Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки
статья на тему

Мусина Татьяна Александровна

В статье раскрываются признаки музыкальности,  особо значимых в эстетическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie_posredstvom_muzyki.doc30.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          Эстетическое воспитание посредством музыки

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Многие считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств.  Они утверждают, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства:  музыке, живописи, литературе. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников  воспринимать,  чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность.   Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъём, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.  Услышав  грустную песню,  девочка  сказала:  «Это  моя  кукла  Маша  плачет».  Это  говорит  о  том,  что  ребёнок  почувствовал  настроение  песни,  передающей   душевное  состояние человека.

Второй  признак  музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные  музыкальные  явления. Это  требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например,  дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных  художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального слуха.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке.  Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих спортсменов, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д.   Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах. Дети импровизируют простейшие попевки.

С развитием общей музыкальности у дошколят  появляется  эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.  

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности.  Достижению этойц цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки

Эта консультация предназначена для музыкальных руководителей детского сада. Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способ...

Особенности эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстети...

«Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки» Журнал «Дошкольное образование» (разное)

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством музыки

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством музыки...

Выступление "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников посредством музыки"

Актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность п...