Конспект итоговой ООД по реализации регионального компонента в старшей группе по теме "Башкортостан-мой край родной ".
план-конспект занятия (старшая группа)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №69» с изучением отдельных предметов
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД
по реализации регионального компонента
в старшей группе по теме :
«БАШКОРТОСТАН - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ».
Разработала : воспитатель Шакмаева Татьяна Юрьевна.
Уфа, 2023 год.
Задачи :
-обобщить знания детей о родном городе, крае, его растительном и животном мире;
-закрепить знания о символике республики;
-закрепить знания о жилище древних башкир, о национальных музыкальных инстрементах;
-закрепить знания звуко-буквенного разбора слов;
-развивать речь, внимание, память;
-воспитывать интерес к истории, культуре родного края; чувство патриотизма.
Интеграция образовательных областей:
речевое, познавательное, социально-коммуникативное,
художественно- эстетическое, физическое развитие.
Оборудование: карты России и Башкортостана, иллюстрации города Уфы, портрет президента Республики Башкортостан, символика, иллюстрации с изображением природы Башкортостана, макет юрты, курай ,иллюстрации одежды и орнамента, мяч для игры.
Предварительная работа: беседы с детьми, заучивание стихотворений, рассматривание альбомов и иллюстраций по данной теме.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Наши пальчики.
Один, два, три, четыре, пять,
Пять, четыре, три, два, один.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
-Как называется наша страна? (показ карты России)
-Наша Родина большая, от запада до востока, от севера до юга.
Назовите столицу России. (Москва)
-Это наша общая Родина, и где бы мы не жили – мы граждане России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина.
Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Рахимкуловой «Откуда родом ты» в исполнении … (читает ребёнок)
«Откуда родом ты?» - меня спросили,
И я ответил гордо: «Из России,
А если говорить точней – с Урала я,
Там родина – Башкирия моя.
У наших гор вершины до небес,
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны – ягодами, а сердца – добром.
Там Агидель несётся с горных круч –
Поток её прозрачен и могуч,
К великой Волге путь её лежит
Бегут года, и Агидель бежит…»
-Как называется наша республика? (Башкортостан)
-Назовите главный город республики. (столица – город Уфа)
-На территории нашей республики 21 город. Перечислите их (Стерлитамак,Сибай, Учалы, Туймазы, Кумертау. Белебей, Мелеуз, Янаул, Бирск, Октябрьский, Нефтекамск, Дюртюли, Белорецк, Ишимбай, Благовещенск, Агидель, Давлеканово, Баймак, Салават, Межгорье).
-Наша республика многонациональна. В ней живут люди более 70 национальностей.
Какие национальности вы знаете? (русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, марийцы, украинцы, белорусы,…)
-Природа Башкортостана необыкновенно красива: горы, равнины, степи, реки, озёра (показ иллюстраций).
-Назовите реки .
-Назовите озёра.
-В лесах нашей республики обитают разные виды животных.
-Какие животные обитают в лесах нашего края? (медведи, волки, лисы, бобры, рыси, лоси,…; показ иллюстраций)
-Ещё встречаются более 300 видов птиц.
-Назовите знакомые вам. (сороки, вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири, грачи,…)
-В последнее время исчезли некоторые виды животных. Как вы думаете,-почему?
-Мы с вами знаем правила поведения в лесу. Вы должны их помнить всегда!
-Для охраны животных на территории нашей республики создан заповедник.
-Что такое заповедник?
-В Башкирском заповеднике люди заботятся о редких животных – лосях, медведях. На зиму заготавливают сено, делают зимовники для зверей и кормушки для птиц.
3.ФИЗМИНУТКА.
- Проведем игру «Поймай и назови».
-Правила игры : Я буду передавать мяч, а вы должны правильно отвечать на вопросы.
-Назовите столицу нашей республики.
-Сколько всего городов на территории Башкортостана?
-назовите самое большое озеро ( Асылыкуль)
-Самая известная река (Белая - Агидель)
-Назовите известную пещеру (Капова пещера - Шульганташ)
- Самое любимое лакомство нашего народа (мёд)
- Известный герой - батыр ?( Салават Юлаев)
-На какой улице нашего города ты живёшь?
4.ПРОДОЛЖЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.
1. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ.
-Сначала мы с вами повтори знания о нашем родном городе –Уфе – столице Башкортостана.
УФА- главный город нашей республики, здесь живёт и работает наше правительство во главе с президентом.
-Как зовут нашего президента? ( ХАБИРОВ РАДИЙ ФАРИТОВИЧ )
-Правительство заботится о том, чтобы все люди нашей республики жили хорошо и счастливо.
-А кто является коренным населением республики? (башкиры)
-Правильно. История нашего края интересна и удивительна. Известно, что первые поселения на башкирской земле появились тысячи лет назад.
-С какого места начинался наш город?
-Правильно, там, где сейчас стоит памятник «Монумент Дружбы». (показ фото крепости Уфы, памятника «Монумент Дружбы» )
С тех пор город рос и развивался. Про Уфу было написано много стихотворений.
(одно из стихотворений читает ребёнок )
«УФА» Г. Рамазанов.
Всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где – то вдали его назови –
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нём зазвучит любви!
В нём – отчизна отцов святая,
В нём – любимая, милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звёздочки над стихом.
-Раньше , в давние времена, башкиры вели кочевой образ жизни, т.е. переходили с одного места на другое. Как называлось жилище башкир?
-Что вы знаете о юрте?
-Какой формы юрта?
-Из чего сделана? (из войлока)
-В юрте было очень удобно : прохладно летом в жаркую погоду, и тепло, когда на улице холодно.В юрте было красиво и просторно, там не было никакой мебели, кроме сундука, в котором хранились праздничные наряды. Юрта делилась на 2 части: мужскую и женскую.
-Что находилось в женской половине? (посуда, люлька, самовар, прялка, …)
-Что в мужской? (одежда, оружия)
-У каждого народа своя культура, т.е. свои особенности, обычаи, традиции.
Вот башкирский народ славится национальными музыкальными инструментами.
-Назовите известный музыкальный инструмент башкир.
(дети читают стихотворение)
«Про курай» Николай Старостин
В детстве слушал я курай,
Звуки нежные его.
О башкирской флейте этой
Мы не знали ничего…
Вырастает тот тростник,
Где свободный ветер бродит.
И по осени за ним
Кураист башкир приходит.
…Ты поведай нам курай,
Как красив Урал седой.
И о том, как по степи,
Где-то скачет конь гнедой.
- Послушаем мелодию курая .( Воспитатель включает аудиозапись)
-Каждый город по своему красив и у каждого есть свои достопримечательности.
-Наш город большой и в нём много достопримечательностей. Есть различные памятники, музеи, кинотеатры.Ребята, вы - молодое поколение, вы станете взрослыми, умными , вашей задачей будет - беречь и сохранить наше богатство - полезные ископаемые , зелёные леса ,реки и озёра.
- ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
- Ребята, вы очень много знаете о родной республике. Знаете историю,культуру,обычаи башкирского народа.
- Давайте мы с вами раскрасим одежду башкирской девушки орнаментом.
- Что такое орнамент ?
- Орнамент - это последовательно выполненный узор.
-Какие цвета присутствуют в башкирском орнаменте?
- Чёрный цвет - это земля,на которой мы живём, стоим, по которой мы ходим. На чёрном фоне рисовали или вышивали элементы.
-Красный - цвет жизни, крови, башкиры сражались за свои права. Использовали обычно ярко красный цвет.
- Жёлтый - цвет тепла, доброты, цвет солнца.
- Зелёный- цвет травы, деревьев, т.к. на территории нашей республики много лесов, полей и лугов.
-Синий - цвет воды, наша республика богата реками, озёрами.
- Какие элементы включает башкирский орнамент?
- «Бараньи рога», волна, сердце, ромб, «зиг- заг» - треугольные элементы.
- Назовите, какие виды одежды башкирской девушки показаны на листочках?
-Платье,камзол,сапоги. Изобразим на одежде элементы башкирского орнамента.
(Воспитатель показывет последовательность выполнения работы).
Практическая работа (выполняют акварельными красками, у каждого ребёнка рабочее место) .
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
-Что нового вы узнали?
-Берегите, любите Родину! Будьте достойными гражданами своей Родины!
Башкирия,
Моя земля и небо,
Мой соловьиный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_region._komponent._avtosohranennyy.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №69» с изучением отдельных предметов
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД
по реализации регионального компонента
в старшей группе по теме :
«БАШКОРТОСТАН - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ».
Разработала : воспитатель
Шакмаева Татьяна Юрьевна
Уфа, 2021 год.
Задачи :
-обобщить знания детей о родном городе, крае, его растительном и животном мире;
-закрепить знания о символике республики;
-закрепить знания о жилище древних башкир, о национальных музыкальных инстрементах;
-закрепить знания звуко-буквенного разбора слов;
-развивать речь, внимание, память;
-воспитывать интерес к истории, культуре родного края; чувство патриотизма.
Интеграция образовательных областей:
речевое, познавательное, социально-коммуникативное,
художественно- эстетическое, физическое развитие.
Оборудование: карты России и Башкортостана, иллюстрации города Уфы, портрет президента Республики Башкортостан, символика, иллюстрации с изображением природы Башкортостана, макет юрты, курай ,иллюстрации одежды и орнамента, мяч для игры.
Предварительная работа: беседы с детьми, заучивание стихотворений, рассматривание альбомов и иллюстраций по данной теме.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Наши пальчики.
Один, два, три, четыре, пять,
Пять, четыре, три, два, один.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
-Как называется наша страна? (показ карты России)
-Наша Родина большая, от запада до востока, от севера до юга.
Назовите столицу России. (Москва)
-Это наша общая Родина, и где бы мы не жили – мы граждане России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина.
Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Рахимкуловой «Откуда родом ты» в исполнении … (читает ребёнок)
«Откуда родом ты?» - меня спросили,
И я ответил гордо: «Из России,
А если говорить точней – с Урала я,
Там родина – Башкирия моя.
У наших гор вершины до небес,
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны – ягодами, а сердца – добром.
Там Агидель несётся с горных круч –
Поток её прозрачен и могуч,
К великой Волге путь её лежит
Бегут года, и Агидель бежит…»
-Как называется наша республика? (Башкортостан)
-Назовите главный город республики. (столица – город Уфа)
-На территории нашей республики 21 город. Перечислите их (Стерлитамак,Сибай, Учалы, Туймазы, Кумертау. Белебей, Мелеуз, Янаул, Бирск, Октябрьский, Нефтекамск, Дюртюли, Белорецк, Ишимбай, Благовещенск, Агидель, Давлеканово, Баймак, Салават, Межгорье).
-Наша республика многонациональна. В ней живут люди более 70 национальностей.
Какие национальности вы знаете? (русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, марийцы, украинцы, белорусы,…)
-Природа Башкортостана необыкновенно красива: горы, равнины, степи, реки, озёра (показ иллюстраций).
-Назовите реки .
-Назовите озёра.
-В лесах нашей республики обитают разные виды животных.
-Какие животные обитают в лесах нашего края? (медведи, волки, лисы, бобры, рыси, лоси,…; показ иллюстраций)
-Ещё встречаются более 300 видов птиц.
-Назовите знакомые вам. (сороки, вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири, грачи,…)
-В последнее время исчезли некоторые виды животных. Как вы думаете,-почему?
-Мы с вами знаем правила поведения в лесу. Вы должны их помнить всегда!
-Для охраны животных на территории нашей республики создан заповедник.
-Что такое заповедник?
-В Башкирском заповеднике люди заботятся о редких животных – лосях, медведях. На зиму заготавливают сено, делают зимовники для зверей и кормушки для птиц.
3.ФИЗМИНУТКА.
- Проведем игру «Поймай и назови».
-Правила игры : Я буду передавать мяч, а вы должны правильно отвечать на вопросы.
-Назовите столицу нашей республики.
-Сколько всего городов на территории Башкортостана?
-назовите самое большое озеро ( Асылыкуль)
-Самая известная река (Белая - Агидель)
-Назовите известную пещеру (Капова пещера - Шульганташ)
- Самое любимое лакомство нашего народа (мёд)
- Известный герой - батыр ?( Салават Юлаев)
-На какой улице нашего города ты живёшь?
4.ПРОДОЛЖЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.
1. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ.
-Сначала мы с вами повтори знания о нашем родном городе –Уфе – столице Башкортостана.
УФА- главный город нашей республики, здесь живёт и работает наше правительство во главе с президентом.
-Как зовут нашего президента? ( ХАБИРОВ РАДИЙ ФАРИТОВИЧ )
-Правительство заботится о том, чтобы все люди нашей республики жили хорошо и счастливо.
-А кто является коренным населением республики? (башкиры)
-Правильно. История нашего края интересна и удивительна. Известно, что первые поселения на башкирской земле появились тысячи лет назад.
-С какого места начинался наш город?
-Правильно, там, где сейчас стоит памятник «Монумент Дружбы». (показ фото крепости Уфы, памятника «Монумент Дружбы» )
С тех пор город рос и развивался. Про Уфу было написано много стихотворений.
(одно из стихотворений читает ребёнок )
«УФА» Г. Рамазанов.
Всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где – то вдали его назови –
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нём зазвучит любви!
В нём – отчизна отцов святая,
В нём – любимая, милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звёздочки над стихом.
-Раньше , в давние времена, башкиры вели кочевой образ жизни, т.е. переходили с одного места на другое. Как называлось жилище башкир?
-Что вы знаете о юрте?
-Какой формы юрта?
-Из чего сделана? (из войлока)
-В юрте было очень удобно : прохладно летом в жаркую погоду, и тепло, когда на улице холодно.В юрте было красиво и просторно, там не было никакой мебели, кроме сундука, в котором хранились праздничные наряды. Юрта делилась на 2 части: мужскую и женскую.
-Что находилось в женской половине? (посуда, люлька, самовар, прялка, …)
-Что в мужской? (одежда, оружия)
-У каждого народа своя культура, т.е. свои особенности, обычаи, традиции.
Вот башкирский народ славится национальными музыкальными инструментами.
-Назовите известный музыкальный инструмент башкир.
(дети читают стихотворение)
«Про курай» Николай Старостин
В детстве слушал я курай,
Звуки нежные его.
О башкирской флейте этой
Мы не знали ничего…
Вырастает тот тростник,
Где свободный ветер бродит.
И по осени за ним
Кураист башкир приходит.
…Ты поведай нам курай,
Как красив Урал седой.
И о том, как по степи,
Где-то скачет конь гнедой.
- Послушаем мелодию курая .( Воспитатель включает аудиозапись)
-Каждый город по своему красив и у каждого есть свои достопримечательности.
-Наш город большой и в нём много достопримечательностей. Есть различные памятники, музеи, кинотеатры.Ребята, вы - молодое поколение, вы станете взрослыми, умными , вашей задачей будет - беречь и сохранить наше богатство - полезные ископаемые , зелёные леса ,реки и озёра.
- ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
- Ребята, вы очень много знаете о родной республике. Знаете историю,культуру,обычаи башкирского народа.
- Давайте мы с вами раскрасим одежду башкирской девушки орнаментом.
- Что такое орнамент ?
- Орнамент - это последовательно выполненный узор.
-Какие цвета присутствуют в башкирском орнаменте?
- Чёрный цвет - это земля,на которой мы живём, стоим, по которой мы ходим. На чёрном фоне рисовали или вышивали элементы.
-Красный - цвет жизни, крови, башкиры сражались за свои права. Использовали обычно ярко красный цвет.
- Жёлтый - цвет тепла, доброты, цвет солнца.
- Зелёный- цвет травы, деревьев, т.к. на территории нашей республики много лесов, полей и лугов.
-Синий - цвет воды, наша республика богата реками, озёрами.
- Какие элементы включает башкирский орнамент?
- «Бараньи рога», волна, сердце, ромб, «зиг- заг» - треугольные элементы.
- Назовите, какие виды одежды башкирской девушки показаны на листочках?
-Платье,камзол,сапоги. Изобразим на одежде элементы башкирского орнамента.
(Воспитатель показывет последовательность выполнения работы).
Практическая работа (выполняют акварельными красками, у каждого ребёнка рабочее место) .
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
-Что нового вы узнали?
-Берегите, любите Родину! Будьте достойными гражданами своей Родины!
Башкирия,
Моя земля и небо,
Мой соловьиный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация регионального компонента в старших группах.
Перспективный план по реализации регионального компонента в старшей (подготовительной) группе д/с на примере Ставропольского края. ...
НОД Тема: «Ямальский край» (Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с содержанием регионального компонента в старшей группе
Программное содержание:Развивать умение детей в дифференциации звуков (с – з); - работа над высотой тона в вопросительном и повествовательном предложении.Упражнять детей в словообраз...
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ-КУБАНОВЕДЕНИЕ) СТАРШАЯ ГРУППА Составитель: Скоридченко С.А. воспитатель МБДОУ Д/С №14 "Ромашка" г. Белореченска Краснодарского края
Особую роль в воспитании патриотизма. формировании эстетического воспитания дошкольников в современном обществе играет культура, традиции. обычаи, народное прикладное искусство. Именно с народной игры...
Использование регионального компонента в работе с детьми. Краеведение. Мой край родной сибирский
Использование регионального компонента в работе с детьми...
Конспект НОД с учетом национально-регионального компонента «Я живу в городе Иланский Красноярского края» старшая группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Иланский детский сад № 50» Конспект НОДс учетом н...
Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ (знакомство дошкольников с родным городом)
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций...
Примерный календарно-тематический план по реализации регионального компонента в старшей группе
применрый календарно-тематический план по казачеству...