Сообщение на тему: «Формирование любви к родному краю через декоративно-прикладное искусство народов Урала»
консультация на тему

Глинина Ольга Николаевна

Сообщение на тему:

«Формирование любви к родному краю через декоративно-прикладное искусство народов Урала»

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так и взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

Василий Александрович Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_u_malenkogo_derevtsa.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»

Сообщение на тему:

«Формирование любви к родному краю через декоративно-прикладное искусство народов Урала»

 

Воспитатель: Глинина Ольга Николаевна

г. Куса, 2017 г.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так и взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

Василий Александрович Сухомлинский

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, в музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности.                                                                

1. Для развития речи, изделия народных промыслов, дают богатый материал. С помощью их можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, народная игрушка – матрёшка), придумывать сказки.

         2. Математика. В узорах декоративных росписей, характерных для народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, четность в исполнении орнамента в определенном порядке. Это дает материал для развития элементарных математических представлений. Элементами росписи являются цветы, фрукты, ягоды, листья, которые располагаются симметрично по кругу или в виде куста.                                                                                        

3. Изделия народных мастеров воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, т.к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Камнерезное искусство, художественная обработка металла - Каслинское, Кусинское литье, Златоустовская гравюра.                                                                

4.  Изобразительная деятельность. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В свою очередь, в декоративной росписи изображали человека, животных, птиц, растительные узоры и орнаменты. Искусство домовой росписи - Урало-сибирская роспись, подносный промысел -  Жостовские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральские самоцветы.

5. Музыка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников. 

Смысл взаимодействия взрослых и дошкольников в приобщении к произведениям уральского декоративно- прикладного искусства заключается в развитии эстетических ценностей у детей, в художественном познании мира, в присвоении способов художественной деятельности и в создании условий для саморазвития и самовыражения в изобразительном творчестве.

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность.                                                                                              

 Становление эстетически развитой личности ребенка начинается с познания природы, культурных традиций, искусства родного края и является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям. Одним из первоначальных средств эстетического становления личности является традиционное народное и декоративно - прикладное искусство родного края.

В региональном декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме регионального декоративно - прикладного искусства.                                                              

Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в народной песне, в сказке, в легенде, музыке, народном танце, декоративно - прикладном искусстве, поэтому воздействие на ребенка должно быть комплексным.                                                            

Комарова Т.С. считает, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

По своей инициативе ребята начинают заимствовать какие-то приемы, мотивы и это всячески надо поддерживать, однако ни в коем случае нельзя превращать такие знания в специальный тренаж "натаскивания" детей на подражание. От общения с искусством должно оставаться чувство радости, восторга, "очищение" души.                                                          

Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства в детском саду, очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.                                                                        

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала содействует расширению элементарных представлений дошкольников о произведениях уральского искусства.                                              

На занятиях по художественно-эстетическому развитию дети разных возрастных групп рисовали куклу в национальном костюме, жилище народов Урала – юрту и деревянную избу, природу Южного Урала;  

Расписывали русские народные сарафаны, доски Урало-сибирской росписью, «писанки» (искусство миниатюры на яйце); украшали наличники у окна русской избы резными узорами, изготавливали башкирский головной убор – тюбетейку, различные поделки, изображающие обычаи и праздники народов Урала.                                                                                            

Так же творческая группа педагогов с детьми подготовительной к школе группы реализовали творчески-познавательный проект «Мы живем на Южном Урале!».                                                                              

Идея проекта состояла в том, чтобы через разные виды деятельности сформировать представления детей о многообразии культур, национальных традициях и обычаях, познакомить с песнями и танцами народов Южного Урала; воспитывать уважение к труду мастеров народного искусства.

Итогом нашего творчески-познавательного проекта стало развлечение на тему: «Мы – уральцы!», совместно со всеми участниками проекта.

Свое выступление хочется закончить словами Сусловой Эммы Константиновны – профессора кафедры дошкольной педагогики:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование любви к родному краю через бережное отношение к природе

Дети – это наше будущее, и как мы привьем любовь к природе, от того зависит будущее нашего края. Знакомить ребенка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждат...

«Развитие продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста и приобщение к истокам родного края через декоративно-прикладное искусство».

Эта статья о работе кружка "Народные умельцы" . Основой кружка является знакомство с промыслами Воронежского края и сравнение их с другими промыслами....

«Воспитание у дошкольников уважения к своим национальным особенностям через формирование любви к родному краю в условиях реализации ФГОС.»

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества»...

Консультация для педагогов «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и труда в природе»

Консультация для педагогов «Современные подходы к формированию  у детей дошкольного возраста любви к родному краю через организацию наблюдений и труда в природе»...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Консультация «Воспитание патриотических чувств, через формирование любви к родному краю»

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям...