«Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки» Журнал «Дошкольное образование» (разное)
статья на тему
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_posredstvom_muzyki.doc | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
https://sites.google.com/site/klybnayka
«Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки»
Журнал «Дошкольное образование» (разное)
Солдатова Татьяна Леонидовна
музыкальный руководитель,
МАДОУ: детский сад №1 «Алёнушка»
города Асино Томской области
Музыка — лукавая работа,
Чтобы людям сердце взволновать.
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чем поет капель.
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом,
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом-колдуном!
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. На протяжении многих лет ведутся дискуссии: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою очередь считают: «У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки». К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.
Для того чтобы говорить об организации музыкального воспитания в детском саду необходимо в первую очередь определиться с задачами музыкального воспитания ребенка, определить, за чем вообще нужны занятия музыкой.
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
• Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
• Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;
Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе музыкального воспитания ребенка, но главным здесь остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка и его музыкальной культуры, направить его таланты и способности в нужное русло. Чтобы осуществить эти цели, необходима качественная организация работы педагогов по музыкальному воспитанию детей. Правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности. Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального развития решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.
Таким образом, можно заключить, что планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни. На процессе музыкального воспитания огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы преподаватель в процессе музыкального воспитания уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве. Одной из главных задач дошкольного воспитательного учреждения является четко скоординированная работа коллектива, оснащение инвентарем и привлечение родителей к этому важному для развития полноценной личности ребенка процессу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки
Эта консультация предназначена для музыкальных руководителей детского сада. Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способ...
Особенности эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстети...
Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки
В статье раскрываются признаки музыкальности, особо значимых в эстетическом воспитании дошкольников...
«Музыкально-ритмические движения в детском саду» (статья) Журнал «Дошкольное образование» (разное)
Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец- это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точ...
«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» Журнал «Дошкольное образование» (разное)
Я – музыкальный руководитель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Алёнушка», хочу поделиться опытом своей работы с детьми....
«Особенности музыкально-ритмического воспитания дошкольников» (статья) Журнал «Дошкольное образование» (разное)
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Для развития музыкальных сп...
Деловая игра «Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников посредством современных технологии дошкольного образования»
Деловая игра«Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников посредством современных технологии дошкольного образования»Цель: совершенствование профессиональных компетенций пед...