Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе детского сада «Традиции татарского народа» (по НРК)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Программное содержание:
1. Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма. Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку. Продолжать учить украшать узором головные уборы, используя элементы татарского орнамента.
2. Развивать интерес к культуре народов своего края; творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать у детей чувство гражданственности, патриотизма, гордости за свой край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_v_podgot._k_shk._gruppe.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 262 комбинированного вида»
Московского района г. Казани
Непосредственно образовательная деятельность
по художественно - эстетическому развитию
Тема:
«Традиции татарского народа»
Воспитатель: Каримова Л.К.
Казань
2016
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе детского сада.
«Традиции татарского народа»
Программное содержание:
- Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма. Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку. Продолжать учить украшать узором головные уборы, используя элементы татарского орнамента.
- Развивать интерес к культуре народов своего края; творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
- Воспитывать у детей чувство гражданственности, патриотизма, гордости за свой край.
Предварительная работа:
-Беседа о традиционном комплекте в татарском национальном костюме.
-Рассматривание головных уборов и элементов узора с целью ознакомления с их значимостью.
Материал: изобразительный материал на выбор детей, шаблоны татарских мужских и женских головных уборов, цветные орнаменты татарского народа, салфетки, клей,кисточка, музыкальный диск для фона.
Демонстрационный материал: изображение татарского национального женского и мужского костюма, головных уборов, элементы татарского узора.
Практическое задание: Аппликация - украсить узорами национального орнамента тюбетейки (мальчики) и калфаки (девочки).
Ход занятия:
В-ль: − Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, посмотрите, сколько гостей пришло к вам в гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
В-ль: А сейчас, мы с вами познакомимся. Я к вам буду обращаться на татарском языке, вы сможете отвечать? Минем исемем – Лилия Камиловна. Синең исемең ничек?
Ребёнок: Минем исемем Аня.
В-ль: Мне очень приятно ребята, вот и с вами познакомились.
В-ль: − Ребята, но это еще не все гости, к нам еще кто-то пришел…(стук в дверь) Заходите. (Звучит татарская мелодия, в группу заходят куклы, одетые в татарские национальные костюмы). К нам пришли куклы мальчик и девочка одетые в татарские национальные костюмы. Мальчик –Тахир, девочка –Айсылу. Они хотят присутствовать на нашем занятии. Сейчас, ребята я вам прочитаю отрывок из стихотворения. А вы внимательно его послушайте и скажете, о чем в стихотворении?
− Чтение стихотворения «Татарстан».
1.Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края.
Где б также почитали их.
2.Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.
В-ль: Это красивое стихотворение написал казанский поэт Алексей Анисимов.
В-ль: О чем говорится в стихотворении?
Дети: О нашей родине, республике Татарстан.
В-ль: Как называется столица нашей республики?
Дети: Столица нашей Республики Казань.
В-ль: Как называется город, в котором мы живём?
Дети: Казань.
В-ль: Ребята, какие достопримечательности есть в Казани?
Дети: парки: парк Победы, парк 1000 летия, парк Урицкого, парк ДК Химиков, театр кукол «Әкият», футбольный стадион Казань-Арена, цирк, мечеть Кул-Шариф, Кремль, Спасская башня, башня Сююмбики, аэропорт, железнодорожный вокзал, и т.д
В-ль: Какие народы можно встретить в нашем городе?
Дети: Русские, татары, чуваши, мордва и т.д.
В-ль: Правильно ребята, мы с вами живем в многонациональном городе, в Республике Татарстан, изучаем татарский язык. Сегодня на занятии мы поговорим об одежде, в которую одевались наши прабабушки и прадедушки, а именно об основных элементах татарского национального костюма. (Картинка с изображением мужского и женского костюма на мультимедийной установке или на доске)
В-ль: Посмотрите на наши картинки и скажите, можно ли встретить людей на улицах нашего города в таких костюмах?
Дети: Нет.
В-ль: Давайте закроем глаза и попробуем представить себя в этих костюмах.
− Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них?
Дети: Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде.
Физкультминутка «Тюбетейка» (Ребята под татарскую мелодию передают друг другу тюбетейку, тот, у кого останется тюбетейка, когда остановится мелодия, выходит в круг и показывает какое-либо татарское движение)
В-ль: Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные костюмы?
Дети: В музеях, на картинах художников, на старых фотографиях.
В-ль: Куда их можно одеть, на какие праздники?
Дети: На праздники «Науруз», «Сабантуй», на концерты народных танцев и песен
В-ль: Из чего состоит женский костюм? (Основу женского костюма составляет платье, затем одевают камзол или фартук в зависимости от ситуации – на праздник идут или дома, сапоги-ичиги из мягкой кожи или башмачки. Всё расшито орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).
В-ль: Из чего состоит мужской костюм? (Основу мужского костюма составляет рубаха, камзол, широкие шаровары, заправленные в сапоги-ичиги. Всё также расшито орнаментом).
В-ль: Итак, о каком же элементе костюма мы забыли?
Дети: О головном уборе – тюбетейка и калфак.
В-ль: Правильно. Давай их рассмотрим.
В-ль: ТЮБЕТЕЙКА – это небольшая шапка, надеваемая на макушку головы.
КАЛФАК – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.
Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками.
В-ль: Как называется вид орнамента, которым украшались головные уборы у татарского народа?
Дети: Цветочно-растительный вид.
В-ль: Какие элементы вам знакомы? Назовите их.
Дети: - волнообразные побеги (в виде виноградной лозы), цветы: тюльпан, пион, ромашка, фиалка, лотос, трилистник. (Показ на картинах)
Физкультминутка «Туп». (по умк)
Туп, туп, матур туп,
Сикер, сикер, матур туп.
Бер, ике,өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз , ун,
Сикер, сикер, матур туп.
В-ль: В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду, мужчины делали более трудную работу; шили сапоги, плели лапти, катали валенки. Интересно сможем ли мы с вами сегодня быть такими же умелицами и умельцами.
В-ль: Как сегодня называют людей, которые придумывают и украшают новые модели одежды?
Дети: Модельеры, дизайнеры.
В-ль: Ребята, я принесла вам шаблоны головных уборов и очень хочу, чтобы вы сегодня, хотя бы ненадолго, стали дизайнерами и украсили головные уборы для артистов народного танца. Хотите попробовать?
Дети: Да.
В-ль: Ребятки , я вам предлагаю игру “Укрась калфак и тюбетейку”. Девочкам украсить калфак, а мальчикам – тюбетейку. Выбирайте шаблоны головных уборов и начинайте работать.Ребята, перед вами на подносе лежат готовые орнаменты татарского народа. Пусть каждый ребёнок по своему украсить свой головной убор. А я буду старшим дизайнером и помогу вам. Чтобы нам было веселее выполнять свои работы, я включу красивую татарскую мелодию.
После окончания работы, рассматривание головных уборов.
В-ль: Ребята, посмотрите какие интересные, красивые работы у нас получились!
– Что вам понравилось на занятии?
– Что нового вы узнали?
-Как называется орнамент, которым украшают головные уборы татарского народа?
-О каком одежде мы с вами поговорили ?
− Сегодня на занятии все молодцы, очень старались, фантазировали, аккуратно выполнили свои работы. И в завершение я хочу вас всех угостить национальным татарским блюдом «Чак-чак».
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия непосредственной организованной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе детского сада "На лесной поляне".
Интегрированное занятие для подготовительной логопедической группы....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Быт и традиции русского народа"
Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР «Необычное путешествие на остров сокровищ»
Успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от правильности произношения и восприятия звуков. В первую очередь, это влияет на фонематический слух, в последствии на грамотность устной и письменной ре...
Конспект интегрированного занятия о Космосе в подготовительной к школе группе детского сада
Систематизация,обогащение знаний детей о Космосе....
Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Я – человек»
На основе исследовательской деятельности развивать представления о том, что человек часть природы; совершенствовать речь детей, творческое воображение,коммуникативное общение....
Конспект подгрупового логопедического занятия в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР «Наш город Тихорецк»
комплексное логопедическое занятие по лексической теме "Мой город". Расчитано для детей 6-7 лет....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"...