Статья. "Толерантность"
статья на тему

dmitrieva_galina

"Толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дмитриева Галина Эдуардовна,

воспитатель,

МБДОУ ДС № 175,

г. Краснодар

Воспитание толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к Кубанской культуре

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

В настоящее время актуальность формирования толерантности у детей  дошкольного возраста приобретает особую важность. На Кубани живут люди 120 национальностей. Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, белорусов, поляков. Воспитание в семье не дает полного восприятия окружающего мира, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду. Для дошкольного учреждения  воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.

Прививая детям толерантность можно использовать разнообразные методы и приемы. В своей практике использую мудрость кубанского народа.

Приобщение детей к традиционной кубанской культуре способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя с культурой Кубани,  я помогаю  детям войти в мир прекрасного, переживаний и эмоционального наслаждения, даю возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к культуре и традициям других народов. В этом мне помогает устное народное творчество казаков Кубани, произведения народно- прикладного искусства, мелодии кубанских композиторов, что помогает развивать эстетическую культуру личности, патриотизм. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности через приобщение детей к Кубанской культуре у дошкольников была плодотворной, необходимо использовать разнообразные мероприятия и разные виды деятельности дошкольников:

1) Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народ; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, на основе Кубанских сказок;
2) Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) Кубанские подвижные игры, такие как\ «Завивайся плетень», «Заря – зарянка» и многие другие;

4) Проведение Кубанских ярмарок в соответствии с народным календарем;
5) Игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

6) Знакомство с  бытом и историко - культурным наследием;

    Для того, чтобы обращение к культуре не носило случайный характер, не превращалось в некое «декоративное излишество» работа должна проводится систематически, занятия должны позволять педагогам и детям приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос предков. Для наиболее полного и постепенного  «вживания» в эпоху и ее культуру,  примерки ее нарядов и ее образов мыслей.

     Концепция дошкольного воспитания  акцентирует внимание на проблемах воспитания, самоценности дошкольного детства, так как именно в нем ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим, духовным ценностям.

Падение уровня  духовной и нравственной культуры вызывает потребность человечества в толерантности. Путь к толерантности – это  серьезный  эмоциональный,  интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на  основе  изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.  Невозможно воспитать толерантное отношение к окружающим без воспитания чувства уважения, прежде всего к себе, в своей семье и своему близкому окружению, к родному краю, к Отечеству. Только тогда маленький человечек научиться любить и уважать разных окружающих его людей.

Список литературы:

  1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
  2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  4. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
  5. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  6. Маслов А. В. Кубанская старина. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006.
  7. Маслов А. В. Три века истории Кубани (XVIII – XX) Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2005.
  8. Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры (составил О. В. Матвеев), Краснодар, 2002.
  9. По страницам истории Кубани (под ред. В. Н. Ратушняка). – Краснодар, Советская Кубань, 1993.
  10. Попко И. Д. Черноморские казаки. – Краснодар, 2002.
  11. Ратушняк В. Н. История Кубани. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИЕТА ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ

Диета для тех, ктоХочет стать толерантным...

Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»

В данной статье раскрывается тема воспитания у подростающего поколения культуры мира и толернтности в семье, в образовательном учреждении. Формирование условий для воспитания культуры межнационального...

Статья "Толерантность"

мы живем в обществе, где находятся люди разных национальностей, с разными возможностями здоровья. Эта статья посвященна  толерантному (терпимому) отношению к детям с ОВЗ (ограниченными возможност...

Статья: толерантность в детском саду.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человече...