В гостях у ребят Айсылу и Булат
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Халиуллина Гульчачак Гумаровна

Итоговое занятие

по ознакомлению с

Башкортостаном

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_rebyat_aysylu_i_bulat.doc27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие

по ознакомлению с

Башкортостаном

D:\баш. блюда\i (11).jpeg

«В гостях у ребят

Айсылу и Булат»

( старшая группа)

                                                 Провела: воспитатель Халиуллина Г. Г

                                                                        Дата проведения: 29.04.2011год.

г. Ишимбай

МБДОУ № 13 «Берёзка»

Программное содержание.

   1.Обобщить знания детей о башкирской культуре.

   2.Расширять представление детей о родном крае, культуре и традициях людей живущих в Башкортостане.

   3.Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

   4.Воспитывать любовь к родному краю.

Материал.

   Куклы в национальных башкирских костюмах: Айсылу и Булат.

   Лист ватмана с изображением соцветия курая.

   Изображение герба и  флага РБ, географической карты РБ.

   Изображение цветка курая, памятника и портрета Салавата Юлаева, памятника первооткрывателям башкирской нефти, башкирского инструмента-курай.

 Иллюстрация башкирских национальных костюмов; башкирских блюд-очпочмак, бэлеш; «Дети играют».

 Национальные башкирские напитки-катык, кумыс, айран,катык и блюда- чак-чак, корот.

 Символы-значки флажков РБ для детей.

Методические приёмы: сюрпризный  момент, стихи о Башкортостане и Уфе, башкирская народная игра «Улетели-улетели», аудиозапись мелодии курая, дидактическая игра «Собери такой же орнамент», « Угадай по вкусу».Исполнение песни на башкирском языке. Рассказывание легенды о курае.

Анализ, итог, поощрения.

   

Ход занятия.

Вос-ль. Прекрасен город вечера, закаты

             Уфе я посвящаю данный стих.

             Бывал однажды в городе проездом

             И сердце я в Уфе своё, оставил на совсем!

- Какой город воспевают в этом стихотворении? (город-Уфа)

Из города Уфа к нам на занятие приехали гости Айсылу и Булат. Они хотят с нами провести небольшую викторину.

 Первый вопрос, который нам задают Айсылу и Булат: «Что вы знаете о городе – Уфа? ( Уфа – столица Башкортостана).

- Правильно, ребята, это столица нашей республики Башкортостан, в котором мы с вами живём.

- Наши гости приготовили для нас картину. (воспитатель вывешивает  лист ватмана с изображанием  соцветия курая).

-Что на ней изображено? (Ответы детей).

-Да, это соцветие курая, растения, которое распрастранено на территории Башкортостана. Курай эмблема, визитная карточка нащей республики. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано  интересное задание. Давайте посмотрим, что там.

-Открываю первое задание. (Снимаю первый бумажный листок с изображения соцветия).

Под кружком изображение герба республики Башкортостан.

-Что вы видите? (Герб республики Башкортостан).

-Кто изображён  на фоне восходящего солнца? (Национальный герой Башкортостана-Салават Юлаев).

-Верно. За правильные ответы Айсылу и Булат приготовили небольшие символы флага нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зелёный).

-Что они означают? (Ответы детей).

-Да, синий цвет - это безоблачное небо, белый - чистота души народа. Зелёный – вера в жизнь.

 

-Интересно, какое ещё задание приготовил курай.(Снимаю второй бумажный кружок).

-Это, ребята, изображение географической карты Башкортостана.

Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полёта, можно увидеть горы, леса, озёра и реки. Эту красоту нашей родины  воспевали народные поэты и писатели Башкортостана.

-Расскажите стихотворения, в которых воспевается наша родина.

Двое детей читают  стихотворение о Башкортостане.

-Прекрасны не только земли, а также и его песни, хороши народные танцы.

Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Сегодня я хочу поговорить с вами о музыкальном инструменте, изображённом  на цветке. Это курай. Из чего он сделан? (Ответы детей). Да, он сделан из стебля растения курай, о котором мы сегодня говорили.

Существует легенда о том, как появился этот инструмент.

Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нём дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.

-Хотите послушать, как звучит курай? (Слушание аудиозаписи).

-Какая замечательная мелодия. Слушая её, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

 - Но нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Воспитатель снимает третий бумажный кружок).

-Что здесь изображено? (Памятник первооткрывателям башкирской нефти).

-Где находится этот памятник? (В нашем городе Ишимбай на площади Нефтяников).

-Нравится ли вам наш город? Почему? (Здесь красивые дома, широкие улицы, есть площади, Дома культуры, памятники, парки, рядом леса, поля и реки Тайрук и Агидель, что значит Белая.

- Какие города расположены вокруг Ишимбая? (Города Салават, Стерлитамак).

-Да, богата наша земля - в Башкортостане добывают не только нефть, но и газ, уголь, железо, медь. Мы ещё с вами будем говорить об этом на следующих занятиях. Но главное наше богатство это люди.

- А вы заметили, как одеты наши гости? (Ответы детей).

-Это и будет следующее задание на нашем соцветии курая.(Воспитатель снимает четвёртый бумажный кружок).

-Что здесь изображено? (Люди в башкирской национальной одежде).

-Как называется женский головной убор, украшенный кораллами и бисером? (Кашмау).

-Как называется мужской головной убор? (Тюбетейка или бyрек).

-Как называется короткая безрукавка? (Камзул).

-Как называются кожанные башмаки или сапоги с суконными голенищами? (Сарык).

-Кто хочет открыть следующее задание? (Ребёнок снимает пятый бумажный кружок).

-Что вы думаете на этой картине изображено? (Дети играют).

-Правильно, я думаю, что пришла пора нам поиграть. А сейчас мы с вами поиграем с вами в хорошо знакомую игру « Улетели-улетели». Эта игра, как известно считается национальной башкирской игрой. Правила игры мы уже знаем. Эта игра способствует быстрому обдумыванию и расторопности.(Разыгрывание игры).

-Молодцы, ребята, все вы были внимательны!

-А что ещё приготовило нам наше соцветие курая? (Воспитатель открывает следующий бумажный кружок).

На картине изображен башкирский орнамент.

-Мы знаем, что жители  Башкортостана одежду, посуду, предметы быта украшали различными узорами-орнаментом и это придавало красоту и уют.

-Как называется орнамент, состоящий из точек, кругов, крестов, ромбов, звёзд? (Геометрический).

-Что изображено на растительном орнаменте? ( Ветви, листья, цветы).

Игра «Собери такой же орнамент».

-Посмотрите на  соцветие курая. У него осталось одно задание. Алина, открой его. (Девочка снимает последний бумажный кружок).

-Что здесь изображено? (Ответы детей).

- Это задание очень вкусное. Мы с вами поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их. (Кумыс, айран, катык, корот,  чак-чак, очпочмак, вак бэлеш, зур бэлеш).

-Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое коровье молоко).

-А что такое катык?(Заквашенное кипячённое коровье молоко).

-Сегодня я покажу, как можно приготовить ещё один напиток-айран. Беру катык, добавляю холодной воды, перемешиваю, и получается вкусный целебный напиток: он снимает усталость, придаёт силу. (Воспитатель разливает в пиалы, предлагает детям попробовать).

Игра «Угадай по вкусу».

 - Вот и открыты все кружочки на нашем  соцветии курая. Как вы думаете, ребята, мы справились с заданиями наших гостей Айсылу и Булат?

-Посмотрите Айсылу и Булат сколько получили дети за ответы нашей викторины флажков РБ. Молодцы, ребята!

 - А в подарок для наших гостей исполнит песню А. Радмилла на башкирском языке о любви к нашей родине, о любви к близким нам людям.

 

Айсылу и Булат угощают детей чак-чаком.

 

Стихи о Башкортостане. 

Башкортостан.

(А. Ахметкужин)

Башкортостан мой край-родной,

Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля-

Всё это ты, любимая земля!

Под мирным  солнцем славься и сияй,

Наш благодатный и цветущий край,

В одной руке ты держишь соловья,

В другой-напевный дедовский курай.

Башкирия,

Моя земля и небо,

Моя любовь,

Мой соловьиный край.

Мне жаль того

Кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того,

Кому не пел курай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивный праздник на воде "Нептун в гостях у ребят"

спортивный праздник на воде для детей 4 -7 лет...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Ёжи в гостях у ребят».

Занятие в старшей группе  " Ежи в гостях  у ребят" интегрированное. В  первой части занятия дети  вспоминают, уточняют, расширяют  свои знания о ежах (  повадках,  в...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Тётушка Тыква в гостях у ребят"

Целью данного занятия является формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью....

Ёжик в гостях у ребят .

сценарий праздника осени в младшей группе....

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"

Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме  дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...

Интегрированное занятие в I младшей группе "Петрушка в гостях у ребят"

Конспект занятия состоит из игр на развитие мелкой моторики, художественно-продуктивной деятельности (лепка из теста), сюрпризного момента. Цель: развитие речи детей посредством выполнения упражнений ...

Конспект занятия по аппликации «Солнышко в гостях у ребят» во второй младшей группе Название работы: «Солнышко в гостях у ребят».

Конспект занятия по аппликации «Солнышко в гостях у ребят» во второй младшей группеНазвание работы: «Солнышко в гостях у ребят»....