Статья. "Толерантность"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Дмитриева Галина Эдуардовна,
воспитатель,
МБДОУ ДС № 175,
г. Краснодар
Воспитание толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к Кубанской культуре
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.
В настоящее время актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность. На Кубани живут люди 120 национальностей. Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, белорусов, поляков. Воспитание в семье не дает полного восприятия окружающего мира, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду. Для дошкольного учреждения воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
Прививая детям толерантность можно использовать разнообразные методы и приемы. В своей практике использую мудрость кубанского народа.
Приобщение детей к традиционной кубанской культуре способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя с культурой Кубани, я помогаю детям войти в мир прекрасного, переживаний и эмоционального наслаждения, даю возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к культуре и традициям других народов. В этом мне помогает устное народное творчество казаков Кубани, произведения народно- прикладного искусства, мелодии кубанских композиторов, что помогает развивать эстетическую культуру личности, патриотизм. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности через приобщение детей к Кубанской культуре у дошкольников была плодотворной, необходимо использовать разнообразные мероприятия и разные виды деятельности дошкольников:
1) Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народ; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, на основе Кубанских сказок;
2) Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) Кубанские подвижные игры, такие как\ «Завивайся плетень», «Заря – зарянка» и многие другие;
4) Проведение Кубанских ярмарок в соответствии с народным календарем;
5) Игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
6) Знакомство с бытом и историко - культурным наследием;
Для того, чтобы обращение к культуре не носило случайный характер, не превращалось в некое «декоративное излишество» работа должна проводится систематически, занятия должны позволять педагогам и детям приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос предков. Для наиболее полного и постепенного «вживания» в эпоху и ее культуру, примерки ее нарядов и ее образов мыслей.
Концепция дошкольного воспитания акцентирует внимание на проблемах воспитания, самоценности дошкольного детства, так как именно в нем ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим, духовным ценностям.
Падение уровня духовной и нравственной культуры вызывает потребность человечества в толерантности. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Невозможно воспитать толерантное отношение к окружающим без воспитания чувства уважения, прежде всего к себе, в своей семье и своему близкому окружению, к родному краю, к Отечеству. Только тогда маленький человечек научиться любить и уважать разных окружающих его людей.
Список литературы:
- Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
- Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
- Маслов А. В. Кубанская старина. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006.
- Маслов А. В. Три века истории Кубани (XVIII – XX) Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2005.
- Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры (составил О. В. Матвеев), Краснодар, 2002.
- По страницам истории Кубани (под ред. В. Н. Ратушняка). – Краснодар, Советская Кубань, 1993.
- Попко И. Д. Черноморские казаки. – Краснодар, 2002.
- Ратушняк В. Н. История Кубани. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИЕТА ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ
Диета для тех, ктоХочет стать толерантным...
Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»
В данной статье раскрывается тема воспитания у подростающего поколения культуры мира и толернтности в семье, в образовательном учреждении. Формирование условий для воспитания культуры межнационального...
Статья "Толерантность"
мы живем в обществе, где находятся люди разных национальностей, с разными возможностями здоровья. Эта статья посвященна толерантному (терпимому) отношению к детям с ОВЗ (ограниченными возможност...
Статья: толерантность в детском саду.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человече...
Статья "Толерантность в разрешении конфликтов"
Толерантность...