Проект "Ай,да пчелки!"
проект (подготовительная группа) по теме
В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Ай, да пчелки!»
Тема проекта: «Ай, да пчелки!»
Тип проекта: информационно - познавательно – практический – исследовательский - творческий
Продолжительность: краткосрочный - 2 недели.
Участники: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели, родители.
Актуальность:
начиная с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с процессом получения меда в условиях естественной среды живой природы и его лечебных свойствах, что особенно важно для жителей Башкортостана, где в связи с суровыми климатическими условиями слабо развито пчеловодство.
:формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму. Изучение меда, как ценного продукта питания и выявление полезных свойств меда в лечении многих заболеваний.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию детей, тем лучше будет результат этой работы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей 4-5 лет недостаточно знаний о насекомых, в том числе о пчелах. Поэтому объектом исследования в нашем экологическом проекте будет пчела.
Проблема
Цель:
создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.
Познакомить детей с башкирским пчеловодством
Формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают цветочный сок-нектар, из которого получается мед). Расширить знания детей о меде, его полезных свойствах.
Задачи:
Приобщать к традициям и обычаям башкирского народа. Углублять знания о башкирском пчеловодстве. Уточнить представления о пчелах, их значении в природе. Формировать представления о том, что пчелы – полезные насекомые. Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
• активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения их к культуре пчеловодства, воспитывать любовь к родному краю, русским традициям;
• сформировать представление о пчелах, их значении в природе, выяснить, где живет пчела и как она делает мед;
• закрепить знания о пользе мёда и использовании продуктов пчеловодства, узнать, где и как используется мёд;
• определить с детьми, какой мед на вкус, и чем он для них является: лакомством или лекарством;
• выяснить с помощью опытов натуральный мёд или нет;
• побеседовать с врачом о пользе мёда;
• развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь, развивать желание экспериментировать.
• формировать у детей элементарные представления о пчелах их строении, способах передвижения; расширить представление о том, что пчелы собирают цветочный нектар, из которого делают мед;
• активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах (улей, дупло, соты, нектар, учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда;
• воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;
• способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей;
• развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности.
Ход проекта.
- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
В гости к детям приходит бабушка Пчела. Она угощает ребят душистым медом. Интересуется, понравилось ли детям угощение.
- Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель. Как вы думаете, откуда берется мед?
Дети предлагают узнать об этом у взрослых, из энциклопедий, художественной литературы.
- Работа над проектом.
Для достижения поставленной цели дети отправляются в увлекательное путешествие в мир пчеловодства и разрабатывают его маршрут:
- Познакомиться с жизнью и занятиями башкир в прошлом и в наши дни.
- Узнать как можно больше о пчелах, жизни пчелиной семьи, роли пчел в экосистеме.
- Узнать, какие медоносные растения произрастают в нашем крае.
- Познакомиться с трудом пчеловода (пасечника).
- Узнать, чем полезен мед, где используют продукты пчеловодства.
Из художественной литературы, энциклопедий, наблюдений, из общения с педагогами и родителями дети выясняют, что башкиры издавна занимались бортничеством: сначала собирали мед диких пчел в дуплах деревьев, затем возникло бортевое пчеловодство, а еще позже башкиры стали специально устраивать пасеки и разводить пчел.
Затем дети знакомятся с пчелой, ее строением, отличием от других насекомых, узнают о том, что пчелы живут семьями. В рое есть матка – царица, самцы – трутни и рабочие пчелы. Дети узнают о медоносных растениях и о том, как образуется мед: рабочие пчелы лепят из воска соты в виде шестигранных ячеек, собирают в них цветочный нектар и пыльцу цветов, из цветочного нектара испаряется вода и постепенно превращается в мед. Кроме меда пчелы производят воск, а также выделяют особое вещество, которое называется прополис.
На занятиях дети знакомятся с трудом пчеловода (пасечника) – он ухаживает за пчелами, качает мед, строит для них улья.
Дети узнают, что мед и прополис очень полезны. Ими лечат раны, простуду, заболевания горла, легких. Мед используют при приготовлении башкирских блюд и напитков, в косметике. А воск идет на изготовление свечей и полировочных средств.
Подготовительный этап
• создание развивающей среды, условий для изобразительной и продуктивной деятельности. ;
• чтение художественной литературы;
• подбор экологических игр: «Какая польза от пчелы?», «Какой вред от пчелы?»;
• подвижные игры «Зарядка для пчелок», «Медведь и пчелы»;
• разучивание стихов о пчелах, загадок;
• просмотр мультфильма «Пчёлка Майя»;
Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.
Подбор видео и литературного материала (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.).
Подготовка наглядной информации для родителей. Дать задание родителям по подбору нужного материала.
Разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта.
Систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия.
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде, расширение кругозора и экологических представлений во время реализации проекта. Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы, насекомым-пчелам.
Продукт проекта:
1. Выпуск газеты
2. В группе организован мини-музей «Пчёлка».
3. Создана папка-передвижка для родителей на тему «Мед – источник здоровья и красоты».
4. Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
5. Презентация книжек-малышек о пчелах
6. Презентация проекта
7. Театрализованная деятельность по произведению К Чуковского «Муха – Цокотуха»
8. Инсценировка и драматизация «Медведь и пчелы» башкирская народная сказка
Основной этап
- Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности. Работа над частями проекта. Выставка детских работ, опыты, исследовательская деятельность.
- Задача воспитателя: организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности, оснащение их оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта.
Познавательное развитие
«Увлекательное путешествие в мир пчеловодства» - рассказ воспитателя о пчеловодстве, о труде пчеловода;
Занятие по экологии «В гостях у пчелки»;
Занятие «Пчеловод»;
Интегрированное занятие «Чей дом под листом?
Комплексное занятие «Чудесный мешочек»;
Занятие по развитию познавательных интересов «Тайны царства насекомых»;
Занятие по экологии «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых»;
Беседа о полезных свойствах меда «Мед – источник здоровья и красоты»;
Беседа о правилах поведения на пасеке;
Беседа «Как растения привлекают пчел»;
Викторина «Знатоки пчеловодства»;
Просмотр видеофильмов «Заповедные места Башкортостана», «Башкирский мед»
Рассматривание: репродукций, иллюстраций, картинок по теме.
Рассказ-беседа «Пчелка — трудолюбивое насекомое».
Цель беседы: уточнять знание детей об этом насекомом, познакомить с интересными фактами из жизни пчел; развивать фразовую речь; активизировать словарь по теме.
Вечер загадок «Чудесный сундучок».
Цель: развиваем логическое мышление – умение отгадывать загадки.
Дидактическая игра: «Пчёлы и цветы»
Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака цвета, закрепить умение детей различать и называть цвета (желтый, красный, зелёный, синий), развивать зрительное восприятие, логику.
Дидактическая игра: «Рассади пчёл по ульям»
Цель: развитие умения группировать предметы по величине и цвету.
Дидактическая игра «Назови, одним словом».
Цель: развиваем логическое мышление, делать обобщения.
Дидактическая игра: «Что лишнее?».
Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.
Речевое развитие
Составление творческих рассказов «Если бы я был пчелой»;
Занятие по сюжету башкирской сказки «Медведь и пчелы»;
Чтение и пересказ рассказов К.Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»;
Заучивание башкирских стихов, загадок, пословиц, поговорок о пчеле;
Детское словотворчество: стихи, сказки, загадки, реклама о пчеле и меде;
Чтение и обсуждение башкирской сказки «Медведь и пчелы», Г.Тукая «Шурале»;
Чтение и заучивание стихов башкирских поэтов Р.Тимершина «Пчела», М.Гафури «Пчела»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры «Пасека», «Пчелиная семья».
Цель: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; закрепить знания о пчёлах и мёде.
Дидактические игры: «Кто больше назовет отличий» (пчела, оса, шмель), «Найди пары. С каких цветов собирают пчелы нектар», «Пчеловод и его инструменты»,«Растения-медоносы», «Кто больше назовет продуктов пчеловодства»;
Игры-эмпатии: «Пчела на цветочном лугу», «Разговор пчелы и цветка»;
Игры-импровизации «В гостях у Шурале», «Полет пчелиного роя» «Мы - пчёлы»; «Медведь и пчёлы».;
Цель: развивать творчество, активность детей.
Инсценировка и драматизация: «Медведь и пчелы» (по мотивам башкирской сказки) «Шурале»
Ситуации общения: «Зачем нужны пчёлы?», «Откуда берётся мёд?», «Зачем нужен мёд?».
Беседа: «Правила поведения на пасеке»
Цель: познакомить с элементарными правилами безопасного поведения на пасеке.
Ситуации общения: «Некоторых насекомых называют жалящими насекомыми». Почему?
Правила поведения с жалящими насекомыми.
Цель: научить правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни).
Игра в хлопки, если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в ладоши. (Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель, шершень).
Знакомство с профессией – пчеловод.
Цель: знакомить детей с профессией пчеловод, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Веселая пчелка»; «Пчёлки - малютки».
Рисование «Пчелки в улье»»;
Рисование «Башкирский мед»;
Лепка «Медведь с бочонком меда»;
Лепка из соленого теста кондитерских изделий башкирской кухни чак-чак;
Коллаж «На пасеке» (коллективная работа);
Конструирование из бумаги сот;
Физическое развитие
Подвижные игры: «Дикие и домашние пчелы», «Медведь и пчёлы».
Цель игры: продолжать развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость. «Поймай пчелу».
Цель игры: продолжать тренировать умение совершать прыжки в высоту с места, развивать ловкость.
Пальчиковые игры: «Пчелки не ёлке», «Цветочек», «Пчела».
Цель: развитие мелкой моторики; развитие речи, творческой деятельности
Работа с родителями
Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной и игровой деятельности;
Папка передвижка
Консультации «Оказание первой помощи при укусах пчелами»
Мастер-класс с родителями « Пчелка из киндер сюрприза»
Сбор экспонатов для создания музея «Пчелка золотая»
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной деятельности с детьми:
Изготовление книжек-малышек о пчелах
Заключительный этап
1. Определение результата практической деятельности детей и родителей.
2. Проведение чаепития-дегустации.
Результаты работы
В результате планомерной, систематической работы:
•дети познакомились с представителем класса насекомых – пчелой и узнали о пользе ее для человека;
•у детей сформировались представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе;
•обогатилась речь детей;
•расширился кругозор и мыслительная деятельность детей;
•процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, осознания собственных умений;
•повысилось творчество детей в продуктивных видах деятельности;
•улучшилась работа по взаимодействию с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект группы «Пчелки»: Знакомство детей с миром природы через произведения В.В.Бианки.
Познакомить детей с жизнью и творчеством В.В.Бианки. Расширить и углубить знания детей о животном мире через произведения В.В.Бианки. Продолжать прививать детям любовь к художественному слову, у...
Экологический проект "Золотая пчелка" средняя группа
Проект может быть реализован в средней группе ДОУ....
Проект "Золотая пчелка"
Вид проекта: экологический, познавательно-творческий, игровойСрок реализации: краткосрочныйУчастники: воспитатель, дети 4-5 лет, родителиЦель проекта: создание условий для развития познавательных...
Проект "Золотая пчелка"
Проект "Золотая пчелка"...
Проект:«СОХРАНИМ ПЧЕЛКУ-СОХРАНИМ ПЛАНЕТУ!»
Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жизни на...
Исследовательский проект "Веселая пчелка"
Предлагаемый проект проводится в рамках образовательной области «Познание» в ходе изучения темы «Насекомые»....
Краткосрочный экологический проект: «СОХРАНИМ ПЧЕЛКУ-СОХРАНИМ ПЛАНЕТУ!»
Актуальность проекта:Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить...