проект "Мой любимый город глазов"
проект (старшая группа) на тему
Ознакомление дошкольников с родным городом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по патриотическому воспитанию дошкольников | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ГЛАЗОВ»
(для детей 5-7 лет)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- Педагоги;
- Дети;
- Родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности.
Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменение содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при решении глобальных проблем.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.», утвержденной правительством РФ от 16.02.2001г. Ориентированная на все слои и социальные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
На основе федерального документа был разработан региональный: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики» на 2010 – 2014 гг. Исследование в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается»человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.
Таким, образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В программе «Радуга» раздела по патриотическому воспитанию нет. Формирование любви к Родине в младшем возрасте идет через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира; в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребенка; в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры.
Программа «Радуга» Т.Н. Дороновой, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей.
Формирования бережного, созидательного отношения к миру, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, знакомство с символикой, изучение исторического опыта человечества, приобщение к национальной культуре – основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, заложенные в программе «Радуга».
Программа «Радуга» - первая программа, которая в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи предложила использовать новые принципы. Авторы программы рассматривают союз педагогов и родителей, как равноправный, созданный на основе взаимодоверия, взаимоуважения.
В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
ПРОБЛЕМЫ
Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате обследования уровня знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды я выявила ряд проблем:
- У детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер;
- Дети не понимают значение слова «достопримечательность» и, соответственно, не могут назвать знаменательные места города Глазова;
- Дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились;
- Минимальны познания детей произведений удмуртских поэтов и писателей.
В связи с тем, что знания детей эпизодические, разрозненные, дети не умеют их выражать в связной, монологической речи.
Также наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения:
- Мало познавательной детской литературы для дошкольников о городе Глазове;
- Не достаточно методических разработок, которые можно было бы использовать при знакомстве детей с городом Глазовом.
По итогам опроса родителей видно, что у родителей имеются эпизодические знания о нашем городе, и они не знают, как их донести до детей и для чего это необходимо. А в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом не считаются важными и даже вызывают недоумение. Также родители малоактивны в жизни города, городские праздники и мероприятия посещают меньше половины опрошенных.
Учитывая эти проблемы, я считаю, что в работе с детьми нужно дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины, донести до родителей важность патриотического воспитания ребенка. Не имея достаточное количество знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, к своему родному городу.
Чаще всего любимым городом является тот город, где человек родился и провел свое детство, ведь детство - это самая счастливая пора каждого человека. Человек, сколько бы ему ни было лет, вспоминает свое детство, какие-то его моменты, а также и места, где они проходили, то есть любимый город детства. И город этот может быть не большим, не столицей, а маленьким, тихим городком, но все же любимым, так как с ним связано много приятных воспоминаний. Я хочу, чтобы нашим детям город Глазов стал бы любимым! Этот проект посвящается изучению города Глазова – Родине моих воспитанников.
«Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Глазовом – нужно с дошкольного возраста. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, свой народ помогут ребенку в его дальнейшей жизни сохранить и приумножить наследие предков.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели, задачи и предполагаемый результат проекта.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
- Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Глазова, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю;
- Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города;
- Знакомить дошкольников с историческим, культурным географическим своеобразием родного региона – Удмуртской Республики;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, природе;
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей, учить фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков;
- Расширять представление детей об истории родного города Глазова;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ;
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе;
- Формирование чувства сопричастности к родному краю, родному городу, семье;
- Оснащение и совершенствование предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным городом.
РЕСУРСЫ
- Материальные:
- В нашей группе созданы сдоровьесберегающие условия.
Интерьер группы оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
Группа оснащена музыкальным CD центром (магнитофоном), магнитной доской, проектором;
- Созданы дидактические игры, которые позволяют решать познавательные задачи;
- Книги о городе Глазове;
- Наборы открыток и фотографий с видами города Глазова в прошлом и настоящем.
- Социальные:
- Взаимодействие с детской библиотекой «Зеленый мир» (ул. Пряженникова, 33, тел. 5-46-38)
- Взаимодействие с «Глазовским краеведческим музеем» (ул. Кирова, 13)
ВИД ПРОЕКТА
- ТВОРЧЕСКИЙ;
- ДОЛГОСРОЧНЫЙ;
- СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (СРОКИ): 1 УЧЕБНЫЙ ГОД (СЕНТЯБРЬ – МАЙ).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей: расширение знаний об истории родного города Глазова, ответственное отношение к общественно-значимым местам города, достопримечательностям, развитие инициативы, активности, самостоятельности, самореализация, формирование заботливого отношения к родному городу Глазову.
Для воспитателя: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, личностный и профессиональный рост, самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между родителями и ДОУ, самореализация, повышение родительской компетентности по данному вопросу (данной теме, проблеме), участие семьи в учебно-воспитательном процессе.
Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего города, своей малой Родины. Воспитатель должен выбрать знания, доступные для понимания детям дошкольного возраста, выбрать то, что вызовет у детей чувство гордости за свой город. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его достопримечательностях, интерес к его истории.
ПРИНЦИПЫ
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
- Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологии описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое («давным-давно») и настоящее («наши дни»). С этой целью подобран материал о городе Глазове, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города;
- Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;
- Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта и др.;
- Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, краеведческим музеем и т.п.
Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Глазова.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
- Подготовительный этап
Цели:
- Вызвать у родителей интерес к проекту;
- Вызвать у детей интерес к проекту;
- Побудить у родителей желание принять активное участие в проекте;
- Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте;
- Предварительное анкетирование родителей;
- Предварительный опрос детей для выявления уровня знаний по данной теме.
- Основной этап
Цели:
- Познакомить детей с проектом;
- Развивать интерес детей к родному городу;
- Закрепить знания детей об улицах города;
- Рассказать детям о достопримечательностях родного города;
- Поддерживать познавательный интерес к истории родного города;
- Вызвать желание соревнования у детей и родителей;
- Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи о городе Глазове;
- Воспитывать интерес к литературе, поэзии;
- Вызвать у детей интерес путешествовать по карте;
- Развивать у детей умение слушать и запоминать новую информацию;
- Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;
- Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги о городе, разучивание стихов о родном городе;
- Привить детям любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город, за своих земляков.
- Итоговый этап
Цели:
- Подведение итогов проделанной работы;
- Проведение итоговых мероприятий;
- Итоговая диагностика детей по выявлению уровня роста знаний по данной теме.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
№ п/п | мероприятия | сроки |
1 2 3 4 5 6 | Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному городу» (Приложение №1) Анкетирование родителей и опрос детей, выявляющие знания и представления о родном городе (Приложение №2) Ко дню рождения города: Беседа «Название нашего города» (Приложение №3(1)) Беседа «Откуда город пошёл» (Приложение №3(2)) Беседа «Город Глазов – моя малая Родина» (Приложение №3 (3)) Прослушивание стихов о городе Глазове (Приложение №4) | сентябрь |
1 2 3 4 5 6 | Тема: «Природа родного края» Наблюдение за деревьями и сбор листьев для гербария (Приложение №5) Чтение художественной литературы. Стихи про деревья. Загадки про деревья.(Приложение №6) Логопедические пятиминутки (Приложение №7) Подвижные игры экологического содержания. Физкультминутки. (Приложение №8) Дидактические игры экологического содержания. (Приложение №9) Продуктивная деятельность детей: «Осень» (аппликация) «Гроздь рябины» (лепка). (Приложение №10) | октябрь |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Тема «Знакомство с рекой Чепцой» Беседа «История реки Чепцы» (Приложение №11) Показ фотографий с видами реки Чепцы (Приложение №12) Чтение стихотворения «Речка» Э. Мошковской и обсуждение его. (Приложение №12) Художественное творчество (рисование). Коллективная работа «Река». (Приложение №13) Познание (конструирование) «Река». (Приложение №13) Наблюдение на прогулке за изменениями воды «Лед» (Приложение №14) Чтение и обсуждение стихотворения С. Махорина «Первый мороз». (Приложение №14) Чтение стихотворения В. Фетисовой «Речка зимой». (Приложение №14) Экскурсия к берегу реки Чепцы. (Приложение №15) Художественное творчество (рисование) «Речка, которую я видел». (Приложение №16) | ноябрь |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Тема: «Знакомство с государственной символикой» Беседа «Государственный флаг России». (Приложение №17) Ручной труд «Флажки». (Приложение №17) Чтение стихов о России, о Родине. (Приложение №17) Беседа «Государственный флаг Удмуртии». (Приложение №18) Художественное творчество (рисование) «Флаг Удмуртии» (Приложение №18) Чтение стихов об Удмуртии. (Приложение №18) Знакомство с гимном России. (Приложение №19(1)) Знакомство с гимном Удмуртии. (Приложение №19(2)) Знакомство с гимном города Глазова. (Приложение №19(3)) Художественное творчество (рисование) «Россия – любимая наша страна». (Приложение №19(5)) Знакомство с гербом России. (Приложение №20) Знакомство с гербом Удмуртии. (Приложение №21) Знакомство с гербом города Глазова. (Приложение №22) Совместная творческая работа детей и родителей «Составь герб семьи». Памятка для родителей. (Приложение №23) | декабрь |
1 2 3 4 5 6 | Тема: «Знакомство с улицами и достопримечательностями города Глазова» Беседа «Улицы – ресницы». (Приложение №24) Экскурсия по улицам города Глазова. (Приложение №25) Беседа «Достопримечательности нашего города» (Приложение №26) Экскурсии к достопримечательностям города Глазова. (Приложение №27) Папка – передвижка. Экскурсионный маршрут для детей и родителей «Памятники нашего города». (Приложение №28) Папка – передвижка. Экскурсионный маршрут для детей и родителей «Отдыхаем всей семьей». (Приложение №29) | январь |
1 2 3 4 5 6 | Тема: «Знакомство с удмуртским фольклором» Знакомство с удмуртским фольклором. Актуальность. (Приложение №30) Удмуртская народная сказка. (Приложение №31) Удмуртские пословицы и поговорки. (Приложение №32) Беседа «Хоровод дружбы народов» (Приложение №33) Презентация – иллюстрирование «Национальные костюмы» (Приложение №33) Художественное творчество (рисование) «Хоровод дружбы» (Приложение №33) | февраль |
1 2 3 4 5 6 | Тема: «Дружная семья» Развлечение для детей «Моя дружная семья». (Приложение №34) Беседа по фотоальбомам «Моя дружная семья». (Приложение №35) Беседа «Родословная». (Приложение №36) Совместная творческая работа детей и родителей «Мое родословное дерево». Схема (Приложение №36) Чтение и заучивание наизусть стихотворений о семье. (Приложение №37) Художественное творчество (рисование) «Моя семья». (Приложение №38) | март |
1 2 3 4 | Тема: «Развитие ремёсел в городе Глазове» Беседа «Развитие ремесел в Глазове». (Приложение №39) Художественное творчество (лепка) «Тарелочка из глины». (Приложение №40) Выставка детских глиняных работ «Мы – умельцы». (Приложение №40) Экскурсия в Глазовский Краеведческий музей на выставку керамических изделий с целью показать детям многообразие форм изделий из керамики, вызвать у детей чувство гордости за глазовских мастеров. | апрель |
1 2 3 | Итоговые мероприятия Создание в группе мини-музея предметов старины «Картины прошлого». (Приложение №41) Продуктивная деятельность: Познание (Конструирование) «Город будущего». (Приложение №42) Итоговая диагностика детей по выявлению роста уровня знаний о родном городе. (Приложение №43) Список используемой литературы (Приложение №44) | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»
Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...
Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ
Интерактивное музыкальное занятие с использованием мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие даёт возможность способствов...
Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...
Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста
Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...
Развлечение ко дню города "С днем рождения,любимый город!"
В сценарии развлечения представлены: песни, стихи о Родине, родном городе Смоленске , игры и конкурсы для детей и их родителей....
Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)
Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...
Презентация проекта "Мои любимые места, в моём любимом городе Чехов"
детский проект...