Сценарий праздника "Посиделки у самовара"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Сценарий календарно - обрядового праздника "Посиделки у самовара" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_u_samovara.docx | 408.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения «Посиделки у самовара»
(старшая группа)
Подготовили и провели
ПДО Самохвалова И.А.
музыкальный руководитель Королёва Л.И.
19 апреля 2016 г.
Цель: приобщение детей к русской культуре через традиции и обряды (гостеприимство, чаепитие).
Атрибуты: русские народные костюмы для детей и Хозяйки; столы, разные самовары, шишки, лучины, чайники, кукла на самовар, скатерти, баранки для украшения; каравай; музыкальные инструменты; атрибуты для игр (ленты, баранки, блины из картона, сковороды, тарелки)
г. Обнинск, 2016
ХОД ПРАЗДНИКА:
Под русскую народную музыку дети входят в зал, держась за руки, и встают полукругом. Кланяются, здороваются с гостями, с хозяйкой.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие,
И маленькие, и большие!
В гости вас давно ждала,
Славно избу убрала (показывает рукой вокруг).
Дети (хором, вместе с воспитателем):
Собрались мы к Вам.
Позабавиться да потешиться,
Пошутить, поиграть, посмеяться.
Хозяйка:
По обычаю, да по русскому,
Для гостей добрых самовар кипит,
Белой скатертью стол резной накрыт,
Разоставили мы яства сахарные,
Приготовили забавы веселые.
Ребёнок:
В гости всех к себе зовем,
И чайку потом нальем.
Сверху пар и снизу пар,
Вот он, русский самовар!
Хозяйка: Какие же посиделки без плясок, песен да разговоров по душам! Чаепитие на Руси было доброй традицией. Без чайка не обходились ни одни посиделки.
Вот и мы с вами собрались на чайные посиделки. Будем с вами петь песни, частушки, танцевать, в игры играть, о чае да самоваре говорить.
СТИХИ
1-й реб.
Милости просим на чашечку чая!
Рады всех мы пригласить,
Чаем вволю напоить!
2-й реб.
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара,
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
3-й реб.
Чай с вареньем и с лимоном,
С кренделями и с поклоном.
Завари, и крепкий чай
Добрым молодцам подай!
4-й реб.
И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!
Напился чаю от души,
Веселись тогда, пляши!
СВОБОДНАЯ пляска (русская народная, плясовая)
Хозяйка: Гости на порог - хозяйке радость. Будьте как дома, присаживайтесь. Я вот вам загадки загадаю:
- Из горячего колодца
Через краник вода льется (самовар).
- Был листок зеленым,
Черным стал, томленым.
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине (чай) - Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал (сахар) - Как начнет
Говорить – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать (чайник)
Хозяйка: Ай, да молодцы, спасибо. Посмотрите, как много на столах самоваров. Чем они отличаются друг то друга? (один похож на вазу, другой на бочонок).
Дети: формой, размером, цветом.
Хозяйка: А что же у них у всех есть общее? - и носик, ручки, трубки, кран, сделаны из металла.
Хозяйка: Вспомните, в каком городе изготавливали самые лучшие самовары? - в Туле.
Хозяйка: Молодцы, спасибо. Недаром Тулу считают самоварной столицей. Ребятушки, а чем растапливали самовар в старину?
Хозяйка, дети помогают: Растапливали лучинами, щепками, сосновыми, еловыми шишками, углем. А раздували огонь сапогом, который сверху надевали на трубу.
Хозяйка: Ребята, а какой бывает чай?
Дети: Черный, зеленый, красный, желтый и даже белый.
Хозяйка: А с чем можно пить чай? (отвечают по очереди)
Дети: с бубликами, баранками, сушками, пирогами да оладушками.
Хозяйка: А кто готовит самые вкусные оладушки ? - бабушка.
« Песня про бабушку»
Хозяйка: Спасибо, молодцы. В давние времена чай стоил очень дорого и его могли пить только богатые люди. И сначала его даже считали лекарством.
Хозяйка: Один русский барин попросил своего слугу приготовить чай и тот сварил очень странный чай.
А давайте послушаем и представим, как это было.
Мини – сценка (или ребёнок и взрослый, или только мальчики, сюрприз)
1. Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
2. Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу,
Да петрушки корешок.
3. Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подать.
4. Гости с барином плевались,
Сам он даже озверел,
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
5. Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить.
А потом- то догадался,
Что забыл я посолить.
Хозяйка: Ой, повеселили нас от души, спасибо! Ребята, а вы знаете, из чего можно заваривать чай?
Дети (взрослые помогают): мята, мелиса, зверобой, липа, малина, шиповник…можно даже из свёклы и моркови.
Хозяйка:
Ай, да молодцы, ребятки,
Разгадали все загадки!
А теперь пора сплясать,
Свою удаль показать!
1- й ребёнок.
Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем,
Если надо, то станцуем,
Если надо, то споем!
2-й ребенок:
Эй, друзья, идите в круг,
Смело, без опаски.
Нам сегодня лучший друг –
Тот, кто любит пляски!
Песня «Пых, пых, самовар» (муз. Д. Тухманова, сл. Ю.Энтина)
Хозяйка: Спасибо, добрые молодцы и красны девицы. В России очень любят пить чай из самовара. А как думаете, почему его так назвали? - сам варит, то есть кипятит воду. С самоваром можно и поиграть.
«Игра с самоваром» - хоровод
Дети:
Самовар, самовар!
Старый медный самовар!
Может стал ты слишком стар?
Иль ты болен?
У тебя быть может жар?
Все стоишь, да пыхтишь,
Все никак не закипишь.
Самовар (ребенок в шапочке).
Что вы, что вы
Как не стыдно!
Даже слушать мне обидно!
Как сейчас разозлюсь,
Как сейчас рас-ки-пячусь!
Все во сне уже клокочет,
Все кипит, … кто чаю хочет?
Дети хором:
Наливай, получай,
Самый вкусный свежий чай! (дети садятся)
Хозяйка: Русские люди, собираясь вместе на чайные посиделки, любили играть на разных музыкальных инструментах. Какие инструменты вы знаете? - ответы.
А вот без инструментов можно что-нибудь сыграть? - ответы.
Дети:
В нашем оркестре
Всего понемножку,
Помогут оркестру
И наши ладошки (играют).
Хозяйка: Вот молодцы. Без инструментов обошлись. А на настоящих инструментах сыграть сможете?
Игра на музыкальных инструментах.
Хозяйка:
Мы за чаем не скучаем –
Разговор ведем за чаем,
Самовар на стол несем,
Говорим о том, о сем…
А вы знаете, почему это люди так любят самовар?
Дети:
Самовар - символ уюта, тепла, семейного очага.
Хозяйка: Самовар покупали на всю жизнь. Он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали, стоили самовары очень дорого.
Русские самовары любили не только у нас на Родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на различных выставках.
Хозяйка: А кто из вас знает пословицы да поговорки о чае, о самоваре?
Дети:
1. Выпьешь чайку - забудешь тоску.
2. Самовар кипит - уходить не велит.
3. Если чай не пьешь, где силы берешь?
4. За чаем не скучаем.
Родители:
Чай пьешь - 100 лет проживешь.
Печка матушка, - а самовар батюшка.
Пей чай, беды не знай!
С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
Если чай не пьешь, где силы берешь?
Хозяйка: Ай – да молодцы! Предлагаю вам поиграть да потешиться, ловкость свою показать да удаль молодецкую!
Игры – эстафеты. Дети делятся на 2 команды – «Улица Красная» (девочки) и «Улица Раздольная» (мальчики)
1. «Баранки к столу»
(родители стоят с ленточками, дети бегут, нанизывают баранки на ленты, в итоге родители вешают связки на самовар)
2. «Блины в сковороде»
(дети переносят в сковороде «блины» по очереди, выкладывают их на блюдо)
Хозяйка:
На столе у нас стоят
Пышки и ватрушки,
Так споем - те про чаек
Чайные частушки!
«Самоварные частушки» в исполнении детей и взрослых
«На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки»
«Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай,
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!»
«Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит,
К потолку пускает пар –
Наш красавец – самовар!»
«Выпивая чашку чая,
Я обычно не скучаю,
Потому что никогда
Я не пью его одна!»
«Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!»
«Хорош чаёк после мороза,
И после баньки он хорош,
За самоваром все вопросы –
Решишь, обсудишь, разберёшь!»
«Самовар блестит, кипя,
Чай в нём так и пенится.
Погляди – ка на себя –
Ну и отраженьице!»
«Лучше доктора любого,
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!»
«Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица,
Он своею добротой!»
Вместе: «Хлебом – солью всех встречаем, 2 раза
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём!»
Хозяйка: Спасибо всем. Как много вы всего знаете о самоваре, о чае. Вы так интересно рассказывали, что захотелось чайку из самовара попробовать.
Ребёнок:
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
От недугов исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает,
И друзей за стол зовет!
Хозяйка: (берёт в руки каравай на рушнике)
Дорогих гостей угощаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим! (отдаёт воспитателю)
Воспитатель: Приглашаем всех на чаепитие в группу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"
Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"...
Сценарий развлечения: "Путешествие к Самовару Самоваровичу Пыхтееву"
Развлечение проводилось в старшей группе компенсирующей направленности. Приурочено оно к Дню Матери. Ребята вместе с родителями читали стихотворения, играли, танцевали, поздравляли мам, а в конц...
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...
Сценарий праздника «РУССКИЙ САМОВАР». (старшая – подготовительная группы)
Праздник воспитывает уважение к русской культуре и традициям; знакомит с традициями русского народа и историей самовара и чая; формирует активный познавательный интерес к окружающему м...
Сценарий утренника: "У самовара"
Конспект утренника, посвященного 8 марта...
Конспект ОД "Самовар, самовар, самоварище"
Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности....
Воспитанники второй младшей группы «Колобок» ДОП «Сказка» теперь знают, какие бывают самовары и что подавали к чаю из самовара 15.02.19 © Ссылка на источник: https://sch2083.mskobr.ru/dou_edu/detskij_sad_skazka/novosti/malywi_znakomyatsya_s_samovarom/
Воспитанники второй младшей группы «Колобок» ДОП «Сказка» теперь знают, какие бывают самовары и что подавали к чаю из самовара В качестве пособий на практическом занятии исполь...
- Мне нравится (1)