Занятие по казачеству "Музей в детском саду"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Иванихина Светлана Владимировна

"Музей в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_v_detskom_sadu.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме музей в детском саду

Цель: 

1. Воспитывать чувства патриотизма и любви к малой Родине. 

2. Приобщать дошкольников к культуре Донского края. 

3. Расширять представления о быте казаков, казачьей кухни. 

Задачи: 

Воспитательные: 

1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине. 

2. Воспитывать любовь к своей малой Родине. 

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ. 

Образовательные: 

1. Формировать знания об истории возникновения казачества. 

2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков. 

3. Познакомить с музейными экспонатами. 

Развивающие: 

1. Развивать внимание, память. 

2. Прививать бережное отношение к традициям родного края. 

3. Развивать и обогащать словарный запас. 

Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, половодье, махотка, атаман. 

Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области, оформление фотовыставки «Мой город», выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Вокруг куреня хожу». 

Предварительная работа воспитателя: изготовление фотовыставки «Мой город», подбор дидактического материала, помощь в оформлении мини-музея, изготовление фотоальбома «Казачество на Дону». 

Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа. 

Наглядный материал, оборудование: физическая карта Ростовской области, мини-музей «Казачья горница» - печь, утюг, махотка, молька, прялка, кровать, икона, сундук, за накрытым скатертью столом: рыба, кулебяка, пирожки, варенички (сделанные из соленного теста) . 

Структура занятия: 

Вводная часть: 

Психологический настрой, мотивация деятельности при помощи беседы (диалога) . 

Основная часть: 

1. Месторасположение поселка Жирнов. 

2. Беседа о реке Дон. 

3. Знакомство с традициями, обычаями. 

4. Посещение мини-музея «Казачья горница». 

5. Закрепить знания о быте казаков в далеком прошлом. 

Итог занятия: 

обобщение пройденного материала. 

Ход занятия: 

Воспитатель: - Ребята, где мы с вами живем? 

Дети: - В России. 

Воспитатель: - А как называется наш родной поселок? 

Дети: - Жирнов. 

Воспитатель: - Посмотрите на карту Ростовской области и найдите наш поселок. 

Дети находят поселок Жирнов. 

Воспитатель: - А как называется река рядом с поселком? 

Дети: - Быстрая. 

Воспитатель: - А как называется самая большая река в Ростовской области? 

Дети: - Дон. 

Воспитатель: - А что вы знаете о реке Дон? 

Дети: - Она тянется по всей Ростовской области. По ней ходят баржи, корабли. Река богата рыбой (окунь, сом, толстолоб, красноперка, щука и другие, поэтому Дон называли кормильцем. По берегам много городов, сел, деревень. 

Воспитатель: - А как назывались люди, которые селились по берегам Дона? 

Дети: - Казаки. 

Воспитатель: - А что вы знаете о жизни казаков? 

Дети: - Казаки строили дома, засевали земли, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшие свои земли, семьи. Казачки занимались домашними делами, топили печь, готовили еду, занимались детьми. 

Воспитатель: - Ребята, дома, которые строили казаки, назывались куреня. Их строили на сваях, чтобы в половодье вода не затопила их. 

Воспитатель: - А вы хотите побывать в казачьем курене, посмотреть, как жили казаки? 

Дети: - Да. 

Воспитатель: - Проходите в наш мини-музей казачьей горницы. 

Воспитатель проводит детей в мини-музей для дальнейшего проведения занятия. 

Воспитатель: - Ребята, что вы видите на первом плане? 

Дети: - Печь, на которой стоят чугунки, махотки, в них наши предки готовили еду. 

Воспитатель: - Рядом на печи стоит утюг, как вы думаете, почему он стоит на печке? 

Дети: - Раньше не было электричества и утюг нагревали на печке. 

Воспитатель: - Да, это верно. Что еще вы видите в комнате? 

Дети: - Сабля.
Воспитатель: - Главное оружие казака сабля, шашка. В юных казаках воспитывали смелость и храбрость.

Воспитатель: Кого мы видим на этой фотографии? (казак с лошадью)

Казаки издавна любили лошадей, конь для казака первый друг и товарищ, он шел за казаком в огонь и воду.

Воспитатель: Еще одним из старейших промыслов было гончарное ремесло. Вы знаете, что делали из глины?

Дети: Из глины делали посуду, детские игрушки.

Воспитатель: Я вам предлагаю рассмотреть глиняную посуду. В глиняной посуде казаки хранили молоко, оно там долго хранилось и не пропадало.

Почти в каждой семье были прялки и все казачки умели прясть пряжу, из которой вязали теплые вещи для всей семьи. Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали. Все это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы. Люди трудились в поле, огороде, сажали и убирали урожай.

Воспитатель: (показать скатерть) как вы думаете, что это?

Дети: Скатерть.

Воспитатель: Посмотрите какая красивая скатерть! Ее старинное название-настольник, казаки ее клали на стол. Узоры на них вышивали рукодельницы.

Воспитатель: - На Дону всегда любили вкусно поесть. А вы знаете блюда из казачьей кухни? 

Дети: - Это каши, уха, рыбу жарили, запекали, варили лапшу, холодец, пекли кулебяки, курники, калачи, лепили варенички с разной начинкой. 

Воспитатель: - А кто у казаков был главным? 

Дети: - Атаман. 

Воспитатель: - Атамана выбирали на круге, на казачьем правлении: кто сердцу люб, тот и будет атаман. 

Воспитатель: - Давайте вспомним казачьи поговорки. 

Дети: - 1. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. 

2. Казачья смелость порушит любую крепость. 

3. Терпи казак атаманом будешь.

4. Казак в беде не плачет.

5. Кто пули боится тот в казаки не годится.

Воспитатель: - Я предлагаю сыграть с вами в игру «Вокруг куреня хожу». 

Подвижная игра «Вокруг куреня хожу». 

Цель: Упражнять в ловкости, быстроте, ходьбе по кругу, знакомство с 

казачьими словами (курень) . 

Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами: 

«Вокруг куреня хожу 

И в окошечки смотрю, 

К одному я подойду 

И в окошко постучу» 

Тук-тук. 

Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? » 

Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя. » 

Ребенок: - Зачем пришла? 

Водящий: - Побежим на перегонки. 

Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего. 

Итог занятии: 

Воспитатель: - О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? 

- Что особенно вам понравилось из рассказа о донских казаках? 

Самоанализ 

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. 

Тема моего занятия «История казачьего быта». 

Цель занятия: 

1. Воспитывать чувства патриотизма и любви к малой Родине. 

2. Приобщение дошкольников к культуре Донского края. 

3. Расширять представления о быте казаков, казачьей кухни. 

Задачи: 

Воспитательные: 

1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине. 

2. Воспитывать любовь к своей малой Родине. 

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ. 

Образовательные: 

1. Формировать знания об истории возникновения казачества. 

2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков. 

3. Познакомить с музейными экспонатами. 

Развивающие: 

1. Развивать внимание, память. 

2. Прививать бережное отношение к традициям родного края. 

3. Развивать и обогащать словарный запас. 

Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, половодье, махотка, атаман. 

При подготовке к занятию я провела предварительную работу с детьми: 

изучение физической карты Ростовской области, оформление фотовыставки «Мой город», выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Вокруг куреня хожу». 

Сама подобрала дидактический материал по теме «История казачьего быта». Изготовление фотоальбома «Казачество на Дону». Фотовыставки «Мой город». Участвовала в оформлении мини-музея «Казачья горница». 

На занятии использовала методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа. 

Структура занятия содержит: 

Вводную часть: 

Психологический настрой, мотивация деятельности при помощи беседы (диалога) . 

Основную часть: 

1. Месторасположение города Константиновска. 

2. Беседа о реке Дон. 

3. Знакомство с традициями, обычаями. 

4. Посещение мини-музея «Казачья горница». 

5. Закрепить знания о быте казаков в далеком прошлом. 

В итоге занятия обобщила пройденный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики       на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...

Использование интегрированных занятий в малокомплектном детском саду

В данной статье освещены преимущества интегрированных занятий, их актуальность, структура, алгоритм подготовки и проведения занятия....

Конспект занятия "Буратино в детском саду"

Название конспекта: «Буратино в детском саду»Тема: Безопасность детей в детском саду.Время на занятие: 25 минутВозраст: старшая группаОбласть ФГТ: Безопасность.Программа, в рамках которой проводится з...

Практическое занятие с воспитателями детского сада. Техника "Изонить".

данный материал послужит пособием для начинающих воспитателей...

Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения

Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения...

Тренинговые занятия для детей детского сада

Общие цели:·        усиление сплоченности группы,·        развитие умения работать в группе,·...

Консультация для педагогов «Разработка классических занятий подготовительных групп детского сада. Идеи, которые я реализую при обучении на занятиях.»

   Целесообразность подготовки ребенка обусловлена стремлением создать благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ребенка с учетом его индивидуаль...