«Приобщение старших дошкольников к русской национальной культуре посредством интерактивных методов».
методическая разработка на тему
Чтобы передать самобытность национальной культуры современным дошкольникам, необходимы методы, способные заинтересовать, увлечь и научить гордиться детей наследием предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyta_raboty.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация Дударевой О.А.
Добрый день. Тема моего опыта «Приобщение старших дошкольников к русской национальной культуре посредством интерактивных методов».
Возникает вопрос: зачем в 21 веке компьютерных технологий русская изба с печкой, потешки, масленица с блинами. Посмотрите на экран: что может быть воздушнее вологодского кружева, или вот этого сине - голубого чуда, разудалой тройки, а какие песни (поет)… сердце замирает -- и во всем этом красота и полнота души русского человека. И как бы не менялась жизнь, именно русская культура хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, сохраняя нашу идентичность.
Чтобы передать самобытность национальной культуры современным дошкольникам, необходимы методы, способные заинтересовать, увлечь и научить гордиться детей наследием предков.
Поэтому цель моей работы: Использование интерактивных методов в процессе приобщения старших дошкольников к русской национальной культуре.
Задачи:
Воспитывать у детей:
- Стремление к познанию культурных традиций через творческую и познавательную деятельность;
- Стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную культуру.
- Патриотизм, уважение к культурному наследию русского народа;
Формировать у детей:
- Чувство любви к родному краю;
- Умения анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
- Стимулировать детскую активность через народные подвижные игры
Развивать у детей:
- Познавательные процессы (восприятие, память, воображение, внимание, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обощение) посредством специальных игр и упражнений);
- Представления о национальной культуре.
Образовательный процесс проводится по следующим направлениям:
- Краеведение
- Традиции и обычаи
- Бытовая культура
- Искусство
Каждое направление имеет свои составляющие:
Краеведение | Традиции и обычаи | Бытовая культура | Искусство |
Родной дом Родной очаг Смоленщина | Семейные Народные Православные | Жилище Одежда Орудия труда | Фольклор Народные промыслы |
Многие составляющие реализуются в образовательной программе детского сада. Но, настоящий успех приобщения заложен в использовании интерактивных методов.
Если мы представим, что веточки на узоре это направления, то интерактивные методы – это красивые, яркие листочки.
Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что образовательный процесс организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
- творческие задания и ТРИЗ-технологии;
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
- социальные проекты (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
- изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого»);
- обратная связь (игровые задания на оживление объектов среды, элементы театрализации и «одушевление» игрушек);
- обсуждение сложных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений);
- разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);
- тренинги.
Интерактивных методов очень много.
Например: в краеведении очень актуальны мини-документальные фильмы об интересных и памятных местах Смоленщины, которые помогает создавать мой муж, автоэкскурсии и фото презентации.
Виртуальные музеи помогают соприкоснуться с бытом русского народа, вот простой кувшин, а сколько он может рассказать… Это – своеобразная машина времени. За считанные минуты вместе с детьми совершаем уникальные путешествия не только в прошлое и день сегодняшний, но и в будущее, сопоставляя и сравнивая события разных времен.
Начинаем с игрового упражнения «Изобрази». Детям предлагается изобразить в воздухе пальцем очертания какого-либо экспоната или показать. Далее задание на максимальное количество вариантов употребления кувшина, особенно поощряются необычные способы (подсвечник, кулончик на цепочку…). Дизайнерские задания помогают изобрести супер кувшин. А, когда супер предметов много, то можно применить упражнение «Этюд». Детям предлагается в продолжение к предыдущему упражнению, придумать диалог между двумя экспонатами. Что они могли бы сказать друг другу.
В направлении традиции и обычаи интересна театрализация детьми исторических событий, создание этюдов.
Проводя такую работу с детьми, наблюдая за ними, можно с уверенностью сказать: дети, покидая детский сад, смогут объединить прошлое с будущим, русская народная культура войдём в жизнь, быт, семью воспитанников. Огонёк, зажжённый в сердцах детей, будет гореть как маячок, указывающий верный путь к возрождению и сбережению самобытной культуры русского народа.
Это те плоды, ради которых мы трудимся.
Свой опыт работы представляла коллегам на совете педагогов, всероссийском интернет-конкурсе педмастерства 2013г. – диплом участника и сертификат о публикации.
Веду факультатив с малышами «Цветные ладошки», лучшие работы отправляем на конкурсы различных уровней:
Конкурс детского творчества «Мой любимый сказочный герой»
Всероссийский конкурс детского прикладного творчества «Отдыхаем и творим» - 2013г. В возрастной категории до 3-х лет первое и второе место по Смоленской обл, и первое и второе место по Сафоновскому району.
На Всероссийский конкурс «Сквозь времена и эпохи» с трех летней Аделиной мы сотворили из бисера и манной крупы народную рубаху в стиле Смоленских украс и заняли второе место, получили много дипломов.
Профессия воспитателя очень многолика, и за свои 36 года работы в детском саду я была ведущей, добрым Дедом Морозом, Карабасом- Барабасом, репкой, самой симпатичной Бабой-Ягой, и еще много-много кем. И анализируя весь свой педагогический путь, могу сказать – я счастлива, что я воспитатель!
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»
В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...
Проект «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не тол...
"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ."
Статья для воспитателей, где обобщается опыт работы по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры....
"Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности"
Мордовия- это российская земля, где издревле в мире и согласии существовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. Испокон веков на мордовской зем...
Презентация «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Материал направлен на ознакомление детей с образцами народноого фольклора...
Материалы опыта педагогической работы «Приобщение старших дошкольников к русским национальным традициям через изобразительную деятельность»
Знакомство с русскими национальными традициями способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Самый доступный и понятный для детей способ приобщения к русски...