Проект "Наш "маленький Петербург"
проект на тему
Проект подготовлен к празднованию семидесятилетия города Октябрьский Республика Башкортостан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pro_oktyabrskiy.docx | 124.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №37 «Веснянка» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Проект на тему:
" Наш «маленький Петербург»"
Подготовила: воспитатель
Саитгареева С.Ш.
Октябрьский, 2016 год
Актуальность темы
Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема: родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта: расширить знания детей среднего дошкольного возраста о родном городе Октябрьском.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей возникновения города, его достопримечательностями;
- выявить сходство города Октябрьский и города Санкт-Петербург;
- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- воспитывать интерес к истории родного города, чувство гордости, ответственности и патриотизма к своей малой Родине.
Методы:
Словесные: объяснение, рассказ, чтение, беседа.
Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
Практические: моделирование, проблемные ситуации.
Практическая значимость: данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений; проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Участники проекта: дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 г.- май 2016 г.
Результат проекта: игра – путешествие: «Город мой любимый».
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
детей средней группы на 2015-2016 год
Сроки реализации | Организованно -образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность в развивающей среде |
Октябрь | Познание: «Октябрьский – моя малая Родина» - вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу. | Рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города.
| Конструирование:«Дома в нашем городе», «Мой город», «Город будущего». |
Ноябрь | Рисование: «Безопасность на улицах города» - закрепить у детей понятие безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил безопасности, закреплять умение детей рисовать красками, не выходя за границы, воспитывать у дошкольников любовь к городу, в котором они живут, гордость за него. | Дидактические игры: «Какой наш город?», «О моем городе», «Мой адрес», «Экскурсия по городу», «На что это похоже?». | Строительные игры: «Город моей мечты», «Здания города». |
Декабрь | Рисование «Герб нашего города» - закреплять знания о гербе г. Октябрьский; совершенствовать навыки рисования акварельными красками; воспитывать любовь к родному городу. | Беседы: «Мой город - моя малая Родина»; «Символы нашего города»; «Улицы нашего города». | Словесно-дидактическая игра «Кто, что делает?» |
Январь | Лепка: "Октябрьский – «маленький Петербург» - совершенствовать умение лепить из соленого теста, учить использовать разные способы лепки (налип, углубленный рельеф) в работе с соленым тестом, развивать мелкую моторику рук, воображение, самостоятельность. | Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой город» «Моя улица» «Дом, в котором я живу».
| Словесные игры: «Назови ласково», «Слушай и показывай», «Скажи наоборот» «Угадай по описанию». |
Февраль | Аппликация: «Ночной город» - развивать умение отражать в аппликации свои знания и представления о зданиях, развивать композиционное мышление. | Обсуждение ситуаций: «Если бы не было названия улиц?», «Если бы на домах не было адреса?». | Д/игры: «Закончи предложение»; «Что лишнее?»; «Кому, что нужно?». |
Март | Рисование: «Сердце нашего города – Площадь имени Ленина» - воспитывать чувство патриотизма; развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой город; учить находить композиционные решения сюжета. | Чтение произведений: стихотворений поэта – октябрьца И.Ф.Зотова. | Рисование: «Мой город», «Улица, любимая моя». Рисование с использованием трафаретов: "Дома нашего города", "Транспорт нашего города". |
Апрель | Развитие речи. Обучение рассказыванию. «Город, в котором я живу» - активизировать речевой материал по теме «Город»; учить детей подбирать антонимы; учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память. | Прослушивание песен: "Мой город ", "С чего начинается Родина". Отгадывание загадок о городе, домах и зданиях. | Прослушивание музыкальных композиций о городах, домах. Работа с бумагой: "Вечерний город", "Дом в котором я живу". Д/игра: «Звуки улицы». |
Май | Игра – путешествие: «Город мой любимый» - обобщить знания о родном городе, как о частице нашей Родины; воспитывать любовь к малой Родине; развивать стремление изучать родной край; активизировать мышление, воображение, самостоятельность, умение работать в коллективе. | Игровые ситуации: «Как и кем создавался и строился город?», «Один дома» Обсуждение ситуаций: «Что такое улица, и по каким правилам она живёт?» | Сюжетно-ролевые игры: «Прогулка по городу», «Семья», «Мы строители». |
Этапы работы по реализации проекта:
Подготовительный этап
Перед началом работы с детьми по реализации данного проекта было принято решение о пополнении предметно-развивающей среды группы иллюстративным материалом (фотографии, открытки с видами города Октябрьский). Также были собраны сведения о почетных гражданах нашего города и стихотворения поэтов – октябрьцев.
В целях самообразования мною были изучены формы и методы духовно-нравственного и патриотического воспитания. Результатом работы явилось выступление на педагогическом совете на тему «Привитие любви к родному городу через историческое наследие».
Практический этап
В рамках проекта был разработан цикл занятий для ознакомления детей с городом Октябрьский.
Знакомство с историей родного города мы начали с чтения «Легенды о городе». В ходе ООД на тему «Октябрьский – моя малая Родина» дети узнали об истории возникновения нашего города, об архитекторах города – братьях Весниных.
Полученные знания о городе дети отражают в продуктивной деятельности. Так в ходе ООД дети рисовали герб города Октябрьский. В ходе предварительной беседы ребята узнали, что на разных этапах жизни нашего города менялся и его герб.
Окончательный вариант герба города Октябрьского отражает историческое, географическое и экономическое положение города. Основным элементом герба является стилизованное изображение фонтана нефти, бьющего из человеческих рук золотого цвета и символически указывающего, что город возник и получил свое развитие благодаря открытию богатых месторождений нефти. Мощные золотые струи фонтана служат эмблемой девонской нефти, открытой в годы Великой Отечественной войны и внесшей весомый вклад в Победу.
Знания о главной достопримечательности нашего города ребята отразили в ходе ООД по рисованию на тему: «Сердце нашего города – Площадь имени Ленина».
Всю красоту нашего города в ночное время отразила ООД по аппликации на тему: «Ночной город».
Закреплению понятия безопасности на улицах города способствовала ООД по рисованию «Безопасность на улицах города».
В 2016 году мы будем отмечать 70-летие города Октябрьского. История города – это не только коллективная повесть о нефтянниках-первопроходцах, покорителях земных недр, но и яркий рассказ о том, как на пустыре героическими усилиями строителей был возведён город, который является одним из красивейших в республике. Построенный по проекту архитекторов Весниных по радиально – лучевому принципу, Октябрьский своими нарядными архитектурными ансамблями, скверами и парками напоминает маленький Петербург, а с высоты птичьего полёта похож на зелёное солнце.
При знакомстве с архитектурой нашего города, внимание дошкольников привлекли не конструктивные особенности архитектурных сооружений, а яркие элементы конструкций и отдельные детали декоративного убранства. Поэтому было организовано ООД по познавательному развитию «Октябрьский – «маленький Петербург». Рассматривая фотографии Санкт-Петербурга и Октябрьского были выявлены следующие сходства: обилие лепнины на фасадах зданий, наличие кованых мостиков в парках. Схожи на наш взгляд и Петергоф с Молодежным сквером нашего города, если рассматривать их с высоты птичьего полета.
Воодушевившись просмотром различных элементов лепнины в архитектуре города Октябрьский, ребята с удовольствием самостоятельно создавали декоративные узоры из соленого теста.
В ходе режимных моментов мы с детьми обсуждали ситуации: «Если бы не было названия улиц?», «Если бы на домах не было адреса?», рассматривали иллюстрации с видами города, составляли творческие рассказы о городе, читали и заучивали стихотворения о нашем городе. Ребята самостоятельно конструировали, рисовали свой родной город, собирали пазлы с изображением достопримечательностей города.
Работа с родителями.
Для родителей была разработана консультация на тему «Воспитание у детей любви к родному городу». Проведена беседа на тему «Родной город».
Также мы предложили родителям выполнить творческое задание – написать мини-сочинение о родном городе.
С помощью родителей были созданы макеты «Достопримечательности города Октябрьский» и создана выставка в холле нашего детского сада.
Также был оформлен фотоальбом «Любимые уголки моего города». Дети с радостью приносят фото, с гордостью рассказывают, где побывали, что интересного видели.
Ребята любят игру «Узнай, где нахожусь»: ведущий показывает фотографию, играющий должен назвать, где находится герой фото. Например, на фотографии ребёнок стоит у фонтана - играющий должен сказать, что фонтан находится в Молодежном сквере возле здания Нефтяного университета.
Беседа о людях разных профессий, которые живут и работают
в нашем городе
Рассказ родительницы Агеевой Елены Николаевны о своей необычной и интересной работе.
«Я работаю в Октябрьском музыкальном колледже педагогом по скрипке. Скрипка- удивительный инструмент. Для скрипки писали свои произведения выдающиеся композиторы: Вивальди, Бах, Моцарт, Мендельсон, Чайковский. И хотя у скрипки всего четыре струны – этот инструмент один из самых сложных в освоении. Я как педагог не только преподаю, но и выступаю на всевозможных концертах, езжу в другие города как солист. Это одна из самых интересных и творческих профессия, от которой получаешь заряд энергии и положительные эмоции.»
К сожалению, у нас нет возможности выезжать в город на экскурсии, но мы устраиваем ее в своем детском саду. Ребята знакомятся с растениями, птицами, которые обитают в нашей республике.
Вывод
Работа в данном направлении продолжается. Но уже на данном этапе мы можем сказать, что у детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту; как у детей, так и у родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города; расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного города.
Приложение
Легенда о городе
Давным – давно на отрогах горы Нарыш-Тау жил бедняк Батырша с женой и маленьким сыном Иль-батыром. Не было у них ни земли, ни скота, ни птицы. Кормилась семья тем, что Батырша добывал на охоте или рыбной ловле. Подрос Иль-батыр и стал вместе с отцом ходить на промысел. Никогда не уставал молодой батыр. Какой бы зверь не повстречался – не трусил. Вскоре умер старый охотник. Остался джигит со своей матерью, стал один ходить на охоту.
Очень беспокоилась мать за него, наказывала, чтобы не подходил близко к долине, что у подножия Нарыш-Тау. В народе говорят, что там живёт злой дух, который охраняет несметные сокровища. Кто отважится, проникнут туда, обратно не вернётся. Раскроется земля и под хохот дея храбрец провалится под землю. Долго ещё хохочет дей, а люди в ауле трепещут от страха. От того и зовут долину Шайтан – поле. Не смолкают ветра в долине. Всех в страхе держал дей.
Решил Иль-батыр покорить злого духа и, нарушив наказ матери, отправился к подножию Нарыш-Тау. Пришел и увидел в горе вход в пещеру. Вдруг навстречу ему выходит девушка небывалой красоты: под темными бровями сияют звездами глаза, длинные черные косы струятся вдоль ее легкого стана.
- Уходи, уходи, батыр, - зашептала она, -погибнешь.
- Не затем я пришёл, ответил он, - Скажи лучше, как зовут тебя?
- Зовут меня Кара-Алтын, - промолвила она. Злой дей меня похитил и взял к себе в плен.
- Кара-Алтын, я освобожу тебя и возьму в жёны.
И закричал батыр на всю долину: «Выходи, Шайтан, будем биться!»
Загрохотала земля, зашумел ветер – пошел сражаться злой дух горы. Три дни и три ночи длился бой . Стал уставать и по колено ушел в землю Иль – батыр. Еще три дни и три ночи длился бой. Совсем обессилел – по пояс ушел в землю Иль – батыр.
- Я спасу тебя, храбрый батыр!, - воскликнула девушка и, превратившись в черный поток, увлекла за собой в землю дея.
Очнулся батыр, выбрался из земли, пошел искать свою красавицу. Но не было ее нигде, лишь на том месте, где стояла она – бьет фонтан нефти – черное золото.
С тех пор Иль-батыр всё ходит по свету, ищет свою невесту, а находит нефть. Узнали люди, что нет больше дея и стали приходить в долину.
Спустя годы, на месте Шайтан поля вырос город – солнце, город – сад. Славный Октябрьский! Жители слагают о нем легенды, стихи и песни, прославляя его в веках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".
Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...
Конспект совместной деятельности "По музеям Санкт-Петербурга" в рамках проекта "Санкт-Петербург - мой город родной"
Дать представление о музеях Санкт-Петербурга....
Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург
Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...
Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург
Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....
Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"
«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1. Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2. Р...
Сценарий игры КВН, посвящённой Дню рождения города Санкт-Петербурга для воспитанников старшей группы «Весёлое путешествие по Cанкт-Петербургу»
Путешествие по Петербургу вместе с Человеком Рассеяным....
Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»
Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Пет...