Консультация «Воспитание патриотических чувств, через формирование любви к родному краю»
консультация
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. . Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patrioticheskih_chuvstv_cherez_formirovanie_lyubvi_k_rodnomu_krayu.docx | 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Воспитание патриотических чувств ,
через формирование любви
к родному краю»
Воспитание любви к своей Родине, к своему краю и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну, наш край», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, на улице, на народных праздниках, мероприятиях – и в детском саду, под руководством воспитателя.
Воспитатель обладает множеством средств, для формирования патриотической культуры детей.
Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных
государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям
наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей
семье, дому, детскому саду, улице, хутору; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности,
чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех
видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое
воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие
нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к
матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед
собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие,
они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои
сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности:
добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Старший дошкольник должен знать название
своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых,
где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них
слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает
знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В детском саду особенно важно поддерживать и направить интерес ребенка к людям
других национальностей; рассказать, где территориально живет народ той или иной
национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит
быт, одежда, характер труда, особенности культуры. К концу дошкольного возраста
ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого
народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ
талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками.
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как
нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности,
гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей
позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе
в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину,
преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее
благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие
взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость,
искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на
всю жизнь.
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется
уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:
1·содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объёмом
представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни
народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку
правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
2·эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного
эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к
родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа,
уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством,
любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям,
потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном
труде;
3·деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных
знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность
выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному
имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие
комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное
отношение к окружающему.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников
основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических
особенностей детей этого возраста. В старшем дошкольном возрасте, как отмечают
психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и
необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию
детей. К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных
чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости
эмоциональных переживаний.
Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства
господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в
качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему.
Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является
расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей
этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала
в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.
Большое значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот
факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста
приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны
проявить заботу о близких людях и сверстниках.
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста:
- знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как
важен для общества их труд;
- знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
- может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой
живет;
- знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что
Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
- имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
Рекомендации для родителей.
1.Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного
дома, улицы, где он живет, детского сада.
2.Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
3.Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении
каждого объекта.
4.Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки
и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их
труда.
5.Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего
двора.
6.Расширяйте собственный кругозор.
7.Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
8.Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
9.Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в
общественных местах.
10.Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите
дурно о стране, в которой живёте.
11.Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из
которых они вышли с честью.
12.Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
13.Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на
выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок
ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные
заведения в подростковом возрасте и юности.
14.Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем
больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
15.Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и
отмечайте положительные моменты.
16.Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не
говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое
дело!»
17.Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу
страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
18.Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.
19.Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции,
они станут вашей надеждой и опорой в старости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"
В проекте определены задачи патриотического воспитания детей, показаны различные формы и методы работы с детьми, которые помогают им лучше расширить свои знания о родном крае, селе,обычаях, профессиях...
«Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы....
Методическая работа. Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формир...
Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Анализ работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"....
«Воспитание патриотических чувств, через формирование любви к родному краю»
Воспитание любви к своей Родине, к своему краю и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну, наш край», а с знаний, с отнош...
Консультация «Воспитание патриотических чувств ,через формирование любви к родному краю»
Воспитание любви к своей Родине, к своему краю и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну, наш край», а с знаний, с отнош...
Консультация «Воспитание патриотических чувств через формирование любви к родному краю».
Воспитание патриотических чувств у детей — это важная задача, которая требует комплексного подхода. Начинать формирование любви к родному краю следует с раннего детства. Заботясь о развитии инте...