Программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем".
рабочая программа на тему
Данная программа освещает определённый круг вопросов, связанных с историей, материальной и духовной культурой народа коми. Она предполагает систему мероприятий с детьми 3 – 7 лет. В каждой возрастной группе происходит расширение и углубление темы. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с Коми краем. | 53.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Принято Педагогическим советом Протокол № от «____»_________ 20 г. | УтверждаюДиректор МАДОУ«Детский сад №104»_______________Сабинская О.А.приказ № ________ от «____»________20__ |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем»
Направленность:
познавательно-речевая
Для обучающихся 3 - 7 лет
Срок обучения: 4 года
Составители программы:
воспитатель Щербакова З.Н.
Сыктывкар, 2017
Оглавление
Пояснительная записка | стр.3 |
Цель и задачи программы | стр.4 |
Содержание программы | стр.4 |
Ожидаемые результаты | стр.5 |
Список литературы | стр.7 |
Перспективный план | стр.8 |
Пояснительная записка
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить - развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева.
Развивающая среда призвана обеспечить реализацию образовательной программы, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей.
Для нашей многонациональной республики, государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру своего народа. Все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, высоконравственного человека. Одним из средств, обеспечивающих возможность формирования у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру, приобщения их к культурному наследию является народное искусство.
Данная программа освещает определённый круг вопросов, связанных с историей, материальной и духовной культурой народа коми. Она предполагает систему мероприятий с детьми 3 – 7 лет. В каждой возрастной группе происходит расширение и углубление темы. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с национальными и культурными традициями коми народа.
Задачи:
1. Сформировать интерес к изучению родного края.
2. Сформировать у воспитанников старшего дошкольного возраста представлений о территориях Республики Коми, с их разнообразием животного и растительного мира, осознанного бережного отношения к природе.
3. Дать представления детей о культуре, быте Коми народа.
4. Развивать воображение, интерес к произведениям народного творчества, национальным костюмам коми.
Содержание программы
В программу включены занятия как познавательного, так и эстетического цикла. Для достижения программных задач необходимо использование различных форм деятельности – игр, экскурсий, бесед и т.д., что отражено в данной программе. Приобщение детей к народному искусству невозможно без знакомства с историей, традициями народа коми, поэтому большое внимание в работе уделялось познавательной деятельности. Для ознакомления дошкольников с историческим прошлым народа коми, традиционным костюмом и изделиями народных умельцев были организованы экскурсии в этнографический музей, библиотеку. Отличительной особенностью народного творчества коми является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному искусству коми играет знакомство их с назначением орнамента, основными законами его построения, усвоение принципов украшения предметов. При рассматривании различных художественных изделий, иллюстраций было обращено внимание воспитанников на то, как мастера переносят увиденное в природе и быту в содержание ярких и разнообразных узоров, элементы которых имеют соответствующие названия: «Следы маленьких зверей», «Ель», «Чум», «Компас» и др. Для пробуждения у детей потребности не только самостоятельно создать изображение, но и сделать его красивым, своеобразным, проводились занятия по декоративному рисованию. Дошкольники усваивали колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета, учились видеть взаимосвязь между компонентами узора. Для закрепления знаний о народном костюме и орнаменте коми, полученных на экскурсиях, в ходе бесед, а также развития умений дошкольников составлять узор из знакомых элементов в уголок по изобразительному искусству были помещены дидактические игры: «Одень куклу», «Составь узор» и др. Занятия аппликацией способствуют формированию у дошкольников изобразительных умений и навыков, развитию творческих способностей. Так, дети учились вырезать из бумаги элементы орнамента коми (симметричное вырезание), располагать их в композицию.
В ходе самостоятельной деятельности совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Найди одинаковые варежки». Во время ее разработки закреплялись знания о народном костюме коми, умение составлять узоры по мотивам народного орнамента, также совершенствовались навыки в рисовании — владение кистью и карандашом. Для самостоятельной деятельности воспитанников в уголке национально-регионального компонента в группе размещены иллюстрации, открытки с изображением различных национальных костюмов, веретена, а также дидактические игры: «Одень куклу», «Назови три предмета одежды» (классификация видов старинной одежды), «Подбери правильно», «Найди одинаковые варежки», «Угадай элемент орнамента». Во время игр, рассматривания иллюстраций дети обсуждают сходство и различие видов одежды, обуви, элементы орнамента, объясняют, что им нравится, а что нет и почему. Для активного включения родителей в работу по приобщению детей к народному искусству коми были разработаны памятки: «Что читать детям о коми крае», «Учите видеть прекрасное в изделиях народных умельцев». Проведение творческого конкурса: «Красная книга: растительный и животный мир», целью которого является приобщение детей и родителей (законных представителей) к экологической культуре, повышение и развитие их творческого потенциала. Проведение мастер-класса по изготовлению дидактических игр совместно детьми и родителями. Проведение викторины «Что я знаю о моей Республике» совместно с детьми и родителями.
Ожидаемые результаты
При условии реализации содержания материала данной программы в полном объеме мы ожидаем достижения следующих результатов:
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях.
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Проявляет любовь к родному краю; рассказывает о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях, о замечательных людях, прославивших свой край.
- Имеет представление о флаге, гербе; о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
- У ребенка развиваются эстетические чувства, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.
- Имеет представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира).
- Проявляет интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
- Ребенок активно участвует в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Дети могут назвать:
- старинное название города, в котором они живут, другие города республики (3-4 города).
- символику России и республики Коми.
- чем занимаются люди нашей республики (оленеводством, добычей угля, нефти, газа, обработкой древесины).
- животных и растения тундры и тайги (песец, глухарь, тетерев, мох, лишайник, карликовая берёза).
- элементы коми орнамента, различать среди других орнаментов и называть их (5-6 элементов).
- старинные и современные коми игры, рассказывать правила игр, использовать считалки.
Используемая литература:
- Программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Часть 3. Сыктывкар, 1990.
- Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Часть 1. Сыктывкар, 1993.
- Пантелеева Е.Н., Родник. Сыктывкар, 1998.
- Вестник УДО АМО ГО «Сыктывкар», № 3, 2005.
- Методические рекомендации к проведению занятий с детьми «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей, традициями коми народа» (под ред. И. А. Пасынковой).
- Потолицына Н.Б., Хабарова Т.В., Гудырева Л.Н., Щеглова Н.В., Зайцева Н.Ф: Ознакомление с окружающим миром, Сыктывкар, 2007.
Перспективный план работы по ознакомлению с Коми краем детей во II младшей группе.
Содержание раздела программы | Тема, форма организации | Временная продолжительность | Задачи | Развивающая предметно-пространственная среда | Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми | Итоговое мероприятие |
«Моя Родина» «Осень родного края» | Звери в осеннем лесу. Занятие – беседа. | 1 квартал | Знакомить с некоторыми особенностям поведения лесных зверей и птиц осенью. | Альбом «Животные Коми края», иллюстрации о диких животных родного края. | - рассматривание альбома, иллюстраций «Животные Коми края»; - д/и «Назови детёныша»; - чтение рассказов, стихов С.Журавлёва «Азбука Пармы». | Коллективная работа… Кто, где живет |
«Мой город, моя страна, моя планета» | Дом, в котором я живу. Экскурсия с наблюдением за домами. | 1квартал | Дать знания о том, что у каждого человека есть свой дом. Рассмотреть дома – дома бывают разные. | Улица им.Малышева. | предварительная работа - рассматривание картин с изображением домов из различного материала; - экскурсия на улицу Малышева; - наблюдение за различными домами, их сравнение. | Создание коллажа «Моя улица» |
«Я и моя семья» | В гости к бабушке Матрёне. Экскурсия в коми избу. | 1 квартал | Познакомить с назначением объектов рукотворного мира, их строением, материалом. Познакомить с льняным полотенцем. | Коми изба | - предварительная работа – сюж.-рол. игры «Катя обедает», «Уложи Катю спать», «Семья»; - рассматривание интерьера избы; - беседа о назначении предметов; - д/и «Разложи предметы», «Как зовут маму и папу», «Кто что делает». | |
Знакомство с предметами быта. Экскурсия в коми избу. | 2 квартал | Формировать обобщённые понятия – посуда, мебель. | Коми изба | - рассматривание посуды и мебели; - беседа о назначении посуды, мебели; - д/и «Чего не стало», «Накрой на стол». | ||
«Красавица зима» | Как звери готовятся к зиме. Занятие – беседа | 2 квартал | Формировать представления детей о приспособлении диких животных (медведь, заяц, лиса) к среде обитания. | Альбом «Животные Коми края», иллюстрации о подготовке диких животных к зиме | - рассматривание альбома «Животные Коми края»; - рассматривание иллюстраций о подготовке животных к зиме; - д/и «Назови детёныша»; | Викторина «Что я знаю о тайге». |
Красавица зима Занятие – беседа. | 2 квартал | Формировать обобщённое понятие о неживой природе зимой (снегопад, холод, мороз,). | Альбом с иллюстрациями о зиме, альбом с опытной деятельностью зимой | - рассматривание картин, иллюстраций о зиме; - опыты со снегом; - д/и «Когда что бывает?»; - наблюдение за снегом; - загадывание загадок о зиме | ||
Растения тайги. Беседа. | 3 квартал | Формировать элементарные представления об отдельных растениях родного края | Гербарий, картины и иллюстрации с изображением растений Коми края. | - рассматривание картин, гербария с изображением растений Коми края; - загадки о растениях; - чтение худ. Литературы; - д/и «Узнай по описанию». | ||
«Народные ремесла» | Ознакомление с коми орнаментом. | 3 квартал | Познакомить детей с элементами коми орнамента «зубцы». Воспитывать интерес к коми орнаменту. | Куклы в коми национальном костюмах (мужском и женском) .Коми орнамент «следы», «ёлка», «пила». | -внесение кукол в коми костюмах; - знакомство с элементами орнамента; - д/и «Собери орнамент», «Лото орнамент»; - аппликация «Украшение рубашки». | Создание альбома «элементы коми орнамента», его дальнейшее пополнение. |
Знакомство с женским коми национальным костюмом. Беседа | 3 квартал | Познакомить детей с особенностями коми национальной одежды. Сравнить её с современной одеждой. | - рассматривание куклы в коми национальном женском костюме; - худ. слово; - рассматривание деталей одежды; - д/и «Что лишнее?» | Умение различать коми народную одежду | ||
Ознакомление с мужским народным костюмом. Беседа. | 3 квартал | Познакомить детей с особенностями коми мужской национальной одежды. Сравнить её с современной одеждой. | внесение куклы в национальном мужском костюме; - рассматривание деталей одежды; - худ. слово; - д/и «Одень коми куклу». | Умение различать мужскую и женскую коми одежду. | Создание дид. Игры «одень коми куклу» совместно с детьми и родителями. |
Перспективный план работы по ознакомлению с Коми краем детей в средней группе.
Содержание раздела программы | Тема, форма организации | Временная продолжительность | Задачи | Развивающая предметно-пространственная среда | Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми | Итоговое мероприятие | |
«Осень» | Урожай. | 1 квартал | Формировать понятия об овощах, произрастающих в республике Коми. Познакомить с понятием «урожай». Закрепить знания о внешнем виде и вкусе овощей. | Набор овощей, корзинка, картинки с изображением овощей | - загадки; - д/»Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь», «Что растёт на огороде»; - аппликация «помидоры в банке». | Создание семейной «Книги про овощи, ягоды, грибы» (иллюстрации, картинки для раскрашивания, описание овоща, загадки, сказка). | |
Ягоды - дары северной природы. | 1квартал | Формировать понятие, что ягоды – плоды. Познакомить детей с клюквой (форма, вкус, цвет), учить сравнивать её с другими ягодами. Дать знания, что ягоды полезны для животных и человека. | Картины с изображением клюквы, брусники, морошки | - рассматривание картинок с изображением ягод; - д/и «Узнай по вкусу»; - рисование «Клюква на болоте» | |||
Зимовка зверей в лесу. | 1 квартал | Формировать представления о приспособлении диких животных (белка, медведь…) к среде обитания. Формировать знания о подготовке птиц к зиме. Устанавливать связи между средой обитания животных и птиц и их внешними признаками. | - загадки и о животных и птицах; - чтение рассказов Е.Чарушина; - д/и «Назови детёныша», «Кто прилетел к кормушке»; - изготовление кормушек (конструирование) | Умение узнавать зверей и птиц Коми края. Знание среды их обитания | Изготовление кормушек совместно с родителями и развешивание на участке детского сада. | ||
«Мой город, моя страна, моя планета» | Путешествие по городу Сыктывкару. Беседа. | 2 квартал | Познакомить с названием улиц, на которых живут дети. Рассказать о самых красивых местах микрорайона и его достопримечательностях | Открытки, фотографии, просмотр презентации с изображением г. Сыктывкара. | Предварительная работа: экскурсии по микрорайону, наблюдения за общественными зданиями. - рассматривание открыток и фотографий; - беседа о микрорайоне; - д/и «Узнай по описанию», «Дом, в котором я живу»; - составление рассказов о городе. | Создание альбома с фотографиями своего дома, двора, любимых общественных мест. | |
В гостях у бабушки Матрены. Экскурсия в коми избу. | 2 квартал | Познакомить детей с внутренним строением и обустройством деревянного дома (керка) | Коми изба, посуда коми народа (ковш, солонка, туесок); мебель (лавка, скамейка, печка). | Предварительная работа: наблюдение за домами. - беседа об устройстве дома; - д/и «Что было бы, если бы в доме не было печки; - сюжетно-ролевая игра «Семья». | |||
«Народные ремесла» Приобщение к духовному и материальному наследию коми народа. | Что делали коми из дерева. | 2 квартал | Познакомить детей с орудиями труда из дерева (прялка, веретено). | Предметы домашней утвари, сделанные из дерева. | загадки; - д/и «что из чего». | ||
Ознакомление с коми орнаментом. . | 3 квартал | Познакомить детей с элементом коми орнамента «рога оленя», «круг». Развивать творчество. Воспитывать интерес к коми орнаменту. | Предметы, одежда с коми орнаментом | - д/и «Лото», «Собери узор», «Найди одинаковые варежки»; - рисование «Украшение варежки; - аппликация «шапку». | Пополнение альбома «Коми орнамент» новыми элементами. | ||
Герои коми сказок. | 3 квартал | Познакомить детей с творчеством коми народа. Воспитывать положительные чувства через приобщение детей к произведениям народного творчества. | Книги с коми сказками, иллюстрации к ним. Посещение экспозиции «Коми сказки» | - чтение сказок; - беседы по сказкам; - драматизация отрывков; - рисование героев сказок. Изготовление персонажа из природных материалов. | Создание музея «Коми сказка»
| ||
Ознакомление с вязанием коми народа. | 3 квартал | Познакомить детей с узорным вязанием коми. Дать знания о качестве вязанных вещей (тёплые, красивые). | Кукла в вязанной одежде, иллюстрации с изображением одежды, элементы одежды: гетры, варежки) | - рассматривание изделий; - беседа; - д/и «Подбери, что нужно»; - украшение шаблона чулка элементами коми орнамента (рога оленя, круг). |
Перспективный план работы по ознакомлению с Коми краем детей в старшей группе.
Содержание раздела программы | Тема, форма организации | Временная продолжительность | Задачи | Развивающая предметно-пространственная среда | Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми | Итоговое мероприятие | ||
«Мой город, моя страна, моя планета» | Сыктывкар- столица Республики коми. Беседа. | 1 квартал | Воспитывать в детях любовь к родному городу и интерес к его достопримечательностям Дать детям знания о том, что город Сыктывкар – главный город, столица Коми. Расширить представление детей об облике старого города. Познакомить со старинным название города – Усть-Сысольск. | Иллюстрации с видами города, фотографии, просмотр презентации. | рассматривание иллюстраций и фотографий, беседа по их содержанию; - д/и «Кто работает в нашем городе»; - чтение стихов о Коми крае - разучивание песен о Сыктывкаре. | Путешествие по «реке времени» в прошлое Сыктывкара. | ||
Земля – наш общий дом. | 1квартал | Дать представление о Земле, о разных частях света и их климатических условиях. Учить находить на карте нашу республику. Дать представление о климатических условиях республики Коми. | Карта, иллюстрации и книги о Коми крае. | - беседа о Земле, рассматривание карты, - беседа о климатических зонах; -сюж.-рол. игра «Путешествие»; - чтение энциклопедии «Всё обо всём»; -сюжетное рисование «Земля моя - Коми»; - разучивание стихов | ||||
Экскурсия по городу Сыктывкару. | 1 квартал | Воспитывать любовь к родному городу. Обогащать представления детей о родном городе | - беседа по ходу экскурсии; - рассматривание достопримечательностей; - после экскурсии – беседа об увиденном, рассматривание открыток с видами города. | |||||
«Народные ремесла» Приобщение к духовному и материальному наследию коми народа. | Беседа о народном творчестве нашего края. Знакомство с пижемской росписью | 2 квартал | Способствовать воспитанию интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к местным умельцам | Предметы из дерева, бересты, меха, посуда с элементами росписи, вязаные чулки, рукавицы, фотографии | экскурсия в музей на выставку народно-прикладного искусства; - рассматривание различных предметов; - рисование и роспись различных предметов. | Создание выставки с элементами росписи различных предметов. | ||
Народные сказки коми. | 2 квартал | Продолжать знакомить детей со сказочными героями народа коми. Воспитывать положительные чувства к сказочным героям. | Книги с коми народными сказками и иллюстрации к ним. Кукольные персонажи из музея группы | - чтение и рассказывание сказок; - драматизация отрывков. -рисование персонажей коми сказок | Постановка сказки. | |||
Знакомство с народными коми играми | 2 квартал | Познакомить детей с подвижными играми коми | Картотека коми народных игр | Разучивание игр. | ||||
«Мой край родной» | Дары леса. | 3 квартал | Уточнить знания детей о лесе, о том, что растёт в лесах коми. Учить узнавать и описывать дары леса. Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю, заботу о лесе и его богатствах. | Гербарии, иллюстрации с изображением грибов, ягод. Морс из клюквы, сушёные и солёные грибы, фотографии леса. | - д/и «Что где растёт?», «В лесу»; - беседа о дарах леса; - чтение худ. литературы о лесе; - рассматривание ягод, грибов; - угощение дарами леса; - беседа об охране леса | Создание «Красной книги» животных Коми края. | ||
Жители тайги, тундры. | 3 квартал | Систематизировать представления детей о животном мире тундры, тайги. | Книги о тундре и тайге, атлас Республики Коми, энциклопедии, иллюстрации, картинки с животными тундры и тайги. | рассматривание и чтение книг, энциклопедий; - д/и «Кто где живет?» | ||||
Богатства Коми края. | 3 квартал | Познакомить детей с природными богатствами края, способами их добычи, их использование людьми. | Образцы древесины, бумага, уголь, иллюстрации дерево- обрабатывающего предприятия | беседы; - чтение книг; - рассматривание картин; - рисование по теме |
Перспективный план работы по ознакомлению с Коми краем детей в подготовительной группе.
Содержание раздела программы | Тема, форма организации | Временная продолжительность | Задачи | Развивающая предметно-пространственная среда | Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми | Итоговое мероприятие | |
«Мой город, моя страна, моя планета» | Сыктывкар- столица Республики коми. Беседа. | 1 квартал | Расширить представления о Коми крае, конкретизировать знания о Сыктывкаре. Познакомить детей с флагом, гербом , гимном республики. | Карта республики Коми, открытки с изображением флага, герба республики Коми, фотографии с изображением достопримечательностей г.Сыктывкара | рассматривание альбомов, открыток, картин, глобуса; - чтение произведений о Сыктывкаре; - отгадывание загадок; - рисование наиболее запомнившихся объектов . Слушание гимна. | Викторина «Что я знаю о моей Республике» | |
Беседа о Сыктывкаре: прошлое и настоящее с внесением фотографий. | 1квартал | Познакомить детей с достопримечательностями Сыктывкара, главной улицей – Коммунистической. | Альбом, книги, открытки о Сыктывкаре. Просмотр презентации. |
рассматривание иллюстраций, открыток, беседа по их содержанию; - рисование «Моя улица», «Мой микрорайон»; - составление рассказов. | |||
Экскурсия по городу Сыктывкару. | 1 квартал | Воспитывать любовь к родному городу. Обогащать представления детей о родном городе | - беседа по ходу экскурсии; - рассматривание достопримечательностей; - после экскурсии – беседа об увиденном, рассматривание открыток с видами города. | ||||
«Народные ремесла» Приобщение к духовному и материальному наследию коми народа. | Беседа о народном творчестве нашего края. Продолжаем знакомство с пижемской росписью. | 2 квартал | Способствовать воспитанию интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к местным умельцам. | Предметы из дерева, бересты, меха, посуда с элементами росписи, вязаные чулки, рукавицы, фотографии | экскурсия в музей на выставку народно-прикладного искусства; - рассматривание различных предметов; - рисование и роспись различных предметов. | Создание персонажей сказок из природного материала для музея Коми сказок. | |
Народные сказки коми. | 2 квартал | Продолжать знакомить детей со сказочными героями народа коми. Развивать наблюдательность. Воспитывать положительные чувства к сказочным героям. | Книги с коми народными сказками и иллюстрации к ним. | - чтение и рассказывание сказок; - драматизация отрывков. -рисование персонажей коми сказок | |||
Знакомство с народными коми играми | 2 квартал | Познакомить детей с подвижными играми коми | Картотека коми народных игр | Разучивание игр. | |||
«Мой край родной» | Дары леса. | 3 квартал | Уточнить знания детей о лесе, о том, что растёт в лесах коми. Учить узнавать и описывать дары леса. Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю, заботу о лесе и его богатствах. | Гербарии, иллюстрации с изображением грибов, ягод. Морс из клюквы, сушёные и солёные грибы, фотографии леса. | - д/и «Что где растёт?», «В лесу»; - беседа о дарах леса; - чтение худ. литературы о лесе; - рассматривание ягод, грибов; - угощение дарами леса; - беседа об охране леса | Дополнение «Красной книги» Коми края растениями, находящимися под охраной. | |
Жители тайги, тундры. | 3 квартал | Систематизировать представления детей о животном мире тундры, тайги. Расширить представления детей о животном мире РК (бобёр, олень, песец, куница, медведь, белка, тетерев, глухарь и др.) Показать особенности приспособления к обитанию в условиях Севера (зависимость внешнего вида, сезонного поведения от условий среды). | Книги о тундре и тайге, атлас Республики Коми, энциклопедии, иллюстрации, картинки с животными тундры и тайги. | рассматривание и чтение книг, энциклопедий; - д/и «Кто где живет?» | |||
Богатства Коми края. | 3 квартал | Познакомить детей с природными богатствами края, способами их добычи, их использование людьми. | Образцы древесины, бумага, уголь, иллюстрации – шахта, буровая вышка, лес, карта республики Коми с условными изображениями полезных ископаемых | беседы; - чтение книг; - рассматривание картин; - просмотр презентации; - рисование по теме | Создание коллекции природных ископаемых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Наш Коми край»
Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Наш Коми край»(Участвуют 2 команды, выбрать капитанов)Ведущий: Родился я в Коми крае-...
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....
Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей д...
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.
Принципы работы, виды занятий, литература, основные объекты и понятия....
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Наш Коми край»
Знакомить детей с багатством нашего Коми края....
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...