Праздник родословной в ДОУ
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Гилязетдинова Гульназ Наилевна

"Знать родословную - значит быть причастным к своим корням"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shezhere.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Шэжэрэ байрамы балалар бакчасында

Для детей старшей и подготовительной группы

Цель праздника: знакомство детей с традициями наших предков, воспитание любви к семье.

Зал празднично украшен, на стене плакаты, дерево.

Сценка: на сцене сидит бабушка в национальном костюме, вспоминает былые времена(играет тихая музыка).

Бабушка: Да, были времена, люди знали свой род до седьмого колена, а теперь своих родных не знают.

Забегает девочка.

Девочка: Здравствуйте, бабушка. Что ты сидишь горюешь, не горюй. У нас сегодня праздник «шэжэрэ», дети расскажут о своей семье, пойдем послушаем.

Девочка и бабушка уходят. Играет музыка.

Ведущая 1: Здравствуйте дорогие гости и уважаемые взрослые.

Ведущая2: Исэнмесез кадерле балалар хем эти –энилэр!

Ведущая 1: Как приятно прикоснуться к истокам нашей культуры, изучать ее- свой род, свою историю. Сегодня в нашем детском саду большой праздник шэжэрэ байрам.

Ведущая 2: Шэжэрэ бэйрэмнэре – онотолоп барган, лэкин щиксез эхэмиятле бэйрэмнэрнен берсе. Алар уткэн гомергэ куз салырга, тарихны анларга, белергэ ярдэм итэ.

Ребенок: Туган жирем, гэзиз жирем

                Тэуге аяк баскан жиреем!

                Намысына тап тошерми

                Яшэ! Дип эйткэн жиреем!

Ребенок: Край родной мой,

                Нет тебя милей.

                В день праздника «шэжэрэ»

                С уважением принимаем гостей,

                Там, где сладко пахнет смородиной,

                Там, где дом и родная семья –

                Это называется родина,

              Дорогая, родная земля!

Ребенок: Бала чакнын хэтирэсен

                Саклаучы, син тыуган жиреем!

                Бар белгэнен, тик изгелек,

                Рэхмэт сина тыуган жиреем!

Ребенок: Даже солнце светит теплее

                 И ромашки красивее цветут,

                 И горжусь я землею своею.

                 Здесь хорошие люди живут!

Ребенок: Куп миллэтле дэулэтем син,

                Тинлэр белэн тингенэм

                Гомер иткэн, донья коткэн

                Башкортостан илгенэм!

Песня «Отчизна» муз.Ф.Гершовой, сл. Хая.

Ведущая 1: Шэжэрэ – гэрэп сузе. Ул ырыу агачы дигэнне анлата. Ырыу,нэсел,гаилэ тарихы хэр гаилэнен узендэ сакланырга тиеш.

Э илдэге кешелек доньясындагы бар нэрсэ дэ тарих дигэн фэнгэ тек

элэ бара. Безнен заманда, тарихка калыр. Э инде шэжэрэсе булса аны башлаучыга рэхмэтлэр укырлар.

Ведущая 2: каждый человек должен знать свою родню, свою семью, свою родословную. Наши дедушки и бабушки своих знали до седьмого колена, некоторые просто помнили, другие писали летописи и передавали из поколения в поколение. Кто не знает свою родню, родословную, то можно считать человеком без памяти. Шэжэрэ или свою родословную люди рисовали в виде дерева, солнца, корней. Вот сегодня познакомимся с некоторыми семьями, они познакомят нас со своей родословной. Слово семье.......................

(На мольберте нарисовано шэжэрэ, с одной сороны встает ребенок, с другой- мама или папа)

 

Ребенок: Я мальчик (девочка) не простой (ая)

                 Я мальчик(девочка) озорной(ая)

                 И сейчас я расскажу

                 Про себя и про семью.

Ребенок и их родители знакомят со своей родословной.

Ведущая: Спасибо семье………………………В благодарность вам дарим музыкальный номер.

 Уж так повелось у нас на свете

Мог народ без хлеба и сапог

Мог без солнца и огня на свете

Лишь без плясок наш народ не мог.

 Танец «Шаль вязала»

Ведущая 2: Шэжэрэ ул чал тарихка багыр тэзрэ

Куз яздырсан, шул тэзрэдэн атыр йэдрэ

Ал бер урнэк – бал кортлары този кэрэз

Син дэ ятма: кор оянны, ул шэжэрэ.

Ведущая 1: эстафета родословной переходит к семье……………………………..

Ребенок: кем булган картэтиен?

Карт этиеннен этисе?

Алардан тыш нэселендэ

Йэ, кемнэр булган тагы.

Нинди хонэр белгэннэр?

Нинди кейем кигэннэр?

Бу якларга, бу районга

Алар кайан килгэннэр?

(родитель рассказывает о своей родословной)

Ведущая 1: спасибо, для вас музыкальный номер, песня «И туган тел»

Ведущая 1: Ребята, а давайте мы с вами вспомним пословицы о семье:

Дети: Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир тянется.

Возле солнца тепло – возле матери благостно.

Дом отца соломенный, да дворцом кажется.

Отец для ребенка – колчан золотой, мать – золотые стрелы.

Ведущая 1: Ребята, вы слышите доносится знакомая нам мелодия (звучит мелодия игры «Нас было двенадцать»), что за мелодия?

Ответы детей.

Ведущая приглашает на игру.

Ведущая 2: Мин узебезнен стэрлебашта яшэуче Араслангулова Флюра кинзебулатованын шигырын укып китэм

Башкортостан ак тирмэлэр иле

Бер тирмэсе анын – ауылым

Куз алдыма килсэ Стэрлебашым

Чорнап ала хислэр дауылы

Синен алда ант итэмен жиргэ

Утлы иренемне тидереп

Ауылдашлар онотмасак иде

Ата-бабаларыбызнын нигезен.

Музыкальный номер

Ребенок: Без килмешэк тугел жир йозондэ

                Жирдэ тирэн безнен тамырлар

                Килэчэктэ безнен нэселлэрдэ

                Гузэл жир йозондэ калырлар

Ведущая: между прочим выясняется интересная вещь.

У каждого родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек вдвое больше – четверо. Прабабушек и прадедушек – восемь и так далее. Вот сколько родственников.

Случись, померкнет жизни красота

И жар души затопит пустота

Как семь джигитов, явят мне родство

Семь поколений рода моего.

Они придут, на помощь мне спеша,

Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша.

Сквозь снег и снег как семь богатырей

Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарэй.

-Каждый человек связан с настоящим, будущим и прошлым своей Родины, своей семьи. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.

Ребенок: Шэжэрэ ул – бэйрэм генэ тугел,

                Ул курайдай рухнын усеше,

                Мен газаплар аша кан тартуы,

               Утлар аша гомер кисеше.

Ребенок: Шэжэрэ ул – яшэу тантанасы,

                 Сулар хауа, туфрак, гэзиз жир,

                 Ул тамырым буйлап аккан ал канн

                 Боронго да, йэш тэ, хэзерге.

Ребенок: Ырыу агачым син, эй шэжэрэм!

              Син ускэндэ донья йэшэрэ,

              Кукне терэп жирдэ син торганда

              Йэшэргэ дэ эле, йэшэргэ!

Песня «Шэжэрэ» в исполнении Салавата Фасхутдинова.

Ведущая: На этом наш праздник подошел к концу. Спасибо всем за внимание и активное участие. Сау булыгыз! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник родословной"

Итоговое занятие-развлечение по нравственно-патриотическому воспитанию....

Сценарий праздника: « Шежере байрамы – праздник родословной семьи»

Помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции; сформировать положительное отношение к понятию "родственные связи"....

Конспект Шэжэрэ-байрам-Праздника родословной "Свою родословную знай, традиции семьи уважай и почитай!"

Программное содержание:Образовательная область «Музыка»:Обогащать музыкальный опыт детей через знакомство с народными русскими и башкирскими песнями и танцами.Воспитывать любовь к родному ...

«Шәжәрә байрамы – праздник родословной семьи». Сценарий праздника.

Цель:- создание условий для приобретения родителями опыта педагогического сотрудничества с ребенком; помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции, реликвии; сформировать положительное отноше...

Сценарий праздника "Шежере байрамы" (Праздник родословной)

В современной татарской семье есть национальный праздник «Шежере Байрам» или «Праздник родословной». В кругу семьи собираются все представители рода и расск...