Планирование и содержание материала по региональному компоненту (дополнение к тематической карте по ознакомлению детей дошкольного возраста с Хабаровским краем)
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, формирование у ребенка чувства любви к Родине (малой Родине) приобретают все большее общественное значение и становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в нашем дошкольном учреждении. Нами был введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс детского сада. Дети дошкольного возраста с удовольствием знакомятся с Хабаровским краем (историей, природой, богатсвом, достопримечательностями, дальневосточными писателями, жителями и др.)
Предлагаем Вашему вниманию разработанное дополнение к тематической карте по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Хабаровским краем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Планирование и содержание материала по региональному компоненту»
(дополнение к тематической карте по ознакомлению детей дошкольного возраста с Хабаровским краем)
Средний, старший дошкольный возраст
Тема беседы | Задачи | План мероприятий на неделю |
ЗИМНИЙ ПЕРИОД | ||
Цикл: Приобщение к народным традициям, народным праздникам | ||
Празднование Нового года | Познакомить детей с праздником «Новый год», откуда к нам пришел этот праздник. Познакомить детей с новым праздником «День рождения Деда Мороза». Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику. Развивать у детей фантазийное мышление, воображение, наблюдательность. Воспитывать в детях добросердечные отношения друг к другу. Продолжать знакомить детей с произведениями дальневосточных писателей. | 1. Празднование праздника Нового года (в семье, в родном селе, в детском саду) – беседы, моделирование ситуаций, разыгрывание этюдов, рассматривание иллюстраций и др.; 2. Цикл бесед с детьми «История празднования Нового года в России», «День рождения Деда Мороза»; «Где живет Дед Мороз»; «Путешествие Деда Мороза» (журнал «Расти с Хабаровском» №4/2011, стр.16); 3. «Письмо деду Морозу» - поддержание детской инициативы; 4. Выставка детского творчества «Новогодняя елка на площади села»; 5. Поделка своими руками «Новогодняя игрушка»; 6. Совместная деятельность воспитателя с детьми «Укрась свою любимую группу»; 7. Чтение стихотворения «Зимней ночью» (дальневост. писат. А. Ходжер) – «Лукошко», стр. 78; 8. Выставка детских рисунков на стихи «Снегирёк» (дальневост.писат. Н. Плеханова) – «Лукошко», стр. 79; 9. Украшение участка к Новому году «Цветные льдинки» (опытно-экспериментальная деятельность); 10. Художественное творчество «Избушка деда Мороза»; 11. Игра-путаница «Где живет дед Мороз в Хабаровском крае?»; 12. Игры-головоломки «Поиграем» (журнал «Расти с Хабаровском» №4/2011, стр.30); 13. Рассказ воспитателя «Как в других странах называется дед Мороз?» ((журнал «Расти с Хабаровском» №4/2011, стр.20); 14. Новогодний карнавал. |
Рождество Христово! | Продолжать приобщать детей дошкольного возраста к русской народной культуре, традициям. Познакомить детей с праздником «Рождество Христово», что такое гадание, с рождественской легендой. Развивать интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать чувство патриотизма. | 1. Чтение рассказа «Рождественская история» (журнал «Расти с Хабаровском», №1 (5)/2012, стр. 16); 2. Выставка детского творчества «Рождественская звезда»; 3. Чтение рождественской легенды «Почему у снегиря красная грудка» (журнал «Расти с Хабаровском», №1 (5)/2012, стр. 19); 4. Знакомство детей с Собором Рождества Христово (г. Хабаровск), (журнал «Расти с Хабаровском», №1 (5)/2012, стр. 22); 5. Тематическое развлечение для детей «Гадание в новогоднюю ночь»; 6. Чтение стихотворения дальневост. писат. В.Н. Ушакова «Рождественским вечером», «В ночь на Рождество» (журнал «Расти с Хабаровском», №1 (5)/2012, стр. 24); 7. Просмотр м/ф «Ночь перед Рождеством»; 8. Оформление семейной фотовыставки «Рождественские праздники в нашей семье»; 9. Мультимедийная презентация «Колядки»; 10. Зимняя прогулка по улицам родного села «Мы идем колядовать»; 11. Чтение рассказа «Пурга» (Ю. Рытхэу) – «Лукошко», стр. 80; 12. Заучивание стихотворения Ю.Кохана «По велению вьюги» («Лукошко», стр.86); 13. Оформление лэпбука «Рождество – календарь святочных дней». |
Цикл: Природа. Экология. | ||
Много интересного! | Расширить знания детей по формированию экологической культуры. Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление, воображение детей. Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи. | 1. Мультимедийная презентация «Животные в спячке»; 2. Видеолекторий «Животные в зимнем лесу»; 3. Экологическая викторина «Клуб знатоков Дальневосточного леса»; 4. Наблюдения за деревьями зимой (наиболее часто встречающиеся виды деревьев в родном селе); 5. Игра-развлечение «Придумай свою примету»; 6. Сравнение экосистем «парк» и «лес»; 7. Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнивать следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах; 8. Опытно-экспериментальная деятельность: выявить защитные свойства снега, обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений ( в сугробе теплее, поэтому засыпать снегом корни деревьев и кустарников). |
Стихотворения о зиме | Продолжать знакомить детей с дальневосточными писателями, с произведениями из хрестоматий дальневосточных писателей «Лукошко», «Веселые бубенчики». Развивать выразительность в речи, память, творческие способности. Познакомить детей с названием «стихотворная рифма». | 1. Показ презентации «Дальневосточные писатели» (П. Комаров, Е. Кохан, В. Шульжик, А. Ходжер, Н. Капустюк, Н. Наволочкин и др.) – знакомство с писателями, их биография), см. журналы «расти с Хабаровском»; 2. Рассматривание иллюстраций из хрестоматий «Лукошко», «Веселые бубенчики»; 3. Игра-рисование «Нарисуй стихотворение» (чтение стихотворений ДВ-ных писателей); 4. Заучивание стихотворений о зиме по выбору воспитателя; 5. Конкурс чтецов: «Зимние стихотворения»; 6. Игра-забава «Придумай рифму» 7. Оформление книжного уголка в группах «Портреты дальневосточных писателей» |
ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД | ||
Цикл: Приобщение к народным традициям, народным праздникам | ||
«Широкая масленница» | Продолжать знакомить детей с праздником «Масленница». Сформировать знания детей об особенностях данного празднования на Руси. Развивать в детях творческие способности. Организовать в группах чаепития совместно с родителями. | 1. Оформление лэпбука «Широкая масленница, ты с чем пришла?»; 2. Художественное творчество «Чучело»; 3. Тематическое развлечение «Проводы Зимы»; 4. Чаепитие в группах «Блин-блинович»; 5. Рассказы детей «Посещение праздника «проводы зимы» в родном селе (впечатления детей); 6. Презентация «Особенности празднования Масленницы на Руси»; 7. Инсценировка сказки собственного сочинения детей «Как весна зиму выгоняла»; 8. Выставка детских работ «Весна против Зимы». |
«Празднование великой Пасхи» | Познакомить детей с праздником великой Пасхи. Формировать у детей представления о прошлом нашей Родины, расширять представления детей об одежде славян, её украшении (вышивка нитями, бисером, бусы, ожерелья). Познакомить детей с народными песенками, потешками, играми, сказками; с обычаями русских народных праздников. Воспитывать добрые чувства и вызывать стойкий интерес к русским народным играм. | 1. Презентация «как празднуют Великую Пасху»?; 2. Творческое занятие «Крашенки» - декорированное рисование; 3. Выставка детских работ «Пасхальный фестиваль»; 4. Рассказы детей «как в нашей семье отмечают Пасху?»; 5. Чаепитие с куличами; 6. Рассматривание иллюстраций с расписными пасхальными яйцами; 7. Презентация «Одежда славян, ее украшение»; 8. Народные игры; 9. Презентация «Как празднуют Пасху в разных уголках мира». |
Цикл: Природа. Экология. | ||
«Дальневосточная весна» | Уточнить представление детей о признаках весны в Хабаровском крае. Формировать умение детей самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега). Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве). Знакомство с красной книгой «Берегиня». | 1. Беседа-игра «В зоосад «Приамурский» им. В.П. Сысоева спешит весна» (журнал «Расти с Хабаровском», №3 (7)/2012, стр.16-17; 2. Чтение невыдуманных историй «Угощения для синиц» (журнал «Расти с Хабаровском», №3 (7)/2012, стр. 22); 3. Видеолекторий «Как звери весной просыпаются»; 4. Акция «Птичья столовая»; 5. Беседа «Что ты видел необычного по дороге в детский сад»; 6. Заучивание стихотворения Е. Кохана «Зима испугалась» («Лукошко», стр.88); 7. Весенняя экскурсия по территории детского сада; 8. Клуб знатоков дальневосточного леса («загадки природы»); 9. Рассматривание Красной книги «Берегиня» (вымирающие животные и растения, занесенные в Красную книгу Хаб.края); 10. Оформление лэпбука «Какие животные просыпаются весной?»; 11. Художественное творчество «Капель на сельских крышах»; 12. Чтение стихотворения Е. Юдина «Весна идет!» (по мотивам нанайского фольклора) – «Лукошко», стр. 63 + рисование по мотивам стихотворения. |
«Охрана природы Хабаровского края» | Заложить в детях основы экологической культуры. Познакомить с профессиями «егерь», «лесник». | 1. Презентация «Животные и растения, занесенные в Красную книгу»; 2. Видеолекторий «Не губите природу»; 3. Игра-имитация «Как правильно собирать грибы?»; 4. Оформление жалобной книги животного и растительного мира Хабаровского края» (чем помочь животным и растениям); 5. Беседа «Что такое заповедники»; 6. Моделирование ситуации «Если не охранять природу…, что с ней станет?» 7. Работа с Красной книгой «Берегиня» (рассматривание иллюстраций, чтение); 8. Знакомство с профессиями «Егерь», «Лесник»; 9. Рассказ воспитателя «Кто такие браконьеры?»; 10. Беседа «Что такое зоосад?», «Для чего нужны зоосады?»; 11. Беседа «Лотосы» («Расти с Хабаровском, № 7(23)/2013, стр. 20). |
ЛЕТНИЙ ПЕРИОД | ||
Цикл «Моя Малая Родина» | ||
«Моя семья» | Закрепить первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чувство любви, внимания и заботы ко всем членам семьи. Познакомить детей с историей жизни наших предков, с историей возникновения фамилий. | 1. Оформление семейной фотовыставки «Моя семья», «Моя семья на отдыхе»; 2. Игра-интервью «Как зовут моих родителей»; «Профессии моих родителей»; 3. Игра-пантомима «Кем работают мои родители»; 4. Художественное творчество «Мой старший брат (сестра); 5. С/р игра «Дочки-матери»; 6. Выставка детских работ «Мои бабушка и дедушка трудятся в родном селе»; 7. Беседа «Откуда пришли наши фамилии»; 8. Презентация «Как жили наши предки»; 9. Игра-забава «Придумай себе новое имя». |
«История возникновения нашего села» | Познакомить детей с историей возникновения нашего села, с первооткрывателями, со старожилами родного села. Развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к малой родине. | 1. Презентация «Первооткрыватели нашего села»; 2. Беседа «Кто такие геологи и мелиораторы» 3. Экскурсия в Дом культуры. Хроника былых времен. Рассматривание фото села 60-70-х годов, старожил поселка; 4. Встреча со старожилами; 5. Выставка детских работ «Мое село в будущем»; 6. Экскурсия к стенду «Схема расположения нашего села»; 7. Социальная акция «Подари открытку старожилам села»; 8. Оформление стенда «Хабаровскому району 80 лет»; 9. Игра-интервью «Наши соседи», «Близлежащие поселения» (с. Скворцово, с. Восточное и др.). |
«Почему так улицы назвали?» | Познакомить детей с историческим и культурным наследием города – улицы родного города и села. | 1. Презентация «Улицы родного города»; 2. Экскурсия по улицам родного села; 3. Наблюдения: Что, на какой улице находится? (например, детский сад на ул. Рабочей, ДК на улице Клубной и др.); 4. Игра-забава «Придумай название своей улице»; 5. Художественное творчество «Моя родная улица»; 6. Рассказ воспитателя «В честь кого были названы улицы города»; 7. Прогулки по родным улицам города Хабаровска («Расти с Хабаровском», №5(9)/2012, стр. 24); 8. Моделирование ситуации «Как пройти на соседнюю улицу»; 9. Игра-интервью «Назови домашний адрес». |
«Труд на селе» | Формировать четкие представления о взрослом труде и важности труда в жизни. Воспитать уважительное отношение к любому труду: на селе, в городе. Сформировать умения детей различать труд на селе, труд в городе. | 1. Экскурсия на почту, в школу, в администрацию Мирненского поселения – знакомство с профессиями: почтальон, оператор, учитель, школьный библиотекарь, глава сельского поселения. 2. Презентация «Труд на селе»; 3. Экскурсия в Дом культуры. Рассматривание фотовыставки «работники на селе»; 4. Д/и «Профессия в городе, профессия на селе» (комбайнер, егерь, доктор, хлебороб, профессор, учитель, пастух, продавец, доярка, сантехник, ученый, астроном); 5. Художественное творчество «Профессии моих родителей»; 6. Д/и «Объясни профессию» (библиотекарь, тракторист, слесарь, воспитатель, парикмахер, ветеринар и др.); 7. Игра-размышление «Объясни правильно: где профессия, где увлечение?» (рыбак-рыболов, грибник-лесник, охотник-фотограф, почтальон-филателист и др.). |
ОСЕННИЙ ПЕРИОД | ||
Цикл «Богатства Хабаровского края» | ||
р. Амур | Расширить представления детей о р. Амур, о обитателях, о водном транспорте, встречающихся на р. Амур. Затронуть с детьми вопрос о загрязнении главной реки Хабаровского края. Учить детей размышлять, находить правильные ответы. | 1. Презентация «Река Амур»; 2. Беседа «История названия реки Амур»; 3. Рассказ воспитателя «Кто и что загрязняют р. Амур»; 4. Работа с картой Хабаровского края «Рассматривание р. Амур и др. малых рек»; 5. Презентация «Мост через р. Амур» (один из 7 чудес Хабаровского края»); 6. Художественное творчество «Мост через р. Амур»; 7. Рассматривание иллюстраций «Транспорт, который можно встретить на р. Амур»; 8. Пение песни о Хабаровске («Расти с Хабаровском», №5(9)/2012, стр. 23) – где встречаются слова о р. Амур?; 9. Презентация «Рыба и подводный мир, встречающийся в р. Амур?» |
«Коренные народы Дальнего Востока» | Расширить представление детей о коренном народе Дальнего Востока: о жилищах, национальных обычаях, одежде, культуре этого народа. Воспитывать в детях уважительное отношение к любому народу. Познакомить детей с произведениями и биографией дальневосточной писательницы- А. Ходжер. | 1. Презентация «Коренной народ на дальнем Востоке»; 2. Беседа «История, культура и обычаи народов ДВ»; 3. Презентация «Национальные блюда и одежда народов ДВ»; 4. Работа с раскрасками «Разукрась нанайский костюм»; 5. Художественное творчество «Придумай свой орнамент для национального костюма»; 6. Рассказ воспитателя «Чем занимаются коренные народы ДВ» (промысел); 7. Чтение рассказов и стихотворений А. Ходжер (дальневосточной писательницы) – см. «Лукошко», «Веселые бубенчики»; 8. Беседа «Игры народов Дальнего Востока». |
«Жилище народов Дальнего Востока» | 1. Презентация «Русская изба»; 2. Рисование «Русская печь»; 3. Презентация «Жилище коренных народов ДВ» (шалаши, юрты, зимники, чумы, бревенчатые дома, и др.); 4. Беседа «Что находится в доме у коренного народа ДВ?»; 5. Д/и «Расставь красиво вещи в чуме»; 6. Презентация «Летние и зимние жилища коренных народов ДВ». | |
«Возьмемся за руки, друзья!» | Подвести с детьми итоги по изучению Хабаровского края. | 1. Мини-викторина «Богатства Хабаровского края» (столица Хаб.края, символика, деревья, лекарственные растения, коренные народы и др.); 2. Художественное творчество «Я люблю, свой край родной!»; 3. Мини-концерт, посвященный 80-летию Хабаровского района (чтение стихотворений дальневосточных писателей, пение песен о Хабаровске); 4. День национальных костюмов народов дальнего Востока; 5. Игра-геокешинг «Найди клад Хабаровского края». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....
Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей д...
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.
Принципы работы, виды занятий, литература, основные объекты и понятия....
«Формирование гражданственности через ознакомление детей дошкольного возраста с донским краем».
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим им миром, с обществ...
Программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем".
Данная программа освещает определённый круг вопросов, связанных с историей, материальной и духовной культурой народа коми. Она предполагает систему мероприятий с детьми 3 – ...
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...