Картотека калмыцких подвижных игр
картотека на тему

Банкаева Виктория Анатольевна

Картотека игр составлена из методической брошюры «Калмыцкие народные подвижные игры в детском саду» Хургуновой О.Г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalm_podv_igry.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Собери альчики» (2 мл. гр.)

  1. Воспитатель приносит альчики, рассыпает их по полу и предлагает детям собрать и принести их ему. Поощряет тех, кто принес несколько штук.
  2. Если альчики окрашены в основные цвета, можно предложить их собрать в ведерко соответствующего цвета.
  3. В старших группах это упражнение можно провести как соревнование между двумя игроками. Кто быстрее соберет альчики. Количество игроков можно увеличить, увеличив и количество альчиков.

«Целься вернее». (2 мл. гр.)

Дети становятся в круг. Каждый ребенок держит в руке альчик. В центре круга стоит ящик (в мл. группе расстояние до ящика не более 1,5-2м.). по сигналу воспитателя дети бросают альчики в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребенок не попал в цель, он поднимает альчик с пола и тоже встает в круг. Одновременно можно привлечь к игре 8-10 человек.

«Извилистой дорогой» (2 мл., ср. гр.)

1.        Для игры необходимы 15 альчиков, которые расставляют по прямой линии по 3 альчика один за другим в 80 см. друг от друга. Таким образом, получается как бы 5 башенок из альчиков. В двух шагах от первой башенки становится игрок, которому завязывают глаза. Он должен пройти в другой конец линии, поочередно огибая каждое препятствие. Поваливший хотя бы одну башенку, считается не выполнившим задание.

2.        Можно сделать меньшее количество башенок (3-4).

3.        Для младших групп можно провести игру, не завязывая глаза.

«Пальцами ног» (2 мл., ср. гр.)

В этой игре участвуют двое детей, оба босиком. Они сидят недалеко друг от друга на стульях так, чтобы стулья касались пола. Около каждого играющего на полу около ног стоят неглубокие тарелки. Около каждой тарелки лежат горкой  по 5 альчиков. Участники игры пальцами правой ноги должны перенести альчики, лежащие около правой ноги, в тарелку у левой ноги и наоборот. При этом нельзя приподнимать, наклонять и двигать с места корпус тела, разрешается двигать только ноги.

«Не ошибись» (2 мл., ср. гр.)

На столе лежат мелкие предметы (грибочки, игрушки и среди них альчики). Игроку, стоящему перед столом, завязываются глаза. Цель игры – собрать альчики в мешок, не путая их с другими предметами. Поощряются те, кто ни разу не ошибся.

«Заяц» (2 мл., ср. гр.)

Дети стоят полукругом. Воспитатель считает:

Зайчик, зайчик, это ты

Ускакал из Элисты?

Ускакал из Элисты,

Доскакал до Башанты?

Доскакал до Башанты,

Съел капусту и в кусты?

Ты или не ты?

Ребята располагаются вкруг выбранного по считалке водящего, водящий напевает, приплясывает, показывает жестами, как заяц прыгает, садится на задние лапки, умывается и т.д. Ребята подражают ему. Кто подражает лучше всех, того водящий выбирает на свое место.

«Собери по одному» (ср. гр.)

Три – четыре игрока становятся у стартовой черты. Перед каждым тарелка. Против каждого игрока ставят по 7 альчиков. Первый на расстоянии 1 м. от стартовой черты, 2-й – 2 м. и т.д. с интервалом 1 метр. По сигналу игроки бегут, берут первый альчик, возвращаются и кладут его в тарелку, затем бегут за вторым и т.д. Побеждает тот, кто первым соберет все свои альчики в тарелку.

«Ловкий наездник» (ср. гр.)

Дети садятся в круг. За кругом ведущий верхом на «коне» с плеткой. Он ходит по кругу и бросает плетку сзади кого-нибудь. Игрок, сзади которого лежит кнут, встает и догоняет первого тоже верхом на «коне». Первый старается занять место того, кто бежит за ним. Игра повторяется.

«Прятки» (ср. гр.)

Играющие заранее оговаривают, где можно прятаться. Образуется две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. Затем игроки меняются ролями.

Можно оговорить время в течении которого следует найти всех игроков.

«Я – страшный жук» («Би – цогт хогт») (ср. гр.)

На одной стороне площадки чертится линия, за нею дома детей. остальное пространство – степь. В степи очерчивается место жука.

Дети идут в степь собирать кизяк (имитация с наклонами), расходятся врассыпную по всей площадке. Вдруг выбегает «страшный жук», летит, произнося слова:

Я – страшный жук, у меня длинный ус,

У меня большой нож, бойтесь меня!

Дети убегают от жука в свои дома за линию. Тех, кого он успеет поймать, жук слегка щекочет.

«Передача альчиков» (ср. гр.)

Игра развивает мышцы кисти рук и пальцев. Дети сидят на стульчиках кружком. Воспитатель дает двум рядом сидящим детям по альчику и предлагает передавать их (один вправо, другой влево). Когда альчики встретятся, дети ударяют их друг о друга  со словом «стукнулись», затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны. Прибежав к своим стульчикам, дети говорят «встретились», и отдают альчики воспитателю. Он передает их другой паре детей и игра повторяется.

«Альчики» (ст. гр.)

Каждый из участников игры ставит условленное количество альчиков в стоячем положении в один ряд так, чтобы образовалась линия длиной 1 метр и более. Игроки отходят (до 3-5 м.) и оттуда бросают биты с таким расчетом, чтобы выбить альчик на расстоянии 1 шага (три стопы). Это примерно 30-50 см. тот, кто выбил 3 альчика подряд, считается выигравшим и забирает либо все альчики, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить. Биту бросают поочередно. Если игрок не попадает, ход переходит к следующему игроку.

«Альчики» 2 вариант. (ст. гр.)

На ровном утрамбованном месте чертят круг. В центре круга ставят на кон рядами альчики, каждый играющий – по одной или две штуки, как договорятся. Отойдя от круга на 5-10 шагов, играющие по очереди битой бьют по альчикам. У каждого по 2 биты. Тот, кто выбьет из круга 2-3 альчика, имеет право продолжить игру дальше и может с места падения биты выбить из круга все остальные бабки и выиграть весь кон.

«Скачки альчиков» (ст. гр.)

В этой игре участвуют 3-4 человека. На ровном месте чертится небольшой круг, делят его на равные отрезки (версты). Каждый играющий ставит вне круга один альчик (кони перед скачками становятся рядом). Один из играющих берет у каждого участника по 2-3 альчика, перемешивает их между ладонями и бросает на землю. У игрока, альчик которого, упав, принял вертикальное положение, «конь» передвигается на 1 «версту», если 2 – на 2 «версты» и т.д. Выигрывает тот, чей «конь» первым объехал круг.

«Алц» (ст. гр.)

 4 альчика ставят в ряд в положении «та». Пятый альчик игрок подбрасывает вверх. И пока он летит, нужно успеть перевернуть один из четырех лежащих альчиков в положение «алц». Если успеешь поймать падающий альчик, ход остается у тебя. И так, пока не перевернешь все четыре альчика. Если при игре игрок не успеет поймать альчик, или уронит его, или заденет один из лежащих альчиков – он теряет ход.

«Игра для метких» (ст. гр.)

Участвуют в ней двое. Один из них берет 6 альчиков, перемешивает их в ладонях и бросает на пол. Если они, падая, принимают такое положение, когда, например, 2 из них ложатся на левую сторону, 2- на правую, 2 – вертикально, то игрок одною из бабок бьет другую, принявшую такое же положение. Главное при этом – не задевать остальные. Как только заденет – игру начинает другой играющий. Хороший игрок, «Стреляя» попарно одинаковыми и не задевая прочие альчики, выигрывает весь кон. Если остаются 2 бабки в различных положениях, игрок бросает на пол третью. Если при броске все бабки принимают одинаковое положение, то не «стреляя», выигрывает бросающий.

«Кружиться вокруг колышка» (ст. гр.)

В землю вбивается колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке, одновременно пытаясь достать левой рукой правое ухо из под правой руки. Игра требует большой ловкости гибкости. Выдержавшие 5-6 кругов считаются победителями.

 «Загони овец в кошару» (ст. гр.)

Играют двое детей, в руке каждого герлыга (гимн. палка). Перед каждым по 5-7 «овец» (мячи или надувные шары). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» (обруч),  лежащий на расстоянии 3-4-5 м. от игроков. Кто загонит быстрее своих «овец», тот и победит.

«Забрасывание белого мяча» (ст. гр.)

Играющие делятся на две группы. От каждой группы назначается один ведущий. Ведущие устанавливают место, откуда будут бросать белый мяч, в какую сторону и кто будет бросать первым. На выбранном месте вбивают в землю палку и вешают на нее шапку. Играющие группы выстраиваются по обе стороны вешка. Один из ведущих бросает в намеченную сторону белый мяч. Услышав звук падения все играющие ищут его. Тот, кто нашел мяч, должен донести его до вешки. Играющие другой группы пытаются догнать и отнять мяч. Если несущего мяч поймали, он может передать его своим, чтобы кто-нибудь из них донес мяч до вешки. Выигрывает та группа, которая наибольшее количество раз доносила мяч до вешки.

Игра – соревнование «Борьба» (ст. гр.)

Двое мальчиков становятся лицом друг к другу в начерченном кругу, кладут друг другу руки на плечи, упираются ногами в землю и пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Кто вытолкнет соперника из круга, удержавшись в кругу сам -  тот и победитель.

«Серебряный пояс»  (ст. гр.)

Дети садятся на траву  или пол по кругу так, чтобы им было легко подняться. Жеребьевкой определяется тот, кто должен начать игру. Водящий, взяв серебряный пояс, ходит по кругу за спинами сидящих. Затем незаметно кладет этот пояс за кем-либо из сидящих и бежит по кругу. Тот за чьей спиной оставлен пояс, мгновенно вскакивает и пытается догнать и дотронуться до ведущего этим поясом. Если за три круга он не сможет этого сделать, он начинает вести игру, а убегающий занимает его место в кругу.

«Нападение» («Хорма хотон») (ст. гр.)

Играющие становятся друг за другом, крепко держась за пояс впереди стоящего. Во главе колонны стоит самый крепкий ребенок – защитник. Нападающий атакует колонну и старается оторвать детей в одиночку или группами и так победить. Ведущий старается не дать разрушить цепочку и не допустить его ни с какой стороны. Если нападающий побеждал, то они менялись с защитником местами.

«Скользящая цель» (ст. гр.)

В 2,5-3 метрах от прочерченной на полу линии напротив каждого игрока ставят стулья с гладкой поверхностью. У каждого игрока по 5 мешочков с песком (100-150 гр.). Задача игрока – бросить мешочек на стоящий перед ним стул так, чтобы он не соскользнул с поверхности. У кого останется на поверхности табурета большее количество мешочков, тот и выиграл.

«Игра в лунки» (ст. гр.)

Участвуют в игре 6-8 человек. Игроки становились в круг. У каждого в руках палка, конец которой упирается в специальной лунке. В середине круга находится лунка большого размера. Ведущий должен попасть биткой (деревянный мяч) в большую лунку. Каждый из стоящих вокруг защищал ее и отбивал битку подальше. В то же время он старался не дать возможности ведущему захватить свою лунку. Если ведущему удавалось концом своей палки попасть в освободившуюся на мгновенье чью-то лунку, то он занимал место хозяина лунки, а тот становился ведущим. Когда ведущий все же загонял битку в центральную лунку, то все играющие перемещались по часовой стрелке, ставя свои палки в следующую лунку. В это время ведущий старался  занять одну из лунок. Если это не удавалось – оставался ведущим.

 «Кто быстрей» (ст. гр.)

Две команды с одинаковым количеством играющих стоят перед стульями, на которых лежит национальная одежда. По сигналу ведущего игроки бегут к стульям, садятся, надевают шаровары, затем ко вторым стульям – надевают бешмет, к третьим стульям – садятся и надевают обувь, затем бегут к последнему  стулу и надевают головной убор – калмыцкую шапку. После этого каждый должен также по порядку раздеться и разложить все на стульях. Эстафету продолжают следующие из команд. Побеждают те, кто быстрее это сделает.

«Козел» (ст. гр.)

При звуке домбры танцует ведущий – козел. Сам танец – смесь скачков, забавных телодвижений. Игра состоит в том, что танцующий «бодает» в спину или грудь присутствующих, чтобы избавиться от ударов, дети откупаются фантами. Набрав несколько фантов, козел выбирает 2 ребенка, один из которых берет фант, другой отвернувшись называет, чем откупиться хозяину.

«Охотник с герлыгой» (ст. гр.)

Для этой игры нужна герлыга (или гладкая палка длиной 2 м.). Участники игры 6 или более, становятся вне начерченного на земле круга (диаметр – 2,5м.). Дети, участвующие в игре, берут себе названия диких или домашних животных. В центре круга становится «охотник», опираясь на герлыгу. Затем он ставит герлыгу (палку) одним концом на землю и выкрикивает название любого из названных животных, а сам стремительно выбегает из круга. Названное «животное» должно успеть вскочить в круг и схватить палку до ее падения (пока не коснулась другим верхним концом земли). Если успеет, то становится назад на свое место, если нет, становится «охотником». Играющие не должны мешать друг другу. Выигрывает тот, кто ни разу не исполнит роль «охотника». В первый раз водящего выбирают с помощью считалки.

Примечание: можно присваивать имена не только животных, но и цветов, деревьев, предметов.

«Зайцы, берите капусту» («Туулас, хавстан бəртн») (ст. гр.)

Дети садятся в кругу по – калмыцки со скрещенными ногами. В центре круга воспитатель, он держит в руках мешочек или ведерко с альчиками. Воспитатель говорит: «Зайцы, берите капусту» и одновременно высыпает альчики на пол. Дети стараются быстро собрать альчики. Кто не смог захватить ни одного – выбывает из игры. Тот, кто собрал больше всех – победитель.

«Кто самый меткий» (ст. гр.)

На земле кладут альчик в положении «та» или «алц». В обе стороны от него на расстоянии 5 м. с интервалом в 1 м. отмечают отрезки. Двое участников игры становятся лицом друг к другу, каждый у крайней отметины. У каждого есть бита (альчик с залитым внутрь свинцом). Вращая, игрок бросает биту, стараясь попасть в альчик. Если попадает, то альчик передвигается ближе на метр. Если это повторяется несколько раз, то приблизившийся альчик игрок забирает себе. Для продолжения игры ставят следующий альчик. Если же игрок не попадает в цель, ход переходит к следующему игроку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Калмыцкие подвижные игры как одна из форм развития и укрепления здоровья ребенка-дошкольника»

Данная презентация является перспективным планом калмыцких подвижных игр. Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Особое знчение имеют нвродные подвижные игры, формир...

картотека калмыцких национальных игр

картотека калмыцких подвижных игр...

картотека калмыцких национальных игр на русском языке

картотека калмыцких национальных игр на русском языке...

"Гости из будущего". Развлечение для детей старших групп с использованием калмыцких подвижных игр.

Мероприятие приобщает детей к народным традициям ,  к народному творчеству, развивает воображение, смекалку, ловкость, быстроту, выносливость....

Картотека "Калмыцкие народные сказки для детей дошкольного возраста"

laquo;Калмыцкие сказки – это драгоценное наследие оставленное нам далёкими предками, сказки переходят из рук в руки , идут из сердца к сердцу, помогая нам стать добрыми и смелыми надёжными и бе...

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрасте Подвижные игры малой подвижности «Снежная королева»

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрастеПодвижные игры малой подвижности«Снежная королева»Цель: формирование умения напрягать и расслаблятьпоочередно мышцы всего тела, ...