НОД " Экологическое сафари по Югорскому краю»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой ХМАО – Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ознакомление детей с природой ХМАО - Югры | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Экологическое сафари по Югорскому краю»
Цель: формирование ценностного отношения к природе ХМАО – Югры
Задачи: познакомить детей с представителями хвойных деревьев(сосна, ель);
совершенствовать у детей познавательные интересы посредством
исследовательской деятельности;
формировать у детей отношение к себе как к части природы;
воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
Материал: запись «Звуки леса»; Экологические знаки по правилам поведения; загадки о животных, птицах, картинки с изображением ветки ели и сосны; презентация «Красоты таежного леса»;
Обращение педагога к детям. Ребята! Вы любите путешествовать? Куда бы вы хотели отправится? (ответы детей). Я Вам предлагаю путешествие по родному краю, краю в котором мы свами живем.
Педагог предлагает детям рассмотреть карту Югры. Территория нашего округа расположена в лесной зоне, в подзонах северной, средней и южной тайги. Главное место в лесной зоне занимают хвойные леса.
Вопросы к детям? Какие хвойные деревья вы знаете? (ответы детей)
Педагог: в наших лесах растут (сосна, лиственница, ель, пихта, кедр).
Сегодня мы с вами отправимся в лесное царство. Как же мы доберемся до леса? (дети предлагают варианты). А поедем мы с вами на автобусе. И так занимайте места, наше путешествие начинается. (разыгрывается с/р игра «Путешествие в лес». Звучит музыка дети имитируют движения.
Появляется слайд изображением леса. Смена музыки, звучит фонограмма с записью лесных звуков: пение птиц, кукует кукушка, журчит ручей. Сообщение педагога: Вот мы с Вами и оказались в лесу (дети слушают звуки леса). Назовите какие звуки леса вы услышали. Педагог обращает внимание детей на шкатулку ( в шкатулке задания от старичка – лесовичка)Дети отгадывают загадки, называют и объясняют правила поведения в лесу.
Д/и «Правила поведения в лесу» (дети выбирают экологические эмблемы и рассказывают о правилах поведения в лесу)
Обращение педагога: Ребята! Вы обратили внимание какой чистый воздух в лесу? Давайте мы с вами подышим им. Дыхательная гимнастика
-Ребята! Давайте прогуляемся по лесу. Какой мягкий мох! Идем по нему не слышно на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте все за мной. Пойдем по узкой тропинке (имитация движений). Не отставайте, идите друг за другом. После сильного ветра повалились деревья. Нам придется через них перелезть. Педагог обращает внимание на ветки (еловые и сосновые) которые осыпались с деревьев (картинки с изображением еловых и сосновых веток) предлагает их исследовать.
Исследовательская деятельность:( дети рассматривают ветки сосны и ели, делают выводы и умозаключения) Рассмотреть с детьми листочки, уточнить, что у хвойных деревьев вместо листочков хвоинки, этим они и отличаются от лиственных. Ответы детей.
Итог исследования: У сосны хвоя сизо – зеленая, каждая иголка заостренная, жесткая, сидит пучками по 2-3 иголки, так же, вместе, они и отпадают, когда начинается осенний период сбрасывания «одежды». Длинные и узкие хвоинки живут на ветках до 3-х лет. А у ели хвоя темно – зеленая, сидит по одной иголке. Если же присмотреться, эти иголочки имеют удивительную четырёхгранную игловидную форму. Хвоинки ели живут до 12 лет.
Рассказы детей о сосне и ели.
Предложить детям рассмотреть сосновый и еловый лес (презентация)
Рассказ педагога: Сосна — царица настоящей сибирской тайги. Сосна является вечнозелёным деревом и может жить до 350 лет. За все свои годы сосна способна вытянуться до 75 метров высоту. Но кто сказал, что среди сосен не встречаются исключения?! Так, на юго-западе США есть сосна-долгожитель. Люди утверждают, что её возраст составляет около 6 тысяч лет.
Сосна вовсе не капризна, как многие другие деревья. Она будет рада поселиться и на гранитных склонах гор, и в ущельях самых крутых оврагов, и на песках, и даже на болотах. К тому же, сосна вынослива и стойко переживает самые суровые морозные зимы равно как и летнюю многонедельную засуху. Единственное, за что борется сосна, так это — за место под солнцем. Это дерево не любит оставаться в тени.
Ель, она представительница того же семейства Сосновых как и сосна и находится в том же классе — Хвойных. Это дерево вечнозелёное, имеющее красивую крону в форме пирамиды. Ель растет в любом лесу. Срок жизни ели — 300 лет. Вырастает дерево до 50 метров высотой. При этом оно предпочитает нежиться в тени, и лучше — других деревьев.
Лесной воздух очень полезен для людей , поэтому в сосновых лесах часто строят дома отдыха для детей, а также лечебные санатории. Еловые и сосновые леса приносят огромную пользу для человека, их называют «легкими планеты», так как они очищают атмосферу. Сосновые и еловые леса богаты ягодами, грибами, которые полезны не только для людей но и для животных. Шишками ели и сосны питаются многие птицы и животные, лоси питаются молодыми побегами сосны.
Очень полезны прогулки в сосновых и еловых лесах. В старину на Руси , из бревен сосны строили прочные дома, и в наше время тоже многие из людей предпочитают деревянные дома. Из дерева мастера изготавливают разные изделия. Сосна издавна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. В масле сосны находятся много кислот которые эффективно борятся с микроорганизмами и разными инфекциями. Необыкновенная красота этих деревьев затрагивает души художников, писателей, музыкантов. Так художник Шишкин в своих картинах доносит до нас красоту этих таежных жительниц. Скоро наступит самый любимый и желанный праздник Новый год . Всем захочется нарядить праздничную елку. Но что же делать? Как нам поступить ведь мы сегодня говорили о том, что нельзя рубить деревья, говорили о пользе которую они приносят? Проблемная ситуация (дети высказываются, делают умозаключения)
Обращение педагога: Ребята мы с Вами сегодня многое узнали о представителях хвойных деревьев, ели и сосне. Полюбовались их красотой, познакомились с очень интересной информацией о них. А сейчас нам с Вами пора отправляться домой. (Звучит музыка, дети отправляются в путь).
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....
Викторина «Югорский край - навек любимый».
Цель:-обобщать знания детей о Югорском крае, уточнить и расширить представления о растениях и животных нашего региона, о полезных ископаемых (нефти и газа), о культурных и духовных традициях коренного...
Творческий проект “Достопримечательности Югорского края из лего - кирпичиков”
Творческий проект “Достопримечательности Югорского края из лего - кирпичиков” проводился с воспитанниками подготовительной к школе группе, возраст детей 6 лет.Дети не раз слышали, чем славится наш...
Консультация для педагогов "Художники Югорского края"
Консультация о творчестве Югорских художников...
Проект "Югорский край"
Проект "Югорский край"...
Интерактивная игра "Клад югорского края - Нижневартовск родной!"
Интерактивная игра – это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры я...
План по самообразованию на тему:"Югорский край - источник приобщения детей к истории своего народа посредством проектной деятельности в старшей группе.
Систематизация и расширение знаний по теме: "Моя Югра"...