«Пасха – Светлое Воскресенье Господне».
проект (средняя группа) на тему
«Духовно- нравственному развитию детей через приобщение детей к христианским религиозным праздникам (Пасха)»
Воспитание ребенка и его души, нравственных качеств и идеалов- одна из задач воспитательно - образовательного процесса ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей. В связи с этим цель моей работы – формирование гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, к ее культуре и традициям и поэтому в решении проблемы воспитания нравственности и духовности современных дошкольников в своей работе я в организованную деятельность с детьми в рамках воспитательно- образовательного процесса ДОУ ввожу ознакомление и изучение Библии для детей, а также игровые досуги, на основе христианских религиозных праздников.
В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность своей Родине стали на последнее место, актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста очевидна. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы духовно- нравственного воспитания, приобщение к религии не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, а иногда и полный категорический отказ. Но ежегодно христиане празднуют Светлый христианский праздник Пасха, который является самым главным праздником православной церкви. Таким образом, понимая актуальность вопроса, я разработала проект «Пасха – Светлое Воскресенье Господне».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pasha.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно- нравственному развитию детей через приобщение детей к христианским религиозным праздникам (Пасха)»
Воспитание ребенка и его души, нравственных качеств и идеалов- одна из задач воспитательно - образовательного процесса ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей. В связи с этим цель моей работы – формирование гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, к ее культуре и традициям и поэтому в решении проблемы воспитания нравственности и духовности современных дошкольников в своей работе я в организованную деятельность с детьми в рамках воспитательно- образовательного процесса ДОУ ввожу ознакомление и изучение Библии для детей, а также игровые досуги, на основе христианских религиозных праздников.
В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность своей Родине стали на последнее место, актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста очевидна. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы духовно- нравственного воспитания, приобщение к религии не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, а иногда и полный категорический отказ. Но ежегодно христиане празднуют Светлый христианский праздник Пасха, который является самым главным праздником православной церкви. Таким образом, понимая актуальность вопроса, я разработала проект «Пасха – Светлое Воскресенье Господне».
Методическая тема проекта: «духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Творческое название проекта: «Пасха – Светлое Воскресенье Господне».
Тип проекта: образовательно-игровой, практико- информационный, ориентированный, познавательно- творческий.
Вид проекта: внутренний, групповой, межпредметный, краткосрочный
Срок реализации проекта: с 16 марта по 16 апреля(месяц)
По количеству участников: коллективный.
Предмет проекта: совместная деятельность педагога с детьми и родителями
Тематическое поле: интеграция всех областей в воспитательно- образовательном процессе ДОУ
Участники проекта: воспитанники детского сада 2 младшей группы «Б», воспитатели, родители, а также воспитанники группы дополнительного образования по авторской программе «Кисточка и карандашик»
Проблема: формирование духовно нравственных чувств у детей у детей дошкольного возраста через приобщение к христианским религиозным праздникам(Пасха)
Актуальность:
Актуальность проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис и в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, поэтому большое значение имеет формирование патриотической позиции. Проблема ознакомления дошкольников с народными православными праздниками продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений. Акцент - на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа, знание христианских религиозных праздников (Пасха, Вербное воскресенье, Благовещение и Страстная неделя»
Гипотеза: Процесс духовно- нравственного воспитания будет успешным если: в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ знаний о христианской религии и православных религиозных праздниках, поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по духовно- нравственному развитию детей через приобщение детей к христианским религиозным праздникам.
Новизна проекта в том, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы и продуктивную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Цель проекта: познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней «Пасхи»
Задачи:
Образовательная: Знакомить детей с православными праздниками и традицией их празднования; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания через знакомство с православными праздниками и реализация основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования
Развивающая: Приобщить детей к христианской культуре посредством музыки и литературы, произведений художников на библейскую тему, донести до них нравственные нормы, оформленные в заповедях Христа; формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
Воспитательная: Воспитывать духовно-нравственную отзывчивость, любовь к народному творчеству, к основам изучения культуры страны и родного края русской национальной культуре через знакомство с православными праздниками
Принципы и подходы работы: учет возрастных особенностей и концентричности, развитие личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированный подход, проблематизация, культуросообразность, свобода и самостоятельность, народность, гуманно-творческой направленность, тематическое планирования материала, наглядность, системность, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности.
В работе используется наглядный, словесный, практический методы, которые включают в себя все виды деятельности, сочетающиеся с фольклором, искусством и музыкой; различными технологиями; знакомством с праздниками и проведение некоторых из них; знакомством жизнью православных святых и защитниках земли русской; знакомством с архитектурой, иконографией, а также прослушивание колокольного звона, духовой музыки; участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах; экскурсии в храм, в музеи.
Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте
Основные направления работы по реализации проекта: социальное, развивающее, воспитательное, образовательное.
Проект осуществляется в рамках интеграции всех образовательных областей
Этапы реализации проекта:
Организационно – подготовительный: Изучение методической и художественной, религиозной литературы по данной теме, подготовка демонстрационного материала;
Внедренческий (Основной) этап: Создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, реализация проекта;
Заключительный этап: Анализ работы по данному разделу, проведение досуга – развлечения и оформление презентации «Пасха – Светлое Воскресенье Господне», изучение методических рекомендаций по данной теме, корректировка и утверждение перспективного планирования, создание Банка конспектов и пособий по данной теме, оценка эффективности проекта.
Предполагаемый результат
- Активизация познавательного интереса к православной культуре, к народным православным праздникам, к традициям и обычаям; к прошлому и настоящему.
- Приобщение детей к христианской культуре посредством музыки, литературы, произведений художников на библейскую тему, продуктивной деятельности детей;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей:
- Переживание чувства радости от процесса создания в продукте своей деятельности символов праздника Пасхи (вербы, птичек, пасхальных открыток, оформление пасхальных яиц):
- Воспитание гражданина, духовно – нравственной и развитой личности дошкольника;
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Вовлечение родителей в работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей.
Выполнение проекта и решение поставленных задач.
Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщениек христианским религиозным праздникам(Пасха) – процесс сложный и длительный, требующий от нас, взрослых, большой личной убежденности, вдохновения и примера. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого из нас, поэтому я вовлекаю родителями наших воспитанников в воспитательно- образовательный процесс. Нельзя забывать, что патриотизм воспитывается в семье, поэтому совместные занятия и деятельность детей с родителями, участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в духовно- нравственном развитии детей.
В ходе реализации проекта в доступной и игровой форме дети знакомятся с теми или иными событиями христианской мифологии или библейскими притчами, с христианскими праздниками, обрядами и обычаями во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой).
Светлый праздник – Воскресение Христово (Христианская Пасха) – особый праздник для православных, это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы Его принято связывать с радостным событием в религии христиан всего мира. Празднуется Пасха в течение 40 дней – ровно столько, сколько пробыл на земле Иисус после воскресения. Я рассказываю детям об истории этого праздника, о том, что празднование неразрывно связано и с древними языческими традициями. На Руси у этого праздника существовало несколько названий – Великдень (так до сих пор называют на Украине), Зеленые Святки, Светлый день, Светлое Христово Воскресение. До крещения Киевской Руси наши предки поклонялись солнцу и лишь в 988 году Киевская Русь по велению князя Владимира приняла христианство, а в ее теологии Иисуса Христа именовали как «Солнце Мира» и «Солнце Правды». В ходе этого знакомства мы с ребятами в продуктивной деятельности рисуем, лепим, конструируем солнышко, знакомимся с художественной литературой и с устным народным творчеством, учим песенки о солнце.
Я знакомлю детей с праздником «Благовещение», который является одним из самых значимых для христиан праздников, важнейшее событием начало двух других – Рождества Христова и Светлого Воскресения Христова (Пасхи). Благовещение – весеннее равноденствие, третья встреча весны. Этот праздник – один из посвященных весеннему пробуждению природы, в этот день принято выпекать птичек, выпускать живых птиц на волю. Мы с ребятами в продуктивной деятельности рисуем, лепим, конструируем птичек, знакомимся с художественной литературой и с устным народным творчеством, учим песенки о птицах, водим хороводы, поем песни «веснянки», а также закрепляем знания детей в дидактических играх о сезонных изменениях в природе весной, о птицах .
Следующим праздником является «Вербное воскресенье» - переходящий (в зависимости от даты Пасхи), по церковным канонам начинается с вечера субботы, за 6 дней до распятия Христа и за неделю до наступления Пасхи. Поэтому в эти дни мы в продуктивной деятельности творим на тему «Верба», а также изучаем художественную литературу, где говорится о вербе и продолжаем закреплять знания детей о весне.
Последняя неделя перед Пасхой считается самой важной и суровой, строгой неделей из всего поста. Каждый из семи дней этой недели считается великим. Я рассказываю детям о том, что люди готовятся к празднику, украшают свой дом, пекут куличи, красят яйца, о русских народных традициях и о традициях народов мира, связанных с Пасхой. На этой недели мы тоже готовимся к празднику: оформляем группу к празднику; дети совместно с родителями готовят дома поделки на пасхальную тему для выставки в группе и участия в конкурсах на разных уровнях. Я также знакомлю детей с символами Пасхи и тем, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи и вода), Свет (Пасхальный огонь и свеча), Жизнь (Пасхальные куличи, крашенные яйца, зайцы), колокольный звон, крест, икона и пр. Мы вырезаем цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали столы и группу, расписываем и оформляем яйца, в технике «Оригами» делаем птичек и зайцев, делаем пасхальные открытки и поделки, читаем художественную литературу, загадываем загадки, знакомимся с пословицами и поговорками о Пасхе. В Светлое Пасхальное Воскресенье принято поиграть в игры с пасхальными яйцами, поэтому и я детей знакомлю с дидактическими и народными подвижными играми. В ходе реализации проекта мною была подготовлена презентация на тему презентация, которая посвящена светлому христианскому празднику «Пасха – Светлое Воскресенье Господне» в ней я собрала весь материал по который будет полезен педагогам и родителям детей дошкольного возраста.
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности:
Технологическая: умение планировать этапы своей деятельности, доводить начатое дело до конца, устанавливать причинно-следственные связи.
Информационная: умение ориентироваться в информационных источниках, делать выводы из полученной информации, задавать вопросы по данной теме.
Социально-коммуникативная: умение получать необходимую информацию в общении принимать участие в коллективных делах, взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых уважительно относиться к традициям и обычаям проведения христианских религиозных праздников.
Результат проекта: Результатом работы в ДОУ по духовно- нравственному воспитанию через ознакомление с христианскими православными праздниками (Пасха) является воспитание будущего поколения, которое будет обладать духовно-нравственными ценностями, уважать традиции и законы православной религии, уметь строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ через приобщение к христианским религиозным праздникам (Пасхи) даст положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию разным видам художественно- эстетической деятельности, воспитание духовно-нравственных ценностей; происходит ознакомление с художественной литературой, музыкальными произведениями, с устным народным творчеством; развиваются у детей коммуникативные навыки; формируется эмоциональный фон детей. Таким образом, проект дал положительные результаты , актуален и очень эффективен.
Заключение (Вывод)
В ходе реализации проекта подтвердилось, что этот вопрос духовно- нравственного воспитания через приобщение детей к христианским религиозным праздникам (Пасха) заслуживает всестороннего изучения и применения при обучении и воспитании детей дошкольного возраста. После проведенной работы у детей возросла познавательная активность, любознательность, а также познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Хочется отметить, что в работе по духовно- нравственному воспитанию следует учитывать недостаточную сформированность у детей дошкольного возраста понимания социальных явлений, «чувство истории», следует выбирать более доходчивые формулировки объяснений, применять целый комплекс методов и приемов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие. Такая организационная деятельность, самостоятельная деятельность. совместная деятельность с родителями, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и нравственно- патриотических чувств.
Дальнейшее развитие проекта: в перспективе работы детского сада- участие воспитанников и родителей в досуге - развлечении «Пасха – Светлое Воскресенье Господне», выставка творческих работ детей совместно с родителями «Пасха – Светлое Воскресенье Господне» в группе, участие в творческих конкурсах на разных уровнях (международном, всероссийском, региональном, городском и на уровне ДОУ)
Литература
1.. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. – М. : Учитель, 2007
2. Воронова, Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры [Текст] / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008 .
3.Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] / Г.Н. Данилина. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
4 Дидактические игры этнокультурного содержания [Текст]: методическое пособие / Сост. Л.М. Захарова. – Ульяновск : УлГПУ, 2008. Детские подвижные игры народов СССР [Текст] : Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман; Под. ред. Т.И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989.
5.. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006 6.Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. – М.: ЦГЛ, 2006
7.. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры [Текст] / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10.
8.Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3-7 лет. Издательство «Учитель». Волгоград 2015
9.Панфилов В.В. По старому русскому обычаю. Сборник. РИГ. Москва, 1997.
10.Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М.: Товарищество
«Возрождение», 1990.
11.Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». /О.Л. Князева, М.Д. Маханева, М., 2008
12.Капица Ф.С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы». Москва, Изд. «Флинта», Изд. «Наука», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пасха – Светлый праздник Христово Воскресения»
Проект средне-срочный познавательный...
"Пасха - Светлое Воскресение Христово"
Конспект занятия по познавательному развитию....
ПАСХА-светлое воскресение.
Сценарий праздника для всех групп....
Презентация "Пасха. Светлое воскресение"
Презентация о православном празднике Пасха для детей дошкольного возраста...
Пасха- светлое воскресенье
Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей....
Проект и рецензия на тему: "Пасха-Светлое Воскресение"
Цель проекта: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями....
Сценарий праздника "Пасха"-светлое воскресение для дошкольников старшего возраста
Сценарий праздника "Пасха"-светлое воскресение для дошкольников старшего возраста.Цель:Расширить знания о православном празднике «Пасха»,русских обычаяхВоспитатель: Доброе утро! ...
- Мне нравится (1)