НОД "Хантыйские узоры"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Телякова Ольга Евгеньевна

Расширить и закрепить знания детей о культуре коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Закрепить название хантыйских узоров. Закрепить умение конструировать по схеме, используя конструктор ЛЕГО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hantyyskie_uzory.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 81 детский сад  «Мальвина»

МБДОУ № 81 «Мальвина»

НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Тема: «Хантыйские узоры»

(средний дошкольный возраст)

                                              Третьякова Ольга Евгеньевна

воспитатель

 средний дошкольный возраст

группа  «Антошка» д/сад № 81 «Мальвина»

г. Сургут, 2016

НОД по закреплению познавательного развития  для детей средней  группы.

Тема: «Хантыйские узоры»

Цель: закреплять представление о традициях народов ханты.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и закрепить знания детей о культуре коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Закрепить название хантыйских узоров.

Закрепить умение конструировать по схеме, используя конструктор ЛЕГО.

Развивающие:

Развивать интерес к конструированию.

Развивать связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; Развивать самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитывать чувство сопереживания и сострадания к другим людям, оказание им помощи, воспитывать уважение к традициям народа ханты.

Словарная работа:

орнамент, каюр, оленья упряжка, нарты.

Предварительная работа:

рассматривание альбомов и иллюстраций с одеждой, орнаментами; прорисовка орнаментов; чтение легенды А. М. Коньковой «Откуда северное сияние пошло», загадки об орнаментах.

Материал и оборудование:

Макет чума, макет  костра, кукла Ай Пох, оленьи маски, упряжка, музыка «Нарты», презентация игры «Где чей дом», голос мальчика Ай Поха, интерактивная доска,  конструктор ЛЕГО,  схемы с орнаментом ханты.

Структура и методические приемы:

I. Вводная часть - 3 минуты.
а) Дидактическая игра «Мой край – Югра» (закрепление знаний животный и растений нашего края);
б) П/игра «Вокруг себя обернись» (развитие координации движения, воображения);
II. Основная часть - 15 минут.
а) беседа о хантыйских узорах;
б) беседа о средстве передвижения народов ханты;
в) называние детьми узоров ханты, их значение;
г) дидактическая игра «Где чей дом?»

д) изготовление хантыйских узоров из конструктора ЛЕГО.
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) прослушивание хантыйских мелодий;
б) танец с Ай Похом;
д) рассмотрение малицы мальчика, сравнение хантыйских узоров с карточками-схемами.

Организация детей на НОД:

В середине группы столы дя работы с конструктором. В центре интерактивная доска для д/игры «Где чей дом?». Справа от доски макет чума и мальчика Ай Поха. Справа от чума макет костра. Дети играют в д/игру за столом. Слышат плач и перемещаются к чуму, далее одевают маски оленей, берут упряжку, делают круг вокруг стола и подходят к макету костра. После прочтения письма от шамана дети подходят к интерактивной доске, где выполняют задание. После выполнения задания дети садятся за столы для работы с конструктором. При завершении работы дети подходят к чуму и приклеивают свои узоры на макет мальчика.

Ход занятия:

 Дети играют в настольную дидактическую  игру «Мой край Югра». Слышится плач.

В: Ребята, вы слышите? Помоему это плачь из далекой тайги. Давайте попробуем туда попасть. Для этого мы используем наше волшебство, вокруг себя обернись и в тайге очутись.  

Звучит музыка, дети подходят к чуму и мальчику.Здороваются. Спрашивают, что случилось.

Ай Пох: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ай Пох, что в переводе с хантыйского – маленький сын. Моя мама ушла за продуктами одев на меня малицу, где вышила узоры, которые должны были защитить меня от всяких дурных влияний злых духов, пока ее нет. Я решил покататься с горки, а когда вернулся, заметил, что узоров нет. Ветер унес их. Помогите мне вернуть узоры. Плачет.

В: Что же нам делать, ребята? Как помочь Ай Поху?

Дети: Можно нарисовать, приклеить узоры, сделать их из конструктора.

В: Но ведь мы находимся в далекой тайге, и у нас здесь нет ничего, чем мы бы погли нарисовать или приклеить. К тому же, ведь мы не знаем какие именно узоры были у Ай Поха? Когда у народов ханты и манси происходит что то серьезное, они обращаются за помощью к шаману. А на чем передвигаются ханты?

Д: На оленях. А управляет оленями каюр.

Дети одевают маски оленя, выбирают каюра. Звучит музыка, дети отправляются к шаману, все вместе подходим к макету костра.

В: Посмотрите, огонь горит, лежит бубен, а шамана нет.. Здесь кажется какая то записка. Предлагает детям прочитать.

«Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы решили помочь Ай Поху. Я дам вам все, чтобы вернуть узоры на малице мальчика, но для этого и вы должны мне помочь. Животные разных стран заблудились и не могут найти дорогу домой, помогите им..

Подходим к интерактивной доске. Дети выполняют задание. Д/игра «Где чей дом?»

В: Молодцы ребята. Мы справились с заданием и отправили всех животных домой. Посмотрите, здесь коробка. Посмотрим, что же там лежит?

Дети с воспитателем открывают коробку. В коробке лежит конструктор ЛЕГО и карточки-схемы с хантыйскими узорами.

В: Ребята, теперь у нас есть схемы и конструктор, что же нам со всем этим делать?

Дети предлагают варианты решения, высказывают предположения.

В: Ну что ж, других узоров у нас всё равно нет, а помочь Ай Поху мы очень хотим.

Педагог приглашает детей занять свои места, показывает способ изготовления хантыйского узора из конструктора ЛЕГО.

Дети выполняют задание.

В: Наши узоры готовы! Пойдем обрадуем Ай Поха!

Дети подходят к мальчику, на макете нарисованы (с помощью двухсторонней ленты) контуры узора.

В:  Ребята, но ведь узоры должны быть правильно нанесены на одежду ребенка? Как же мы узнаем где какой узор должен быть на малице?

Дети высказывают свои предположения, клеют узоры на малицу.

Ай Пох: Смеется.Спасибо ребята. Теперь мне ничего не страшно. Давайте потанцуем!

Звучит музыка, дети исполняют танец.

В:  Мы очень рады были помочь тебе, Ай Пох! Нам пора возвращаться домой.   Досвидания! Вокруг себя обернись, в детском саду очутись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")

Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа...

Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".

Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная  группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...

Конспект НОД "Ух! Узор. Мой! Узор!"

Автором представлен материал по декоротивному рисованию....

Игра "Повтори узор", "Симметрия или повтори узор"

Цель игры - повторить рисунок, изображённый слева.Игра способствует развитию пространственного мышления, внимательности и усидчивости, учит ориентироваться на листе бумаги....

Проект. Мини-музей "Узор в узоре" декоративно-прикладного творчества в ДОУ"

Детский сад практикует современные технологии, создавая комфортные условия для развития и воспитания детей. Главной задачей педагогов стало решение - расшевелить детскую активность в центре патриотиче...