Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Принципы работы, виды занятий, литература, основные объекты и понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_rodnym_kraem.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.
Ознакомление с родным краем рассматривается как фактор совершенствования содержания и структуры дошкольного образования.
Необходимо учитывать:
- ознакомление дошкольников с родным городом должно проходить систематически, с учетом целей и задач программы;
- введение краеведческого материала должно осуществляться с учетом постепенного перехода от более близкого ребенку ( дом, семья, двор т.е личностно - значимого) к менее близкому ( культурно- историческим фактам);
- формирование личностного отношения к фактам, событиям родного города для развития субъективности ( за что любить родной город);
- развитие музейной педагогики;
- осуществление деятельного подхода в приобщении к культуре.( творческая игра, составление рассказов, рисование, аппликация);
- привлечение детей к участию в городских праздниках ( окунуться в атмосферу общей радости, познакомиться с жителями города;
- создание развивающей среды с опорой на краеведческий материал (уголок краеведения, мини- музей, фотографии);
- организация работы с родителями под девизом: « Знания и любовь к городу передавать детям ( консультации, совместные занятия, экскурсии).
Принципы работы:
- принцип старизма( даем два понятия: «давным- давно» - прошлое , и в наши дни, сейчас- настоящее);
- принцип гуманизации ( учитывать точку зрения ребенка, его опыт);
- принцип дифференциации ( создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка, учитывать пол, возраст, познавательную сферу. Например, девочки - культура, одежда, рукоделие; мальчики- техника, оружие, строительство;
- принцип интегративности ( сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем, начальной школой);
Занятия рекомендуется проводить два раза в месяц: первое - беседа или
экскурсия, второе - изодеятельность.
Самый сложный вид занятия составление рассказов детьми.
- использование наглядного материала, фотографий, картин;
- вопросы детям для активизации их внимания и мыслительной деятельности ( Как ты думаешь? Как ты догадался?)
- не называйте дат, они затрудняют восприятие материала;
- используйте доступную детям лексику, объясняйте старые и новые слова;
Виды занятий:
- занятия на основе непосредственного восприятия (экскурсии, наблюдения, целевые прогулки или опосредованное восприятие: рассказ воспитателя, чтение художественной литературы);
- занятия, способствующие углублению знаний о родном крае ( беседы, дидактические игры);
- занятия, на которых дети выражают свое отношение к родному краю (рисование, творческое рассказывание)
Основные объекты и понятия:
Тульский кремль, тульские засеки, Куликовская битва, тульские самовары, тульский пряник, гармонь, Филимоновские игрушки,
Белевское кружево, национальная одежда ( орнамент, платок, рубаха, кокошник), ремесла ( прядение, вышивка, ткачество, вязание, плетение), из истории имени, ( почему тебя так назвали, великие тезки, как ты собираешься прославить свое имя), символика, гимн, флаг.
Материал:
- история возникновения города,
- фотографии, картины,
- библиографические данные выдающихся людей города( Толстой , Поленов, Бунин),
- описание фабрик и заводов,
- природа ( альбом, папки, красная книга Тульского края, стихи),
- рисунки, дидактические игры, карта Тулы и Ефремова, набор открыток.
Словесные игры : « Где находится памятник», « Узнай по описанию», «Кто больше подберет слов», « Так бывает или нет»( например, Ефремов стоит на реке Волга), « Найди отличие», « Продолжи», « Какие знаешь жилища», « Закончи предложение».
Домашнее задание:
- придумать загадку об одежде,
- нарисовать орнамент,
- нарисуй пословицу.
Литература:
- Ривина Е.К «Герб и флаг России»
- Кондрыкина JI.A. « С чего начинается Родина» М. 2003г.
- Данилина П.О. « Дошкольнику об истории и культуре России».
- Антонов Ю.Е. « Как научить детей любить Родину» М. 2003г.
- Пахомов Е.А. « Тульский край в литературе и искусстве». Тула 2001г. Сахаров И.П. « Сказания русского народа» Тула 2000г.
- Кирюхин J1.H. « Тулы золотые мастера» Тула 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....
Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей д...
Методическая разработка для воспитателей ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем"
В данной разработке описывается методика ознакомления дошкольников с родным краем, дается тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста...
консультация для родителей по ознакомлению детей раннего возраста с родным краем
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Ч...
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «СИБИРСКИЙ РОДНИЧОК»
Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталки...
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...