Народная тряпичная кукла. Древние традиции изготовления кукол на Руси.
план-конспект занятия на тему

Симагина Светлана Александровна

Первые куклы появились в глубокой древности, и с тех пор человечество не расстаётся с ними. С течением времени они во многом видоизменяются, многие традиции в изготовлении кукол утрачиваются, забывается их основное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tryapichnaya_kuhnya.docx343.4 КБ

Предварительный просмотр:

Народная тряпичная кукла.

 Древние традиции изготовления кукол на Руси.

Первые куклы появились в глубокой древности, и с тех пор человечество не расстаётся с ними. С течением времени они во многом видоизменяются, многие традиции в изготовлении кукол утрачиваются, забывается их основное значение.

      А ведь на Руси кукла была очень важной частью народного быта. Изначально кукла  была оберегом, обрядовым символом, тотемом Рода, и только позднее появилась игровая кукла. Кукла – неизменный спутник человека, она сопровождает его всю жизнь  от самого рождения. Наши предки верили, что куклы обладают некой магической силой: они способны защитить человека от злых сил, сохранить мир и достаток в доме, принять на себя болезни и несчастья, помочь вырастить хороший урожай. Некоторые  куклы-обереги хранились в доме и передавались по наследству, а многие делались на праздники и являлись помощниками человека на определённый отрезок времени. Игровые детские куколки были для ребёнка не только подружками в его играх, но и постоянными спутницами и оберегом. Недаром ведь куколки делались безликими: кукла без лица становится недоступной для вселения в неё злых сил.

        Традиционно куколок делали женщины. При их изготовлении не допускалось использование колющих и режущих предметов, поэтому тряпочки и нитки для изготовления куколок не резались, а рвались. Обязательное правило: куколка делается начисто, за один раз, с непременным пожеланием добра и любви тому человеку, кому она предназначена. Для отмеривания нужного количества материала и для определения размеров куклы служат естественные «мерки»: размер ладони, пальцев, локтя. Считалось, что в куколку вкладывалась частица души. Поэтому их нельзя было выбрасывать, куклы бережно хранились, складывались в сундук. В некоторых обрядах использовались специальные куколки, которые потом сжигались, закапывались или опускались в реку

(четыре очистительные стихии: огонь, вода, воздух (дым), земля).

         В способе изготовления куклы славянами была заложена схема мироустройства.  Перетягиванием в поясе и шее кукла делится на три части – три мира: небесный, земной и мир предков (Правь, Явь, Навь). А крестовидный образ символизирует четыре стороны света. В результате мы получаем сильнейшее магическое число мироздания – семь. Это очень мощная символика, что давало возможность кукле быть сильнейшим оберегом как отдельного человека, так и семьи в целом.

        Обереговых куколок хранили в специально отведённом для них месте: ставили в красный угол, прятали в сундук, хранили с приданным невесты. Куколки охраняли своих хозяев от невзгод, болезней, тёмных сил.

        Когда дети подрастали, то на примере кукол они получали знания об окружающем мире, учились рукоделью, осознавали своё предназначение в мире. В народе примечали: если дети много и увлечённо играют в куклы – будет в семье достаток.

Программа ознакомления детей с народной куклой.

В нашем детском саду ознакомление детей с народной куклой проходит в двух видах деятельности. Первое: это тематические экскурсии в мини-музее обереговой куклы детского сада с дальнейшими народными играми и хороводами. И второе: мастер-классы по изготовлению кукол.

С детьми младшего возраста проводятся ознакомительно-обзорные экскурсии. С детьми более старшего возраста (начиная со старшей группы) программа ознакомления с народной куклой разделена по нескольким тематикам. При этом тематика образовательной деятельности в старшей и подготовительной группах может быть одинакова, но иметь принципиальные различия в способе донесения информации до детей, в составе той же информации, объёме знаний, акцентах и т.д.

Примерные темы экскурсионных программ:

  • Обрядовые куклы осеннего цикла
  • Зимние куколки
  • Обрядовые куклы весеннего цикла
  • Детские обережные куклы
  • Семейные обережные куклы

Темы мастер-классов для детей старшей группы:

  • Кукла «Бабочка»
  • «Девочка»
  • «Мальчик» (Малышок-голышок)
  • Кукла «Птица»
  • «Бессонница»

Темы мастер-классов для детей подготовительной группы:

  • «Кувадка»
  • «Десятиручка»
  • «Пеленашка»
  • «Куклак»
  • «Ангел»
  • «Девкина Забавка»

Темы мастер-классов для педагогов и родителей:

  • «Хозяюшка-Благополучница»
  • Вепская кукла («Капустка»)
  • «Ладушка»
  • «Покосница»
  • «Доля»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"...

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Куклы Древней Руси

Куклы Древней Руси...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...

Мастер класс для педагогов ДОУ « Изготовление народных тряпичных кукол».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей в процессе знакомства их с народными тряпичным...