"Моему городу 60 лет"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 68»
Педагогический проект
«Моему городу 60 лет»
Автор проекта
воспитатель
Карамышева К.И.
2015
Актуальность:
«Много ли знаем мы о своем родном городе? Часто ли гуляем мы по улицам своего города? Видим ли мы красоту родного города?» - Эти вопросы я задала детям, на что я не смогла услышать четкого развернутого ответа. Из чего я сделала выводы об актуальности этой темы, ведь незнание своей принадлежности, незнание своего города, а от сюда и своей страны – это страшное упущение родителей и педагогов непосредственно контактирующих с детьми.
Беседуя с ними дальше, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях. Но они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями, их интерес побудил меня к написанию данного проекта.
Краткое описание проекта:
Вид проекта:
- По целевой установке:
Педагогический познавательно-исследовательский.
- По срокам реализации:
Средней продолжительности – октябрь-декабрь 2015 года.
Участники проекта: Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, сотрудники Библиотеки семейного чтения им. Михасенко, Музея истории БГС и города.
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма в процессе подготовке к празднованию дня города.
Задачи:
По отношению к педагогам:
- Создание системы социально - педагогического партнерства, основанного на связи детского сада с учреждениями ближайшего социума (библиотека, музей, школа) для формирования у детей представлений о родном городе;
- Создание условий для оформления детской исследовательской и творческой деятельности в рамках реализации плана мероприятий, посвященных празднованию Дня города;
- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
По отношению к детям:
- Формирование патриотических чувств, гордости за свой город, желание принимать активное участие в его жизни;
-приобщение к историческим и культурным ценностям родного города, воспитание любви и привязанности к родному краю.
- Включение детей в активную деятельность в процессе подготовке к празднованию дня города.
Достичь поставленные цели и реализовать задачи станет возможным благодаря следующим позициям:
- Создание значимой для детей проблемы, которая позволит включить детей в активную деятельность по подготовке к празднованию Дня города;
- Использование возможностей учреждений ближайшего социума: Музея БГС и Истории города, Библиотеки семейного чтения им. Михасенко, ДОУ № 15 (Музей Истории города), МБОУ СОШ № 20 (музей И.И. Наймушина);
- Поиск способов мотивации родителей к активному участию в реализации проекта;
- Анализ педагогических технологий и выбор наиболее эффективных с точки зрения формирования у детей позиции «исследователя»;
- Активное участие детей во всех этапах усвоения и творческой переработки информации;
- Совместная деятельность воспитателей, специалистов и родителей по оказанию помощи детям в оформлении продуктов исследовательской деятельности.
Основные направления реализации проекта:
- Создание избыточной образовательной среды для формирования у детей представлений о родном городе;
-Активное использование ресурсов учреждений социально - педагогического окружения;
- Вовлечение семьи в подготовку к празднованию Дня города через совместные проекты, конкурсы, творческие мероприятия;
- Оформление собранной детьми информации в различные продукты исследовательской и творческой деятельности: макеты, лэпбуки, коллажи и т.п.
- Проведение мероприятий для демонстрации детской познавательной и творческой активности, индивидуальных достижений воспитанников.
Этапы и механизмы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
октябрь - 2015 г.
Цель: Определение участников проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов.
Диагностический, исследовательский характер (наблюдение, беседы).
- Изучение материалов по родному краю, городу.
- «Рождение проблемы»
- Что мы знаем о родном городе?
- Что хотим о нем узнать?
- Кто нам может в этом помочь?
-Выявление представлений детей о родном городе
-Подбор и планирование мероприятий проекта с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
-Составление плана совместных мероприятий с учреждениями социально - культурного окружения
- Разработка положений о семейных конкурсах
2 этап - основной
октябрь - ноябрь 2015
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Направление деятельности:
Познавательное
Сбор информации о родном городе
Форма организации:
-Беседы с детьми (познавательные занятия);
-Выездная экскурсия музея БГС «Эти дни уже становятся легендой»;
-Экскурсии в библиотеку, знакомство с произведениями детских писателей и поэтов г. Братска;
-Чтение стихов и рассказов о Братске;
-Видео экскурс по материалам библиотеки «Путешествие по улицам Падуна»;
-Встреча с ветеранами БГС – первостроителями г. Братска в библиотеке «Как строился наш город»;
-Экскурсия в музей БГС - посещение выставки «Страницы истории Братскгэсстроя»;
-Посещение кинозала в музее БГС демонстрация уникальных документальных фильмов о г. Братске;
-Посещение музея им. Наймушина в МБОУ СОШ;
-Посещение музея в МБДОУ № 15
Направление деятельности -
практико-ориентированное
Демонстрация детской познавательной и творческой активности
-Образовательный квест «Научная экспедиция за экспонатами для музея ДОУ»;
-Открытие музея «Братску - 60 лет»;
-Конкурс чтецов «Люблю тебя мой город Братск»
-Выступление на открытии конкурса чтецов «Тебе наш город, посвящаем» в Музее БГС;
-Концерт для ветеранов - первостроителей Братска
-Участие в митинге у памятной доски Коньшакова, посвященном Дню рождения города;
-Спортивно - познавательное мероприятие «Братск спортивный».
Создание продуктов детской деятельности:
1. Фотовыставка «Братск - вчера и сегодня»;
2. Фотоколлажи «Прогулки по любимому городу;
3. Создание музея «Братску - 60»:
-Сбор и изготовление экспонатов для музея ДОУ;
-Создание сборника писателей и поэтов нашего города (для музея ДОУ);
- Изготовление творческих продуктов по мотивам произведений братских писателей;
- Оформление макетного уголка в ДОУ;
- Семейные странички «Кто строил мой город» (родственники участвовавшие в строительстве);
- Семейный конкурс поделок «Братский сувенир»
3 этап - заключительный
декабрь 2015
Подведение итогов проекта определение перспектив его развития
Дети:
Открытие музея города Братска в ДОУ, Презентация макетного уголка,
Музыкально-познавательное «Виртуальное путешествие в прошлое Братска»
Педагог - Представление проекта и результатов его реализации педагогическому сообществу:
- Форум «Образование Братска - 2015»
- Международная ярмарка социально - педагогических инноваций
- Освещение хода реализации проекта в сети
Интернет: на официальном сайте ДОУ, образовательном портале г.Братска, страничке библиотеки семейного чтения им. Михасенко «В контакте» http://vk.com/club34057013.
Сотрудничество со специалистами:
Музыкальный руководитель:
- Разучивание песен, частушек о Братске;
- Подбор музыкальных произведений для слушания;
- Праздничный концерт, посвященный дню города.
Инструктор по ФК:
- Разучивание и проведение подвижных игр, психоэтюдов;
- Проведение спортивных праздников и развлечений.
Воспитатели:
- Проведение и помощь в исследовательской деятельности;
- Проведение экскурсий в музей БГС;
- Походы в библиотеку;
- Изготовление макетов.
Руководитель по изобразительной деятельности:
- Создание творческих работ с детьми («Братск в будущем», «Открытка»);
- Помощь в оформлении выставок, музея и зала к празднику.
План мероприятий:
Дата | Название мероприятия | Участники | Ответственные | Место проведения |
19-23.102015 | Посещение выставки «Страницы истории Братскгэсстроя» | Старшие, подготовительные группы | Воспитатели, сотрудники музея | Музей истории БГС |
11.11 2015 | Посещение кинозала в музее – демонстрация уникальных документальных фильмов о г. Братске | Старшие, подготовительные группы | Воспитатели, сотрудники музея | Музей истории БГС |
18.112015 | Выездная экскурсия музея БГС «Эти дни уже становятся легендой» | Старшие, подготовительные группы | Воспитатели, сотрудники музея | Музыкальный зал ДОУ |
13.11. 2015 | Фотоколлаж «прогулки по городу» | Все группы | Воспитатели, Шаура Н.Ф. | В каждой группе |
24.11 2015 | Конкурс чтецов «Люблю тебя мой город Братск» | Старшие, подготовительные группы | Воспитатели, Карамышева К.И., старший воспитатель | Музыкальный зал ДОУ |
01.12 | Оформление музея ДОУ( с каждой группы по 1 экспонату) | Все возрастные группы | Воспитатели, Шаура Н.Ф., Карамышева К.И., старший воспитатель | Кабинет в III корпусе в ДОУ |
01.12 2015 | Странички в книгу «Кто строил мой город» (о родственниках, участвовавших в строительстве ) | Все возрастные группы | Воспитатели, Шаура Н.Ф. | Музей ДОУ |
01.122015 | Создание сборника произведений писателей и поэтов нашего города | 06 группа | Тимофеева И.В., Рудишина Е.В. | Музей ДОУ |
01.122015 | Семейный конкурс сувениров «Братску 60» | Все родители | Воспитатели, Шаура Н.Ф. | |
27.112015 | Оформление макетного уголка | Старшие, подготовительные группы | Воспитатели, Шаура Н.Ф. | Коридор III корпуса |
27.102015 | Образовательный квест «Научная экспедиция за экспонатами для мини - музея ДОУ» | Старшие, подготовительные группы | Воспитатели, Карамышева К.И., старший воспитатель | Старшие, подготовительные группы |
07.122015 11.00 | Видео экскурс от библиотеки «Путешествие по улицам Падуна» | Старшие, подготовительные группы | Каримова А.А., сотрудники библиотеки | ДОУ |
10.122015 11.00 | Встреча с ветеранами БГС – первостроителями г. Братска «Как строился наш город» | Подготовительные группы | Каримова А.А., сотрудники библиотеки | Библиотека им. Г. П. Михасенко |
01.122015 | Оформление уголков посвященных 60 - летию Братска, в том числе лепбуков на различную тематику о городе | Все группы | Все группы | Воспитатели |
09.12 2015 | Музыкально - спортивное развлечение «Братск спортивный» | Старшие подготовительные группы | Инстуктор по Ф/К | Физкультурный зал ДОУ |
11.12 2015 | Музыкально-познавательный квест «Виртуальное путешествие в прошлое Братска | Представители Всех групп Родители | Музыкальный руководитель | Музыкальный зал ДОУ |
Ресурсное обеспечение проекта
Материально - техническое:
Наличие в ДОУ технических информационных ресурсов:
- Ноутбуки и телевизоры для работы в группах;
- Оформленные центры патриотического воспитания;
- Детская художественная литература;
- Географические карты;
- Фотографии, иллюстрации, открытки.
Учебно - методическое:
Наличие в ДОУ авторского программно - методического комплекса по реализации регионального компонента ООП ДО ДОУ в части формируемой участниками образовательных отношений:
- Авторская программа «Город, в котором я живу»;
- Авторское методическое пособие «Мультимедиа для дошколят - Я и мой город»;
- Наличие в методическом центре комплекса методических пособий, методической копилки по современным педагогическим технологиям.
Оценка эффективности реализации проекта будет осуществляется по следующим показателям:
Дети:
- Представление детей о городе, о его значении на уровне страны;
- Проявление чувства гордости за стойкость и целеустремленность первостроителей города (которые возможно являются их родственниками);
- Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Педагог:
- Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме;
- Повышение уровня технологической культуры (овладение современными педагогическими технологиями);
- Рост профессиональной компетентности.
Возможные риски:
1. Низкий уровень участия родителей в реализации проекта;
2. Недостаточный уровень мотивации детей на активную самостоятельную деятельность;
3. Недостаток профессионального опыта у педагога в реализации технологий личностно - деятельностного взаимодействия с воспитанниками.
Минимизация рисков:
1. Разработать систему оценки рейтинга участия и стимулирования родителей в образовательном процессе ДОУ;
2. Определить тему творческих продуктов личностно значимых для детей;
3. Повышать уровень собственной технологической компетентности через самообразование и включение в работу Педагогических мастерских современных педагогических технологий МАУ «ЦРО» с целью изучения передового опыта педагогов ДОУ и города.
Дальнейшее развитие проекта:
- Проект вызовет у детей желание лучше узнать историю своего города, видеть свой город процветающим, бережно относится к его достопримечательностям, проявлять уважение к своей семье, родственникам, жителям города.
- Разработка и реализация проектов на основе сложившейся в ходе проекта системы взаимодействия с учреждениями социально - культурного окружений («Я поведу тебя в музей» - семейные экскурсии, «Дай мне чтения доброго» - семейные чтения в библиотеке).
Продукты / результаты проекта:
- Мини - музей истории города в ДОУ
- Макетный уголок «Ты помнишь, как всё начиналось?»
- Выставка семейного творчества по результатам конкурса «Братский сувенир»
- Уголки краеведения в группах
- Методическая продукция:
- Цикл образовательных проблемно - игровых ситуаций по ознакомлению детей с историей родного города;
- Пополнение методического пособия «Мультимедиа для дошколят - Я и мой город» новыми ЦОР (презентации, интерактивные игры);
- Сценарии праздничных мероприятий и развлечений;
- Сценарии мероприятий, проводимых совместно с учреждениями социума.
Приложения:
Конспекты занятий
Занятие №1
Тема: «Сибирь – родная, необъятная».
Цель: Углублять знания детей о Сибири, животном мире, природных богатствах. Стремиться к восприятию детьми целостного представления о родном крае. Сформировать активную позицию, неравнодушного созерцателя, а деятельного участника, жителя родного края. Воспитывать любовь к сибирской земле, уважать и восхищаться ее суровым и щедрым характером.
Методические приемы.
1.Рассматривание карты России, нахождение на ней Сибирских земель. Западная и Восточная Сибирь.
2.В Восточной Сибири все северной ее части находится наш Братск и Иркутская область. Рассматривание карты, нахождение рек, озер, гор, лесов. Вспомнить какие животные здесь обитают, люди каких национальностей здесь живут. Какие полезные ископаемые добывают и где их применяют.
Дидактическая игра « Кто, где живет»
3.В гости к детям приходит « мальчик - сибирячек» (кукла).
Меня зовут - Сибирячек, потому что я родился и живу в Сибири, и очень много о ней знаю, хочу с вами поделится своими знаниями.
4.Рассказ Сибирячка об освоении Сибири Ермаком,
5.Что называют - жемчужиной Сибири? Байкал еще называют «Светлое море», «Святая вода». Рассматривание открыток о Байкале.
6. Прослушивание грамзаписи «Славное море - Священный Байкал».
7. Сибирячек рассказывает детям легенду о Байкале и его дочери красавице Ангаре.
8. Физ. мин. « Как плещутся волны Байкала».
9. Просмотр фильма о Байкале, какие люди живут на Байкале, какой национальности.
10. Рисование Байкала.
Материал: 1.Карта России (физическая, и экономическая.)
2. Портрет Ермака .
3. Кукла «мальчик Сибирячек».
4. Текст «Легенда о Байкале»
5. Трафарет о. Байкал на каждого ребенка, гуашь, кисти. Фигурки животных Байкала, деревья.
Дидактическая игра « Кто где живет» ( набор животных сибирских лесов)
Занятие №2
Тема: «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОДНОГО ГОРОДА».
Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, воспитывать интерес к истории родного города.
Уточнить знания об истории названия улиц Хабарова, В.Синицы, Гидростроителей. Воспитывать интерес к истории родного города, страны.
Методические приемы:
1.Как называется наш город? Какой он? Что вы знаете о нем?
2.Братск - один из самых молодых городов России. Давайте посмотрим какой он? (выставляется стенд с фотографиями города).
3.Вы узнаете эти места? Расскажите о них? (рассказы детей).
4.Рассказ воспитателя об основании Братского острога в 1631 году казаками, 1954 году прибытие Ивана Наймушина, строительство ГЭС, образование моря, подвиг Василия Синицы.
5.Просмотр кадров из фильма «Строительство Братска».
6.Чтение стихов о Братске.
7.Нравится ли вам наш город? Чем города отличаются от деревни? Если бы вы стали мэром Братска, что бы вы изменили?
8.В Братске много улиц названных именами людей, которые прославили нашу родину, есть аэропорт, вокзал, театр, есть у Братска и свой герб. Что это такое-герб? Вот об этом сейчас я вам расскажу.
-Герб это знак. В старые времена гербы были у воинов, богатых семей, городов и стран. На гербе старались изобразить что-то очень важное для города, страны. Если на гербе изображали рыбу, значит, этот народ занимался рыболовством.
Все гербы имеют форму щита. Щит мог быть круглым , овальным, квадратным с закругленными углами .сейчас все города и страны имеют свои гербы. Герб нашего города появился в 1980 году 17января. Он разбит на три вертикальные полосы, левое поле красного цвета- символизирует молодой, растущий город. Правое зеленое - море тайги, основное богатство края, средняя синяя - гидроэнергетические ресурсы Ангары, а четыре волнистые белые полосы на ней подчеркивают стремительность воды этой могучей реки. Внизу в левом углу - промышленность, (алюминий и целлюлоза), а справа изображена реликвия города - башня Братского острога 1654 года. В середине стилизованное колесо гидротурбины в ореоле солнца - символ не иссекаемой энергии.
Вот как много можно узнать, посмотрев внимательно на герб.
9.Д/игра «Путешествие по городу» с использованием фотографии старого города, карты города, фишек - символов интересных мест города.
10. Чтение стихотворения «Прощание с Братском»
Занятие №3
Тема: «Я – братчанин и этим горжусь»
Цель: Закрепить знание детей об истории родного города, о его улицах, музеях памятниках. Уточнить, на сколько дети различают здания по их функциональной принадлежности. Узнать отношение детей к городу. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Методические приемы: Ангара, аэродром
Проплывают под крылом
Хороша от А до Я
Это Родина моя.
• Как называется страна, в которой мы живем? Какие города вы знаете в нашей стране? Как называют людей, которые живут в этих городах?
• Дидактическая игра: «Определи где я живу» если я москвич то живу в …..(Москве); Если я иркутянин то живу в…..(Иркутске); Если я ангарчанин то живу ….. и если я братчанин,то живу в ….(Братске)
• Как вы думаете, чем отличаются города от деревень?
• К нам в гости приехали путешественники, они из разных городов, хотели бы осмотреть наш город, вы готовы проводить их и показать город?
• Сюжетно - ролевая игра «Путешествие по городу» (карта Братска, билеты на автобус, экскурсовод, расположенные в разных местах виды Братска).
• Дети по очереди рассказывают о городе, воспитатель дополняет, помогает и первый дает образец рассказа.
• Делая остановки у разных достопримечательных мест дети рассказывают о нем, у памятника Наймушину, у памятника Погодаеву возлагают цветы, возле театра читают стихи, проходя по аллее славы вспоминают героев ВОВ, их подвиги и т.д.)
• Путешественники останавливаются в кафе «Пицца» (угощают гостей и дарят им книгу о Братске)
Материал: 1.Атрибуты к с/р игре «Автобус».
2.Иллюстрации о городе.
3. Карта города.
4.Материал для сюжетно-ролевой игры «Кафе».
Занятие №4
Тема: «Культурные центры Падунского района г. Братска»
Цель: Уточнить знания детей о местах отдыха в городе. Дать знания о том, что такое музей, познакомить с историей образования музея БГС в п. Падун, осмотреть его выставочные залы. Закрепить знания о детской библиотеке в нашем районе, вспомнить правила поведения в общественных местах.
Воспитывать интерес к родному городу.
Методы:
1.Дидактическая игра «Куда я пойду в выходной день»
Детям раздаются открытки с видами, куда бы они хотели пойти с родителями отдохнуть, что-то посмотреть. Дети составляют краткий рассказ.
Мы там были …..видели……мне там понравились, потому что…….
2.Вопросы к детям
• Какой музей есть у нас в Падуне?
• Кто там был? Что видели?
• Что такое музей? Для чего люди создали музей?
3.Ответы детей.
4.Воспитатель делает сообщение: вы не смогли ответить мне на вопрос - зачем нужны музеи людям? А хотите узнать? Тогда давайте отправимся в наш музей БГС, чтобы задать его работникам этот вопрос.
5.Экскурсия в музей (по дороге дети называют места, где бывали с родителями - школа, библиотека, школа ремесел).
6.Перед входом в здание музея дети отмечают внешний вид здания его отличие от других, вспоминают правило поведения в музее.
7.Экскурсия по залам музея
- Братск острожный
- Палаточный Братск- Иван Наймушин.
8.На обратном пути дети входят в библиотеку осматривают выставку книг о Братске, берут художественную литературу Братских писателей для чтения.
Материал: 1. дидактическая игра.
2.Открытки с видами культурных центров Братска.
3.Карта Падунского района
4.Макет улицы Гидростроителей
Занятие №5
Тема: «История возникновения родного города»
Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, воспитывать интерес к истории родного города.
Уточнить знания об истории названия улиц Хабарова, В.Синицы, Гидростроителей. Воспитывать интерес к истории родного города, страны.
Методические приемы:
- Как называется наш город? Какой он? Что вы знаете о нем?
- Братск – один из самых молодых городов России. Давайте посмотрим какой он? (выставляет стенд с фотографиями города).
- Вы узнаете эти места? Расскажите о них?(рассказы детей).
- Рассказ воспитателя об основании Братского острога в 1631 году казаками, 1954 году прибытие Ивана Наймушина, строительство ГЭС, образование моря, подвиг Василия Синицы.
- Чтение стихов о Братске.
- Нравится ли вам наш город? Чем города отличаются от деревни? Если бы вы стали мэром города, что бы вы изменили?
- В Братске много улиц названных именами людей, которые прославили нашу родину, есть аэропорт, вокзал, театр, есть у Братска и герб. Что это такое – герб? Вот об этом я и расскажу.
Герб – это знак. В старые времена гербы были у воинов, богатых семей, городов и стран. На гербе старались изобразить что – то очень важное для города или страны. Если на гербе изображали рыбу, значит этот народ занимался рыболовством.
Все гербы имеют форму щита. Щит мог быть круглым, овальным, квадратными с закругленными углами. Сейчас все города и страны имеют свои гербы. Герб нашего города появился 1980 году 17 января. Он разбит на три вертикальные полосы, левое поле красного цвета – символизирует молодой растущий город. Правое зеленое – море тайги, основное богатство края, средняя синяя – гидроэнергетические ресурсы Ангары,а четыре волнистые белые полосы на ней подчеркивают стремительность воды этой могучей реки. Внизу в левом углу – промышленность,(алюминий и целлюлоза), а справа изображена реликвия города – башня Братского острога 1654 года. В середине стилизованное колесо гидротурбины в ореоле солнца – символ не иссекаемой энергии.
Вот как можно узнать, посмотрев внимательно на герб.
- Чтение стихотворения «Прощание с Братском»
Я в таёжном смолистом краю
Встретил лучшую песню свою.
До сих пор я тебя, мой палаточный Братск,
Самой первой любовью люблю.
Так уж вышло, что наша мечта
На плакат из палаток взята,
С нас почти исторический пишут портрет,
Только это, друзья, суета,
Это все суета,
Ведь не вся еще жизнь прожита… Вариант:
И почти историческим стал наш портрет,
Заблестят на груди ордена,
Заблестит на висках седина,
И пошлют на далёкие стройки других,
Только в этом не наша вина.
Будем мудро и правильно жить,
Будем верно и нежно любить…
Нам еще говорят, что вся жизнь впереди, —
Только юность нельзя повторить.
Только вновь не пройти
В этой жизни начало пути.
Я еще допою, допою
Комсомольскую песню свою, —
Только кто мне придумает новый Тайшет,
Кто другую найдет Ангару?
Конспект сюжетно – ролевой игры
Тема: «Путешествие по городу»
Цель: закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях (улицах, музеях, памятниках). Уточнить представления о различии зданий по их функциональной принадлежности. Продолжать ориентировать по карте города
Формировать умение входить в соответствии с ним в игровой образ и выполнять ролевые действия, выступать в ролевые диалоги.
Воспитывать любовь и интерес к родному городу.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Автобус», «Кафе». Карта города с маршрутом и номерами остановок. Открытки с видами города. Фишки, изображающие деньги и билеты.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, к нам в гости приехали дети из других городов (воспитанники речевой группы). Хотите познакомиться с ними, узнать, откуда они? Ребята скажут нам кто они, а мы постараемся догадаться из какого они города.
Дети по очереди представляются:
Р: - Меня зовут Кирилл. Я москвич.
В: - Кирилл - москвич, значит, в каком городе он живет? (В Москве).
Р: - Меня зовут Саша, Я иркутянин.
В: - Из какого города приехал к нам Саша. (Из Иркутска).
В: - Теперь давайте мы скажем Саше и Кириллу, как назовут. А что бы они скорее запомнили наши имена, сделаем это через игру «Имя – образ».
(Дети стоят в круге, каждый по очереди называет свое имя и изображает соответствующий ему образ, н-р «Маришка – мышка»).
В: - Ребята не просто так приехали к нам в город. Они хотят познакомиться с его достопримечательностями и узнать где они находятся. Как мы можем помочь им? (Выслушивает ответы детей). А я предлагаю вам, отправится на экскурсию. Как вы думаете, на чем можно добраться в родные части нашего города? (Обсуждаются ответы: пешком, на троллейбусе, на машине.)
В: - Почему на автобусе удобнее всего? (пешком не сможем, части города находятся очень далеко друг от друга, троллейбус ходит только в городе, а в машине мы все не вместимся).
В: - Что нам понадобиться для экскурсии?
Д: - Карта Братска, автобус, водитель, кондуктор, экскурсовод.
В: - Кто у нас сможет быть водителем? Он должен хорошо знать город и ориентироваться по карте. Кто у нас делает это лучше всех? А кондуктор должен хорошо уметь считать, что бы не ошибиться, продавая билеты.
(Дети обсуждают и выбирают тех, кто, по их мнению, лучше справиться с этим ролями).
В: - Ребята, экскурсия нам предстоит длительная. В пути мы проголодаемся. Надо где-то остановится перекусить, отдохнуть. Где мы сможем это сделать?
(Выслушиваем ответы детей, предлагает остановиться на варианте кафе «Пицца»).
В: - Кто нам нужен для работы в кафе? (повар, бармен, официант).
Дети выбирают желающих на эти роли.
В: - работники «кафе» остаются готовить обед, а мы с вами отправимся на экскурсию. Водитель вы проверили готовность автобуса? Хватит ли нам бензина? Все ли отремонтировано? Кондуктор, у вас билетов хватит для всех? Мы можем занимать места в автобусе? Сколько стоит билет? Пять рублей? Приготовьте все по пять рублей.
(Кондуктор обелечивает пассажиров).
В: - Ребята, мы с вами забыли выбрать экскурсовода. Что же делать? (Выслушивает ответы детей). Я предлагаю, что бы экскурсоводами были вы сами. Вы же хорошо знаете город и его достопримечательности.
(Воспитатель раздает каждому ребенку по одной открытке с изображением какой-либо достопримечательности города.)
В: - Водитель, посмотрите по карте, с какой части города мы начнем экскурсии? (с центра). Что бы не было скучно, пока едем, давайте споем гостям песню о нашем городе.
Водитель объявляет остановки.
- Мемориал Славы. Тот, у кого такая открытка показывает её всем и рассказывает, что на ней изображено. (образец дает воспитатель: Мемориал Славы находится в центральной части города. Он возведен в память о погибших в Великой Отечественной войне.).
Следующие остановки:
- Дворец Творчества «Братск – АРТ»;
- Здание городской администрации;
- Драматический театр;
- Гостиница «Тайга» («Братск»);
- Центральный рынок;
- БЛПК;
- БРАЗ;
- Дворец искусства «Энергетик»;
- Памятник Наймушину;
- Братская ГЭС.
В: - Какая замечательная получилась у нас экскурсия. А вам, гости наши дорогие, понравилось? Вы теперь хорошо знаете наш город? Надеемся, что когда вернетесь домой, расскажите о нем своим друзьям. А что бы вы ничего не забыли, мы подарим вам открытки о нашем городе. А теперь идем обедать в наше кафе «Пицца». Я уже слышу, какие вкусные запахи оттуда доносятся.
Игра продолжается «В кафе» дети развивают сюжет сами.
Братские частушки
Иркутяне областные
Сильно удивляются:
И откуда у братчан
Частушки появляются?
************
Предприятия и город
Как грибы у нас растут –
Электрические реки
По тайге теперь текут.
************
Наш Зеленый городок
Был построен точно в срок
Брезентовые, зеленые
Палаточки в рядок
**********
Самолет летит по небу
Крылышками машет.
А братчанин на фазенде
Всю неделю пашет.
************
Уничтожили тайгу,
Все деревья разом!
Теперь дышим мы вовсю
Меркаптаном газом!
***************
Мы гордимся ЛПК –
Сколько там заводов!
Жаль, что не совсем ещё
Очищают воду.
ГИМН БРАТСКУ
Горят над Братском светлые зарницы,
Встает над ним счастливая звезда,
Мы городом своим всегда гордимся,
Он честь и слава/ 2 раза
Мы городом своим всегда гордимся,
Он честь и слава труда.
Ну-ка все кому он мил и дорог,
Споем вместе песню веселей
Сегодня наш родной сибирский город
Ждет поздравлений/2 раза
Сегодня наш родной сибирский город
Ждет поздравления друзей
Пусть год от года будет город краше,
Ему расти и вширь и в высоту,
Мы в Братске строим будущее наше
В жизнь, воплощая/ 2 раза
Мы в Братске строим будущее наше
В жизнь, воплощая мечту.
Ну-ка все кому он мил и дорог,
Споем вместе песню веселей
Сегодня наш родной сибирский город
Ждет поздравлений /2 раза
Сегодня наш родной сибирский город
Ждет поздравления друзей
Дидактические игры
Д/и «О нашем городе мы свой ведем рассказ»
Цель: учить детей составлять подробные и интересные рассказы, о достопримечательности родного города. Воспитывать любовь к родному краю, желание лучше узнать его.
Ход: Мы вместе напишем письмо нашим друзьям в другой детский сад г. Москвы и расскажем о нашем городе. Я буду записывать, а вы рассказывать.
«Здравствуйте, наши дорогие далекие друзья! Мы много читали о вашем городе. Сегодня мы расскажем вам о нашем родном городе. Наш город находится… Наш детский сад находится на улице… Напротив расположен… ещё у нас есть в Падунском районе…».
Дети по открыткам составляют рассказы.
Д/и «Мой город»
Цель: знакомить детей с культурными и административными зданиями и центрами города. Уточнить знания детей об улице Гидростроителей.
Ход:
1-в: «Рыбалка». Дети удочкой достают конверт и отвечают на задание в конверте, затем составляют слово, соответствующее названию реки, на которой построили Братск.
2-в: перед детьми карта районов Братска. Дети вылавливают конверт с иллюстрациями памятных мест Братска, рассказывают об этом месте и кладут, в тот район Братска, где он находится.
Д/и «Что сначала, что потом»
Цель: Расширить и закрепить представление детей об истории родного города. Учить выстраивать логическую цепочку, располагая по порядку (во времени) события, происходящие в городе.
Материал: иллюстрации или фото с изображением Братского острога, старого Братска, перекрытия Ангары. Братской ГЭС, заводов, новых улиц города.
Ход:
1-в: Воспитатель предлагает детям разложить иллюстрации по порядку: что было сначала (Братский острог и т.п.) и что потом.
2-в: Воспитатель сам раскладывает иллюстрации, намеренно допуская ошибку. Затем предлагает детям найти ошибку и исправить её.
Д/и «Где эта улица, где этот дом»
Цель: Учить ориентировать в ближайшем окружение. Формировать у меня понимать план-схему и выполнять задания на ориентировку по ней.
Материал: план-схема п. Падун (улицы, близлежащие к детскому саду).
Ход:
1-в: Воспитатель предлагает отметить фишкой какое-либо место на плане (Положи фишку на «магазин»).
2-в: Угадай, что я загадала. Воспитатель отмечает фишкой какой – либо объект на плане, а дети называют его.
3-в: «Украсим улицу цветами». Воспитатель предлагает «Посади цветы у музея» (больницы, школы и т.д.).
Д/и «Составь маршрут»
Цель: Учить детей ориентироваться по плану-схеме в ближайшем к Доу окружении. Формировать умение «прокладывать» маршрут на карте.
1-в: «Помоги Незнайке». Незнайка приехал в гости к нам в город, но не знает, как найти магазин (где у нас находится аптека и т.п.) помоги ему найти дорогу.
2-в: Нарисуй свой путь от дома до детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия по моему городу.
образовательная деятельность в форме сюжетно-ролевой игры....
Достопримечательности моего города.ЦИРК.
Знакомить детей с достопримечательностями города....
План – конспект экскурсии в историко – краеведческий музей г. Полесска «Мой город». Старший дошкольный возраст. Разработан воспитателем 1 квалификационной категории Кокориной Н.С. МБДОУ д/с №1 «Родничок». Г. Полесск, 2014 г. Тема: «История моего города».
Экскурсии по родному городу дают возможность приобщить детей к истории, культуре и традициям малой Родины....
История моего города, изготовление коллажа "Мой любимый город"
Кропо́ткин — город в Краснодарском крае России. Административный центр Кавказского района. Образует Кропоткинское городское поселение. Современный Кропоткин – активно развивающийся...
Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"
Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...
Конкурс рисунков "Питомцы в моем городе". Департамент образования и науки г.Москвы. Восточный административный округ. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Центр творчества имени А.В.Косарева"
Работа Балахонской Марии "Заботливая Маша" приняла участие в конкурсе рисунков, организатором корого являлся Департамент образования и науки г. Москвы, восточный административный...
Информационно-творческий, семейно-групповой проект «Моя семья в истории моего города, моей страны» (средняя группа)
На протяжении всего проекта дети погружаются в пространство, где открывают для себя, умения осознать себя членом семьи, ощутить любовь к родному краю и государству в котором они живут....