НОД "Хантыйские узоры"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Расширить и закрепить знания детей о культуре коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Закрепить название хантыйских узоров. Закрепить умение конструировать по схеме, используя конструктор ЛЕГО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hantyyskie_uzory.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 81 детский сад «Мальвина»
МБДОУ № 81 «Мальвина»
НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Тема: «Хантыйские узоры»
(средний дошкольный возраст)
Третьякова Ольга Евгеньевна
воспитатель
средний дошкольный возраст
группа «Антошка» д/сад № 81 «Мальвина»
г. Сургут, 2016
НОД по закреплению познавательного развития для детей средней группы.
Тема: «Хантыйские узоры»
Цель: закреплять представление о традициях народов ханты.
Задачи:
Образовательные:
Расширить и закрепить знания детей о культуре коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Закрепить название хантыйских узоров.
Закрепить умение конструировать по схеме, используя конструктор ЛЕГО.
Развивающие:
Развивать интерес к конструированию.
Развивать связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; Развивать самостоятельность.
Воспитательные:
Воспитывать чувство сопереживания и сострадания к другим людям, оказание им помощи, воспитывать уважение к традициям народа ханты.
Словарная работа:
орнамент, каюр, оленья упряжка, нарты.
Предварительная работа:
рассматривание альбомов и иллюстраций с одеждой, орнаментами; прорисовка орнаментов; чтение легенды А. М. Коньковой «Откуда северное сияние пошло», загадки об орнаментах.
Материал и оборудование:
Макет чума, макет костра, кукла Ай Пох, оленьи маски, упряжка, музыка «Нарты», презентация игры «Где чей дом», голос мальчика Ай Поха, интерактивная доска, конструктор ЛЕГО, схемы с орнаментом ханты.
Структура и методические приемы:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) Дидактическая игра «Мой край – Югра» (закрепление знаний животный и растений нашего края);
б) П/игра «Вокруг себя обернись» (развитие координации движения, воображения);
II. Основная часть - 15 минут.
а) беседа о хантыйских узорах;
б) беседа о средстве передвижения народов ханты;
в) называние детьми узоров ханты, их значение;
г) дидактическая игра «Где чей дом?»
д) изготовление хантыйских узоров из конструктора ЛЕГО.
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) прослушивание хантыйских мелодий;
б) танец с Ай Похом;
д) рассмотрение малицы мальчика, сравнение хантыйских узоров с карточками-схемами.
Организация детей на НОД:
В середине группы столы дя работы с конструктором. В центре интерактивная доска для д/игры «Где чей дом?». Справа от доски макет чума и мальчика Ай Поха. Справа от чума макет костра. Дети играют в д/игру за столом. Слышат плач и перемещаются к чуму, далее одевают маски оленей, берут упряжку, делают круг вокруг стола и подходят к макету костра. После прочтения письма от шамана дети подходят к интерактивной доске, где выполняют задание. После выполнения задания дети садятся за столы для работы с конструктором. При завершении работы дети подходят к чуму и приклеивают свои узоры на макет мальчика.
Ход занятия:
Дети играют в настольную дидактическую игру «Мой край Югра». Слышится плач.
В: Ребята, вы слышите? Помоему это плачь из далекой тайги. Давайте попробуем туда попасть. Для этого мы используем наше волшебство, вокруг себя обернись и в тайге очутись.
Звучит музыка, дети подходят к чуму и мальчику.Здороваются. Спрашивают, что случилось.
Ай Пох: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ай Пох, что в переводе с хантыйского – маленький сын. Моя мама ушла за продуктами одев на меня малицу, где вышила узоры, которые должны были защитить меня от всяких дурных влияний злых духов, пока ее нет. Я решил покататься с горки, а когда вернулся, заметил, что узоров нет. Ветер унес их. Помогите мне вернуть узоры. Плачет.
В: Что же нам делать, ребята? Как помочь Ай Поху?
Дети: Можно нарисовать, приклеить узоры, сделать их из конструктора.
В: Но ведь мы находимся в далекой тайге, и у нас здесь нет ничего, чем мы бы погли нарисовать или приклеить. К тому же, ведь мы не знаем какие именно узоры были у Ай Поха? Когда у народов ханты и манси происходит что то серьезное, они обращаются за помощью к шаману. А на чем передвигаются ханты?
Д: На оленях. А управляет оленями каюр.
Дети одевают маски оленя, выбирают каюра. Звучит музыка, дети отправляются к шаману, все вместе подходим к макету костра.
В: Посмотрите, огонь горит, лежит бубен, а шамана нет.. Здесь кажется какая то записка. Предлагает детям прочитать.
«Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы решили помочь Ай Поху. Я дам вам все, чтобы вернуть узоры на малице мальчика, но для этого и вы должны мне помочь. Животные разных стран заблудились и не могут найти дорогу домой, помогите им..
Подходим к интерактивной доске. Дети выполняют задание. Д/игра «Где чей дом?»
В: Молодцы ребята. Мы справились с заданием и отправили всех животных домой. Посмотрите, здесь коробка. Посмотрим, что же там лежит?
Дети с воспитателем открывают коробку. В коробке лежит конструктор ЛЕГО и карточки-схемы с хантыйскими узорами.
В: Ребята, теперь у нас есть схемы и конструктор, что же нам со всем этим делать?
Дети предлагают варианты решения, высказывают предположения.
В: Ну что ж, других узоров у нас всё равно нет, а помочь Ай Поху мы очень хотим.
Педагог приглашает детей занять свои места, показывает способ изготовления хантыйского узора из конструктора ЛЕГО.
Дети выполняют задание.
В: Наши узоры готовы! Пойдем обрадуем Ай Поха!
Дети подходят к мальчику, на макете нарисованы (с помощью двухсторонней ленты) контуры узора.
В: Ребята, но ведь узоры должны быть правильно нанесены на одежду ребенка? Как же мы узнаем где какой узор должен быть на малице?
Дети высказывают свои предположения, клеют узоры на малицу.
Ай Пох: Смеется.Спасибо ребята. Теперь мне ничего не страшно. Давайте потанцуем!
Звучит музыка, дети исполняют танец.
В: Мы очень рады были помочь тебе, Ай Пох! Нам пора возвращаться домой. Досвидания! Вокруг себя обернись, в детском саду очутись!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")
Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа...
Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".
Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...
Конспект НОД "Ух! Узор. Мой! Узор!"
Автором представлен материал по декоротивному рисованию....
Пластилинография "Тарелки, украшенные городецким узором" (приложение к проекту "Городецкие узоры и пластилинография"
Работы детей, выполненные в технике "Пластилинография"...
Игра "Повтори узор", "Симметрия или повтори узор"
Цель игры - повторить рисунок, изображённый слева.Игра способствует развитию пространственного мышления, внимательности и усидчивости, учит ориентироваться на листе бумаги....
Проект. Мини-музей "Узор в узоре" декоративно-прикладного творчества в ДОУ"
Детский сад практикует современные технологии, создавая комфортные условия для развития и воспитания детей. Главной задачей педагогов стало решение - расшевелить детскую активность в центре патриотиче...
- Мне нравится (1)