Познавательное развитие
рабочая программа (средняя группа) по теме
Программа кружка "Казачок" перспективный план кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 25.85 КБ |
programma.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Казачок».
Руководитель кружка
Воспитатель высшей категории
Дмитрович В. П.
Цель: заложить основы духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа;
- воспитывать гуманное отношение детей к себе и окружающему миру;
- способствовать общему развитию детей, прививать любовь к Родине, семье, своему роду;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм казаков;
- объединить усилия семьи, детского сада и церкви в духовно – нравственном воспитании дошкольника;
- содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата.
Пояснительная записка.
Периодичность проведения: занятия проводятся 4 раза в месяц или 1 раз в неделю по 15 – 20 минут.
Форма проведения: подгрупповая, наполняемость 10 человек.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Приёмы и методы: теоретические и практические занятия с детьми в игровой форме; беседы с детьми и их родителями.
Используемые материалы и развивающая среда:
- А. В. Бородина « Интересно устроен мир».
-А. В. Бородина «Культура и творчество в детском саду»
- Е.Ю.Александрова « Система патриотического воспитания в ДОУ»
-Р.М.Литвинова « Казаки на Ставрополье».
- Журнал – библиотека воспитателя « Знакомим дошкольников с народной культурой».
- Журнал «Ребёнок в детском саду» - изучение статей по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.
- Уголок по патриотическому воспитанию в группе;
- Построен курень на территории детского сада.
Отбор детей на кружок достигается следующими мероприятиями: беседа с родителями, анкетирование родителей, заявление родителей, беседа с ребёнком, желание родителей и детей.
Сроки реализации: программа рассчитана на 3 года.
Основные принципы построения программы:
- От простого к сложному,
- доступность,
- систематичность знаний,
- воспитывающая и обучающая направленность,
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей,
- разнообразные формы работы,
- преемственность,
- сотрудничество с воспитателями детского сада и родителями.
Актуальность.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики , не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Поэтому, мы педагоги не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в том, что дети мало знают о своей семье, о её корнях, о родине, народной культуре нельзя не признать: это мы их так воспитали. Поэтому возникла необходимость в том, чтобы помочь осуществить духовно – нравственное воспитание в дошкольном возрасте. Необходимо развивать духовно – нравственную культуру детей дошкольного возраста, через лучшие традиции нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина, природа…Исходным звеном духовно – нравственного воспитания дошкольников является система конкретных знаний.
Каждому человеку необходимо знать свою семью, историю и культуру народа, к которым он принадлежит, природу, которая его окружает, своё место в окружающем мире. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно – нравственное воспитание. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа, в этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, свою семью, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство, возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру , и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду. К родным местам, к родной культуре. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Под духовно нравственным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам народной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства со причастности, привязанности к окружающим. Успешно заниматься духовно – нравственным воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется, прежде всего, это воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, к предкам…
Духовно – нравственное воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг .Основная задача программы – помочь осуществить духовно – нравственное воспитание в дошкольном возрасте детей детского сада.
Примечание: преподавание дисциплин духовно – нравственного характера в ДОУ – дело необычайно деликатное. Оно требует единения желаний родителей и их детей, заинтересованного участия администрации, чуткости, душевной тонкости педагога.
Целесообразность программы.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности образующие устойчивую индивидуальность человека .Детская душа целостна, в ней нет раздвоения, искусственности, фальши, неискренности.
Отношение детей к людям, к природе простодушно, непосредственно, сердечно, как это почти не доступно для взрослых.
«Младенец подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это во время, мы рискуем вырастить, может быть и большое дерево, но с плодами горькими и негодными к употреблению. Ничего кроме доброго от приобщения детей с младенческого возраста к церкви не будет».( протоиерей В. Грозовской).
Формы работы с родителями.
- Родительские собрания;
- открытые показы воспитательно – образовательного процесса;
- выставки, конкурсы- «Букет для мамы», « Пасхальная неделя»;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные с родителями праздники: калядки, масленица, день матери – казачки, дедова шашка;
- помощь родителей детскому саду( облагораживание территории, участие в подготовке праздников).
Предполагаемый результат:
С помощью систематической работы по духовно – нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- снизить уровень тревожности и агрессивности у детей;
- научить терпеливо преодолевать встречающиеся трудности;
- научить чувствовать рядом с собой другого человека, его боль и переживания;
- научить заботливо относиться к близким и родным, любить свою Родину, окружающую природу.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении к добру и неприятию зла.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка
«Казачок».
Руководитель кружка
Воспитатель:
Дмитрович В.П.
С. Покойное МДОУ
№25 «Солнышко».
Актуальность проблемы.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформировано система работы с родителями по духовно – нравственному, патриотическому воспитанию детей в семье.
Цель:
Формировать нравственную личность, содействовать духовному опыту и приобщать к ценностям православной культуры.
Задачи:
1.расширять представления детей об окружающем мире по средствам введения их в мир духовных понятий;
2.содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к близким, почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного поведения, способности к сопереживанию;
3.воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре; учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему;
4.воспитывать бескорыстие, взаимопомощь, верность, грдость, добросердечие, дружелюбие;
5. воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.
Руководитель кружка
Воспитатель высшей категории
Дмитрович В.П.
Список участников кружка.
- Владыко Сергей
- Гасюков Артём
- Евтушок Назар
- Кирилов Ярослав
- Кузьменко Леонид
- Курилов Максим
- Масколенко Валерия
- Серебренникова Юлия
- Сидько Константин
- Удалов Максим
Перспективное планирование работы кружка «Казачок» по духовно – нравственному воспитанию детей в средней группе «Пчёлки»
На 2016 – 2017 учебный год.
Сентябрь:
- Диагностика – выявить знания и умения детей на сентябрь месяц.
- Тема: Дружная семейка.
Цель: учить детей ценить семью, почитать родителей, их здоровье, хорошее настроение.
- Тема: Я люблю маму и папу.
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям, желание помогать им, не огорчать их; формирование ценных нравственных навыков ,любви, сочувствия и т. д.).
- Тема: Кто такие казаки.
Цель: познакомить детей с историей казачества; дать понять детям, что казаки строили свою жизнь по законам справедливости, разума, добра и красоты.
Октябрь:
- Тема: Мой детский сад.
Цель: продолжать формировать представление о детском саде4 воспитывать любовь к родному детскому саду и чувство гордости за него.
- Тема: Мои друзья.
Цель: формировать у детей представление о дружбе, друзьях. О том что, с друзьями жить веселее; учить с уважением относиться друг к другу.
- Тема: Кто работает в детском саду? Экскурсия по детскому саду.
Цель: закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду. Уважение к труду сотрудников детского сада.
4.Тема: Детский сад – моя вторая семья.
Цель: формировать представления детей о детском саде, как большой, дружной семье; напомнить обязанности всех членов семьи;
способствовать развитию доброжелательности, терпимости,
понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.
Ноябрь:
1.Тема: Моё село.
Цель: Продолжать формировать представления детей о малой родине, своём селе; знакомить детей с её достопримечательностями; прививать уважение и любовь к родному селу.
2.Тема: Православный храм родного села. Презентация.
Цель: рассказать о храме нашего села, как о главной достопримечательности; познакомить детей со стихотворением В. Бородина «Дорога к храму».
3.Тема: Воспитание детей в казачьей семье.
Цель: казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства; воспитание доброты, послушания, совести, справедливости, прилежания к труду.
4.Тема: Добрая, милая мама.( ко дню матери).
Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, послушание ей, стремление помогать матери, заботиться о ней; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому, указать на необходимость помощи мамам.
Декабрь.
1.Тема: Священник – кто он?
Цель: формировать представления детей о священнике, как человеке особого труда.
2.Тема: Книга – великая ценность.
Цель: обратить внимание детей на оформление книг, учить ценить книги, труд людей, которые создали эти книги – писателей, поэтов и художников.
3.Тема: Поначалу в нашей жизни было всё не так.
Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян; сформировать понимание слова « предки; уточнить виды занятий славян в древности: развивать познавательную активность, расширение кругозора, диалогической речи; закреплять знания о русском народном фольклоре.
4.Тема: Скоро Новый год.
Цель: рассказать, как православные отмечают этот праздник; выучить стихотворение Новый год.
Январь:
1.Тема: Как мы встречали Рождество Христово. Презентация.
Цель: познакомить с традициями праздника; показ презентации, рисование рождественской звезды.
2.Тема: Праздник – Крещение Господне.
Цель: познакомить с традициями праздника; просмотр презентации.
Февраль:
1.Тема: Моя Родина – Россия.
Цель: формировать у детей представление о стране, в которой мы живём; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; познакомить детей с понятием «большая» и «малая» родина; воспитывать чувство гордости за свою Родину.
2.Тема: Флаг России.
Цель: учить детей узнавать российский флаг; обобщать знания детей о флаге
России; закрепить последовательность расположения цветовых полос на нём; воспитывать уважение к государственным символам России.
3.Тема: Защитники Отечества.
Цель: продолжать знакомить с праздником День защитника Отечества; учить называть различные рода войск; воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищаю. Страну; воспитывать гордость за своё отечество.
4.Тема: Военные профессии.
Цель: расширять представления детей о воинах, которые охраняют , защищают свою Родину, свой народ; у каждого народа, в каждой стране есть своя армия, которая защищает свой народ от врагов.
Март:
1.Тема: Моя мама лучше всех.
Цель: воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать, заботиться о ней; учить детей поддерживать беседу,, выражать положительные эмоции( радость, восхищение) при чтении стихов о маме.
2.Тема: Знакомство с казачьим фольклором.
Цель: уточнить представления детей об окружающем мире через фольклор, обратить внимание детей на рифмы в стихотворениях, считалках; воспитывать у детей честность, чувство товарищества взаимопомощи.
3.Тема: Столица нашей Родины – город Москва.
Цель: познакомить детей со столицей нашей страны – городом Москва; её достопримечательностями.
4.Тема: Вежливость - украшает человека.
Цель: формировать представление о значимости слов вежливости в нашей жизни; важности навыков вежливого общения: здороваться, прощаться. Благодарить за помощь.
Апрель:
1.Тема: Праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы.
Цель: познакомить детей с великим праздником. Значение этого праздника для людей; заучивание стихотворения «Апрель».
2.Тема: День космонавтики.
Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника – День космонавтики; дать первоначальные сведения о планетах : Солнце, Луне; воспитывать любознательность
3.Тема: Наша добрая матрёшка.
Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой4 воспитывать любовь к народному искусству; формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки, символ русского народного искусства; развивать интерес детей к народному творчеству.
4.Тема: Пасха – Светлое Христово Воскресенье.
Цель: рассказать, как люди отмечают этот праздник; аппликация с элементами рисования пасхального яйца; встреча со священником.
Май:
1.Тема: Знакомства детей с казачьими играми.
Цель: привлечь детей к казачьим играм; познакомить с некоторыми из них.
2.Тема: Не нужно нам войны.
Цель: создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны; расширять представления, знания детей Великой отечественной войне; рассказать о празднике – День Победы, используя ИКТ – презентация; воспитывать уважение к памяти воинов – победителей. Любовь к Родине.
3.Тема: Природа родного края.
Цель: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края; формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, беречь и охранять её.
4.Тема: Диагностика.
Цель: выявить знания и умения детей на конец года.
Используемая литература:
-А.В. Бородина «Интересно устроен мир».
- А.В.Бородина «Культура и творчество в детском саду».
- Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ».
-Изучение статей по духовно – нравственному воспитанию детей в журнале
«Ребёнок в детском саду».
- Журнал – библиотека воспитателя «Знакомим детей с народной культурой».
-.Р.М. Литвинова « Казаки на Ставрополье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....