Педагогический проект «Путешествие по сказочным тропинкам» для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет
проект (подготовительная группа)
Педагогический проект
«Путешествие по сказочным тропинкам»
для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_skazochnym_tropinkam.docx | 73.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Северяночка»
Педагогический проект
«Путешествие по сказочным тропинкам»
для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет
Педагог:
О.В.Соседова
г. Нижневартовск, 2020
Педагогический проект
«Путешествие по сказочным тропинкам»
для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет
Пояснительная записка
Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в зайчат, в хитрую лису. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в содержание проекта знакомство детей с произведениями Сибирских писателей.
Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» по сказкам народов мира и сказкам Сибирских писателей, предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность помогает детям обогатить творческое воображение (умение додумывать конец к сказке, сочинять короткие рассказы, при инсценировке произведений вносить фантазию и изобретательность), что имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе.
Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» реализуется во всех видах деятельности (в игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, коммуникативной и чтение художественной литературы) и включает интеграцию образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация». Календарно-тематическое планирование составлено по месяцам, что позволяет реализовать региональный компонент, через ознакомление детей с произведениями Сибирских писателей.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих в нашей стране и Иркутской области через восприятие народных сказок, произведений сибирских писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.
Задачи:
- Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;
- Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие -жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.
- Развивать познавательную активность и интерес к детской художественной литературе (сказкам, рассказам, устному народному творчеству) через проигрывание эпизодов, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, разрешение проблемных ситуаций, придумывание собственных рассказов и сказок или окончания, оформление иллюстраций и т.д., проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.
- Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Проект состоит из трех разделов, имеющих интегрированный характер:
I раздел «Мир сказок»
- знакомство детей с широтой сказочного жанра народов мира и Сибирских писателей.
II раздел «Сказочные дорожки»
- создание своей сказки и иллюстрирование сказок.
III раздел «Тридевятое царство»
- проектированию макетов и изготовление атрибутов к сказкам для режиссёрских и театрализованных игр.
Принципы реализации проекта:
1. Краеведческий (региональный) принцип.
3. Принцип интеграции.
4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.
Предполагаемые результаты методической разработки:
- ребенок имеет представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;
- расширились представления о сказках народов мира, о творчестве Сибирских писателей;
- проявляет чувство отзывчивости, дружелюбия, толерантности в межличностных отношениях со сверстниками, испытывает уважительное отношение к семье и ближайшему окружению;
- сформировалось умение сочинять собственные сказки, повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности.
Этапы проекта:
1 этап:
- Выявлена проблема;
- Определена тема и цель проекта.
2 этап:
- Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве;
- Поставлены определенные задачи;
- Определены сроки и участники проекта;
- Составлен план совместной деятельности;
- Подобраны источники информации;
- Отобраны приемлемые методы и приемы работы;
- Осуществлен подбор литературы для чтения отражающей многообразие произведений сказочного жанра и особенности региона – произведения Сибирских писателей.
3этап: Реализация проекта
- Чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, сибирских писателей).
- Проведен цикл бесед. Беседы о героях сказок, их поступках, пересказ, сочинение своей сказки и др.
- Предметно-развивающая среда: созданы уголок книги и театральный уголок, осуществлен подбор детской литературы, силами родителей приобретены различные виды театров (теневой, конусный, настольный).
- Подготовлен и проведен видеопросмотр мультфильмов по сказкам.
- Проведен цикл занятий по ознакомлению с произведениями сибирских авторов.
- Проведена экскурсионная деятельность: в детскую художественную школу, в детскую библиотеку г. Саянска.
- Организованы сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры драматизации.
- Оформлена консультация в родительском уголке по теме: «Значение сказки для развития ребенка».
- Родителям и младшим детям ДОУ показаны инсценировки сказок.
4 этап:
- Подготовлена презентация по проекту.
- Изготовление сборника «Пишем, рисуем сказку».
- Конкурс «Пишем, рисуем сказку».
- Конкурс закладок «О бережном и заботливом отношении к книге».
Перспективный план работы с детьми и родителями
Сентябрь
| 1. Опрос детей по темам «Что такое сказка?», «Чему учат сказки?», «Моя любимая сказка». 2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома» 3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту. 4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница». |
Октябрь | 1. Экскурсия в детскую библиотеку. 2. Чтение и пересказ из отрывка рассказа «Ягоды» В. Распутина (с изменением главных действующих лиц). 3. Инсценировка сказки «Три поросенка». Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка». Сочинение сказки «На новый лад...» Беседа о деревья. Ситуативный разговор «С кем дружат деревья?» |
Ноябрь | 1. Родительское собрание «Значение сказки для развития ребенка». 2. Литературная гостиная «Творчество Василия Стародумова» «Ангарские бусы. Байкальские сказки». 3. Пересказ сказки В. Стародумова «Лиса и выдра» (с элементами драматизации). Чтение сказок: русская народная «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», украинская народная «Рукавичка». Игры с правилами «Хитрая лиса». Беседа о животных Прибайкалья. Просмотр мультфильма. |
Декабрь
| 1. Литературная гостиная «Творчество Марка Сергеева» 2. Заучивание стихотворения М. Сергеева «Кедровка» (с элементами драматизации). 3. Инсценировка сказки «Теремок» Чтение сказок: русские народных сказок «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж», Тофаларской сказки «Кедровка», Белорусской сказки «От краденого не растолстеешь». Игры с правилами. |
Январь | 1. Литературная гостиная «Сказки народов мира для детей». 2. Мастер-класс по изготовлению конусного театра. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», Сербская сказка «Почему у месяца нет платья», Словенская сказка «Кто сшил Видеку рубашку». Народные подвижные игры. Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк». Просмотр мультфильма. |
Февраль | 1. Составление продолжения рассказа к предложенному тексту (отрывок из книги Виктора Астафьева «Затеси»). 2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам». 3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка». 4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками». Чтение сказок: русские народные «Крылатый, мохнатый да масленый», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса». Белорусской сказки «Легкий хлеб». Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций. |
Март | 1. Экскурсия в ДХШ. Тема: «Рисуем сказку». 2. Мастер-класс по изготовлению закладок в книжку. 3. Проведение конкурса закладок и оформление выставки совместных работ детей и родителей «О бережном и заботливом отношении к книге». Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-Щучьему велению», Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сочинение сказок в самостоятельной деятельности. |
Апрель | 1. Пересказ отрывка из сказки Светланы Волковой «Дед Полешко». 2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» для младших детей. 3. Проведение конкурса «Пишем, рисуем сказку» (номинации: «Рисунок к произведению иркутского автора», «Так возникла сказка о стране чудес», «Этот сказочный мир» (рисунок к сказке). Чтение сказок: русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заяц-хвастун». Драматизации сказок. Подвижная игра «Найди себе пару» и др. Просмотр мультфильма. |
Май | 1. Награждение победителей конкурсов «О бережном и заботливом отношении к книге», «Пишем, рисуем сказку». 2. Презентация проекта для родителей 3. Итоговое мероприятие – изготовление сборника работ «Пишем, рисуем сказку». |
Список литературы:
1. Астапенко В.В. Стёпка Буркин. –Усолье –Сибирское, 2008.
2. Астафьев В.П. Затеси. // Сибирячок. –1993. –№2. –с. 23
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.
7. Стародумов В.Ангарские бусы. Байкальские сказки. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство.1991.
8. Сергеев М. Разноцветные сказки. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1996.
9. Распутин В.Г. Ягоды.// Сибирячок. –1999. -№2. –с.4-6.
10. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2000.
11. http://detsad-kitty.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Испания - страна вечного праздника!" для детей старшего дошкольного возраста
ПЛАН ПРОЕКТА «Испания – страна вечного праздника!»Автор проекта: Пастухова Елена Ивановна Цель проекта: расширять представления детей об окружающем мире; воспитывать у детей интерес к культу...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ
Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...
Педагогический проект по развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Сказочная страна". Авторы Степанова Л.Ф.,Даценко А.В.
Проект "Сказочная страна" направлен на развитие связной монологической речи посредством использования сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Данный проект может использоваться...
Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»
Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС
Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современн...
Конспект сюжетного занятия по физкультуре с элементами корригирующей гимнастики «Путешествие в сказочную страну» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект сюжетного занятия по физкультуре с элементами корригирующей гимнастики «Путешествие в сказочную страну» для детей старшего дошкольного возраста поможет развить физические кач...
ООД «Путешествие в сказочный лес» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
ООД «Путешествие в сказочный лес» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельно...