где ведется подсчет, какого мусора больше, куда его необходимо относить.
ОСТАНОВКА - «ЖИВОТНЫЕ ДОНСКОГО КРАЯ»
Ребят встречает
Какая ширь здесь и приволье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам.
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь
А зовётся это…….. степь
- В какой климатической зоне находиться Ростовская область?/степь/
- Каких животных называют дикими? (те, которые живут без помощи человека).
- Как дикие животные степи приспосабливаются к смене времен года? (линяют, впадают в спячку, перемещаются с места на место, ближе к жилью человека).
- Каким способом дикие животные передвигаются? (прыгают, ползают, ходят, скачут и т.д.).
- Как дикие животные защищаются? (сворачиваются, шипят, кричат, убегают, кусаются, маскируются, рычат и т.д.).
- Нужно ли их защищать их человеку?
- Назовите причины исчезновения животных?/применение ядохимикатов, загрязнение окружающей среды, браконьерство…/
- Что нужно делать , чтобы сохранить животных? /запретить охоту, запретить чрезмерную добычу животных, запретить разрушать места обитания животных ,заботиться о размножении, охранять заповедники..)
- Что делается у нас в Ростовской области, чтобы сохранить исчезающих животных ? /создан природно-заповедный фонд Ростовской области в который входят: Ростовский заповедник, государственный степной заказник «Цимлянский», Природный парк «Донской», водно-болотные угодия международного значения «Веселовское водохранилище и «Озеро Маныч -Гудило».
Подвижная игра «Отзовитесь, животные!»
Дети выбирают себе маски животных степи. Ведущий подбрасывает верх мяч и говорит «Эй, дружище не ленись, поскорее отзовись!»
Затем подбрасывает и мяч и кричит, например, лиса. .Дети «лисы», начинают догонять и «ладовать» зверей. До кого дотронулись, те «замирают». Иногда ведущий называет животных других климатических зон. Играющие должны затопать ногами –выражая свой протест. Выигрывают те животные, которые больше всех догнали участников.
ОСТАНОВКА - «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ДОНСКОГО КРАЯ»
Детей встречает Фея степи
Какие фрукты, которые растут в Ростовской области? (виноград, яблоки, груши, алыча, слива,…) | Из каких растений на Дону изготавливают масло?(подсолнечник, лен, рапсит.д.) |
Какие овощи растут в Ростовской области? Помидоры, огурцы, баклажаны. Перец, капуста, лук | Из какого растения делают в РО сок? виноград, яблоко,слива…. |
Долгое время вырубали виноград, сады. Что нужно сделать чтобы получить хороший урожай? | |
Что нужно делать, чтобы растения не исчезали? Не жечь костры, не вырывать с корнями луковицами |
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Помидор, картофель, лук, слива
Яблоко, груша, свекла,алыча
Арбуз, дыня, черешня
Капуста, виноград, арбуз, смородина
Хмель, чабрец, дыня, полынь
Загадки о растениях.
– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены растения степи Донского края . Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название растения .
Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена (берёза)
Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл – и деревцем
Маленьким он стал. (желудь, дуб)
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы
Ну а ягоды вкусней. (рябина)
Видел я такой цветок
Золотистый ободок
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел. (одуванчик)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (ландыш)
В саду есть петушок
Лиловый гребешок
Цветок сиреневого цвета
Такая есть еще конфета (ирис)
И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку. (мать и мачеха)
Хороша трава-
Красная голова
И медку подарит
И чайку заварит. (Иван чай)
16. Травка та растет на склонах
Запах крепок и душист
А её цветок и лист нам с тобой идет на чай
Что за травка отгадай. (душица)
Жизнедеятельность человека нарушает мир растений.
Они исчезают навсегда. Так как же остановить этот процесс.
Я предлагаю Вам варианты, а вы поднимаете карточки, если вы считаете этот ответ правильным –зеленую карточку, если нет-красную.
- Перестать рвать первоцветы.
- Строить заводы на местах, где растут целые поляны цветов дикорастущих
- Перепахивать эти места
- Оставлять цветы только на фотографиях
- Охранять в заповедниках, выращивать в ботанических садах,
- Занести в Красную книгу
Предлагает детям разместить не территории ДОУ знаки «Не рвать цветы!»
Остановка «Живинка»- лекарственные растения
Ребят встречает врач степи
- Как называется горькая трава, растущая в сети? (полынь)
- Как называют полынь казаки? (вдовья трава)
- Какую траву называют седой? (ковыль)
- Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице);
- Почему казаки называли степь – Матушкой? (в степи казаки выращивали не только хлеб, но и собирали много лекарственных растений:
- чабрец от кашля, боли в горле, настой чабреца успокаивает и обезболивает;
- пижма – от желудочных болезней;
- шалфей и зверобой – от простудных заболеваний, головной боли;
- душица – от нервных болезней;
- чистотел – лечит кожные заболевания и т.д.).
Много трав растет полезных
На земле страны родной!
Помогают от болезней:
Пижма, шалфей и зверобой!
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем!
Соберем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку!
- Молодцы ребята! Отгадав мои следующие загадки, вы вспомните, какие еще растут цветы на донской земле.
Я в траве густой расту,
Огоньком на ней цвету.
Семена коль соберут,
Пирожки вам испекут. (мак)
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
Я шариком пушистым
белею в поле чистом,
а дунул ветерок -
остался стебелёк. (одуванчик)
Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая так и называется
«Одувачник»
Дети делятся на две команды-«Одуванчики» и «Ловишки» .Все вместе говорят слова:
Одуванчик, одуванчик,
Скинул жёлтый сарафанчик,
Превратился в шар воздушный,
Шар воздушный – непослушный!
Мы его сорвать хотели,
А пушинки полетели!
С окончанием слов «ловишка» дует на одуванчик – и «пушинки разлетаются», начинается бег с ловлей и увёртыванием. Ребёнок, которого запятнали, выбывает из игры.
Ребята, послушайте, что говорит степь.
Включают звуки, где завывает ветер.
Ребята, степь говорит о том, что на ее земле стали исчезать многие лекарственные травы. Что же делать. Как помочь Матушки – степи?
- Контролировать, чтобы лекарственные травы правильно заготавливали
- Не пахать землю там ,где растут растения.
- Внести в Красную книгу
Какие вы молодцы!
Но просто так я Вас не отпущу. У меня есть волшебные напитки, в состав каждого входит степная лечебная трава . Отгадайте в каком сосуде какой напиток.
Дети пробуют и определяют, что в напитках (липа, малина, мята, чабрец).
Затем угощаются напитками
В завершении ребята возвращаются на остановку «СОРТИРОВОЧНАЯ». Показывают, какое количество мусора они собрали ,Обсуждают, что с ним делать.
Предлагают по территории ДОУ разместить знаки ,изготовленные совместно родителями и детьми «Не сорить»
После проведенной игры дошкольники возвращаются в зал. Делятся впечатлениями от проведенной игры. Рассказывают сколько мусора и где они собрали. Что с ним теперь нужно делать.
По итогам игры идет награждение команд
Прекрасна жизнь в донских краях
В придонье, на лугах, степях...
Прекрасен Дон, и нет прекрасней мига,
Когда природы ты читаешь книгу.
А если лебеди в краю живут,
Без страха по воде плывут...
Знать жизнь прекрасна на Дону!
Любите Родину свою!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра «Путешествие по Донскому краю», посвящённая 80 летию Ростовской области
Игра, посвященная 80 летию образования Ростовской области поможет детям закрепить знания о природе родного края , гостепреимстве и говоре Донских казаков,...
Конспект НОД "Природа Донского края"
"Природа Донского края" ...
Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».
Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...
Квест-игра «Природа моего края». (Целевая экскурсия с детьми и родителями в парк «Усадьба Белкино»)
Целевая экскурсия с детьми ставит цель познакомиться с достопримечательностью города Обнинска- Старой Усадьбой Белкино.Обобщить представления детей о растительном и животном мире Калужского края....
Конспект НОД «Природа Донского края»
Образовательная область: познавательное развитие.Тема: «Природа Донского края» Цель: Формирование представлений о растительном мире родного края.Программное содержание...
Квест-игра Природа -родного края
квест...
- Мне нравится (2)