Ознакомление детей с Родным краем на основе компьютерных презентаций
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В проекте говорится об ознакомлении детей с Родным краем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_s_rodnym_kraem_na_osnove_kompyuternyh_prezentatsiy.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ
НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ»
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое – это все мое родное.
Это Родина моя! Всех люблю на свете я!»
Владимир Орлов
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из более актуальных.
Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был патриотом, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства.
Вопросом приобщения к национальной культуре занимаются на государственном и республиканском уровнях.
В настоящее время много вопросов поднимается обществом, правительством государства о воспитании в подрастающем поколении любви к своей Родине. Патриотическое воспитание во многом определяет развитие своей родной страны, насколько ее дела будут успешными. Практика показывает, что общество, правительство государства считает патриотическое воспитание важной составляющей дошкольного воспитания, но, несмотря на это в научно-педагогической литературе существует мало разработок по приобщению детей дошкольного возраста к Родному краю.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Эта программа предназначена как для взрослых, так и для школьников, дошкольников.
Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
В статье 3 Закона РФ «Об образовании» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
В Федеральной программе развития образования указывается на необходимость «усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе». Государство должно создать все необходимые условия для воспитания человека, любящего свою Родину.
На сегодняшний день приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждение федерального государственного образовательного стандарта» вышли новые федеральные требования к основной общеобразовательной программе, в которой выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», включающая раздел «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей формирования образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Патриотизм в современной педагогической науке – это, с одной стороны, преданность своей семье, Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Педагоги прошлого, такие как А.Д. Жариков, Н.К.Крупская, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, большое внимание уделяли патриотическому воспитанию детей, необходимости приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа.
На разных этапах развития педагогической науки многие ученые занимались проблемами социального развития детей, нравственно-патриотического воспитания дошкольников, а также вопросами приобщения детей к русской культуре и внесли свой большой вклад такие ученые как, Н.В. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, П. И. Оверчук, Е.И. Радина, Н.Г. Комратова, Л.А. Кондрыкинская.
В настоящее время дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о семье, родном крае. Не развито чувство гордости за достижения своей семьи, родного края, страны. Многие семьи не считают вопросы воспитания патриотизма важными, им просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. На сегодняшний день в век компьютеризации и информатизации, ДОУ не может оставаться в стороне от современных информационных технологий. Дети целыми днями сидят за компьютером, а родители не знают, как направить их в нужное русло. В рамках патриотического воспитания с привлечением родителей мы решили создать совместный проект «Знакомство детей с Родным краем на основе компьютерных презентаций».
Цель: разработать систему работы по ознакомлению детей и родителей с Родным краем с использование разнообразных методов и средств.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса ознакомления детей дошкольного возраста с Родным краем.
2. Рассмотреть разные понятия, классификации средств обучения, и отобрать те, которые будут эффективны при ознакомлении детей с Родным краем
3. Создать коллекцию электронных презентаций для работы с детьми в образовательном процессе ДОУ.
4. Привлечь родителей к созданию презентаций
5. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
6. Выявить уровень представлений детей и родителей о Родном крае.
7. Воспитывать чувство любви к Малой Родине – к своему селу; Удмуртской Республике.
Теоретическая значимость: разработка содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях; приобщения к Родному краю.
Практическая значимость проекта: данный проект будет использоваться педагогами ДОУ и родителями; создание методической копилки по патриотическому воспитанию; укрепление связи семьи и ДОУ
ПОДГОТОВКА И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – изучение научной и методической литературы по данной теме
Анкетирование родителей, опрос детей, установление партнерских отношений воспитателей, родителей и детей, создание положительного пространства для дальнейшей плодотворной работы.
II этап – разработка системы работы по ознакомлению детей и родителей с Родным краем. Наш проект включает в себя три подпроекта, которые мы соединим в один большой проект.
Первый подпроект «С чего начинается Родина» он рассчитан на два года (младшая и средняя группа).
Цель подпроекта: формирование у детей нравственно патриотических чувств; формирование духовно-нравственного отношения к самому себе, к дому, к семье, к детскому саду. Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание детей. Каждый подпроект включает в себя блоки, по которым мы ведем работу с детьми и родителями.
Второй подпроект «Организация работы детей и родителей по ознакомлению с Родным краем с использованием компьютерных презентаций» (старшая группа)
Цель: вовлечение родителей в процесс ознакомления с Родным краем через создание компьютерных презентаций.
Третий подпроект «Знакомство детей с районами Удмуртской Республики на основе компьютерных презентаций» (подготовительная группа)
Цель: разработать последовательность работы по ознакомлению детей с районами Удмуртской Республики
III этап – заключительный. Подведение итогов проекта.
В ходе реализации проекта была изучена научная и методическая литература. Многие современные педагоги и педагоги «прошлого» считают, что любовь к Родному краю начинается с семьи, с уголков природы и заканчиваются гордостью за свою Родину, знакомство с Родным краем необходимо начинать уже в раннем возрасте. (Приложение 1) Существует большое разнообразие образовательных программ для детей дошкольного возраста, но программ по ознакомлению детей с Удмуртской Республикой нет.
Нами были проанализированы комплексные и парциальные программы. (Приложение 2).
Также в педагогике существуют разные подходы к понятию, классификациям средств обучения. Программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста предлагают разнообразные средства приобщения детей к Родному краю. Мы проанализировали разные понятия, классификации средств обучения (приложение 3)отобрали те средства, которые мы будем использовать в детском саду при ознакомлении детей с Родным краем это - компьютерные презентации (приложение 5), видеофильмы, посещение музея, также будем использовать музыку, чтение художественной литературы, изобразительное искусство, дидактические игры, деятельность детей.
Нами была проанализирована и определена последовательность работы по ознакомлению детей с Родным краем. (Приложение 4). Наш проект строится по принципу» от близкого к далекому».
В ходе проекта создаем презентации и используем разнообразные формы работы с родителями.
Формы взаимодействия с детьми и родителями:
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- экскурсия;
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов;
- беседы, ситуативные разговоры;
- слушание музыки;
- игры;
- использование иллюстраций;
- проведение праздников, развлечений;
- выставки детского творчества;
- игровая деятельность
- презентации
- походы
- рассказ воспитателя
- конструирование
- наблюдение за трудом людей в детском саду, селе
- игры
- консультации, папки-передвижки
Первый подпроект «С чего начинается Родина».
№п/п | Тема | Сроки | Формы проведения | Продукт | Ответственные |
1 | «Мы мальчики, мы девочки» | сентябрь-ноябрь | Беседа, рассматривание фотографий НОД | Альбом-презентация «Привет, а это я» | Воспитатели, родители |
2 | «Детский сад – мой второй дом», | декабрь- февраль | Экскурсии, Занятия с использование интерактивной доски НОД | Презентация «Мой детский сад» «Сотрудники детского сада» | Воспитатели |
3 | «Моя семья» | март- апрель | Рассматривание фотографий, рисование на тему «Моя семья», выставки совместного творчества | Видеофильм «Моя семья» Альбом-презентация «Моя любимая семья» | Родители |
4 | Итоговое мероприятие «Герб моей семьи» | Май | Праздник в группе с чаепитием | Защита работы каждой семьи на тему «Герб моей семьи» | Воспитатели, родители. |
5 | «Мой дом, моя улица» | сентябрь-ноябрь | Экскурсии, Рассматривание презентаций, фотографий | Презентации семей о своем доме, улице. | Воспитатели, родители |
6 | «Мое село» Достопримечательности села, Культурное наследие, Природные богатства села. | декабрь-май | Экскурсии, презентации, тематические вечера, викторины. | Презентация «Мое село», создание альбома «Мое село» | Воспитатели, родители |
Второй подпроект «Организация работы детей и родителей по ознакомлению детей с Родным краем на основе компьютерных презентаций»
№п/п | Тема | Сроки | Формы проведения | Продукт | Ответственные |
1 | «Мое село» | сентябрь-ноябрь | Беседа, рассматривание фотографий, НОД, экскурсии, чтение стихотворений | Альбом-презентация «Природа нашего села» | Воспитатели, родители |
2 | «Моя Родина - Удмуртия» | декабрь- май | Беседа, Нод, чтение стихотворений, прослушивание аудиозаписей. | Презентация «Удмуртия – моя Малая Родина» Альбомы –презентации «Поэты и художники УР», Города Удмуртии» | Воспитатели, родители |
Третий подпроект «Знакомство детей с районами УР на основе компьютерных презентаций»
№п/п | Тема | Сроки | Формы проведения | Продукт | Ответственные |
1 | «Дебесский район», «Кезский район» | сентябрь-октябрь | Беседа, рассматривание фотографий | Альбом-презентация «Кезский район» | Воспитатели, семья Первушиных, семья Ившиных |
2 | «Игринский район», «Шарканский район» | ноябрь- декабрь | Беседа, рассматривание фотографий | Альбом-презентация «Игринский район | Воспитатели Семья Перевозчиковых, семья Главатских |
3 | «Завьяловский район», «Ярский район» | январь- февраль | Беседа, рассматривание фотографий | Альбом-презентация «Завьяловский район» | Воспитатели Семья Шкляевых, семья Налимовых |
4 | «Балезинский район», «Глазовский район» | Март-апрель | Беседа, рассматривание фотографий | Альбом-презентация «Балезинский район» | Воспитатели Семья Гавриловых, семья Широбоковых |
5 | Итоговое мероприятие «Защита презентаций» | Май | Праздник в группе с чаепитием | Защита презентаций о районах | Воспитатели, родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по ознакомлению детей с родным краем
Наш край, и даже наше село имеет свою историю, из которой складывается история нашей Родины. А чем лучше ребенок будет знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и яснее п...
Программа ознакомления детей с родным краем детей дошкольного вораста "Урал - опорный край державы"
Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края). Усвоение детьми такого рода взаимосвя...
консультация для родителей "Роль родителей в ознакомлении детей с родным краем"
Для педагогов ДОУ...
Цикл занятий по ознакомлению детей с родным краем.
Цикл занятий по ознакомлению с родным краем разработан для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов: «Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем».
На сегодняшний день важно через различные формы и методы работы по экологическому, нравственному воспитанию помочь приблизить любопытных и пытливых дошкольников к окружающему, ближе познакомить и изуч...
Дидактическая игра по ознакомлению детей с родным краем "Думаем о родном городе".
Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитывать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкол...