Программа по духовно-нравственному воспитанию
рабочая программа (старшая группа) по теме

Программа «Истоки» по духовно-нравственному воспитанию для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_duh-nrav.docx59.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Программа «Истоки»

 по духовно-нравственному воспитанию

для детей 5-7 лет

Разработала: Воспитатель старшей группы

 О.В. Баженова

2016г.

«Нет никакого высшего искусства,

как искусство воспитания.

Мудрый воспитатель создает живой образ,

смотря на который радуются Бог и люди».

святитель  Иоанн Златоуст

Пояснительная записка

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И  здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”.

В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.

Духовно - нравственное         воспитание         подрастающего         поколения рассматривается в  «Концепции  духовно - нравственного  развития  и воспитания    личности    гражданина    России» от 05.11.2008 г.

Концепция   разработана    в соответствии  с  Конституцией  РФ,  Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» на  основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

Отрадно, что в настоящее время, когда начался процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

 Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  

Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный   образовательный   процесс   на   основе   духовно-нравственных   и социокультурных ценностей   и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.      

У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.

Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас. Мы знаем, что нет смерти. Мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние. Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры от религиозного воспитания состоит в том, что занятия православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. Обучение ребёнка основам православной культуры, учитывающее становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания, чего не может обеспечить безрелигиозная культура. Содержание, основанное на православной культуре, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельности и решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи.

                В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Если планировать воспитательный процесс обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

В старшем дошкольном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

          Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  1. формирование потребности в здоровом образе жизни;
  2. формирование духовности  дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
  3. эстетическое развитие детей;
  4. сотрудничество семьи и ДОУ
  5. обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

 Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Цели программы.

1. Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.

2.. Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.

3. Снижение уровня агрессивности.

4.  Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации воспитанников.

Задачи:

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

- формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

 Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:

- чтение народных и авторских сказок,   литературных произведений из серии «Детям     о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1.   Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3.  Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).

4.   Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

Тип программы: образовательная.

Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

•Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.

•Социализация, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев, труд.

•Художественное творчество, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.

•Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.

•Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры).

•Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.

Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.

Условия реализации программы.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7лет. Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с сентября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20-25 минут. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы, котрые позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр мультфильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.

Планируемые результаты

Воспитанники имеют представления:

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

-о духовных и нравственных ценностях;

-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-знакомы с историей и культурой своей страны;

-умеют беречь и поддерживать красоту;

-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

-стремятся к добру и неприятию зла.

Литература.

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;

3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;

4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-  М.: Издательский дом «Покров», 2004;

6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2.000;

7 Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;

8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

9. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

10. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

11. Православная культура в школе: Учебно–методическое пособие для учителей общеобразовательных школ/ январь-декабрь / М.: Издательский дом «Покров», 2004;

12. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.-М.: Глобус, 2007;

13. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;

14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;

15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск.: Издательство «Русь», 2007;

16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.  http://pedagog.eparhia.ru/

 

 

Примерное тематическое планирование содержательного модуля «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для старшей группы

Наименование

Количество занятий

Количество занятий в год

36

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в неделю

1

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию

детей дошкольного возраста (5–6 лет)

Сентябрь

  1. «Кто мы, откуда?

Где наши корни?»

Цель: обогащать и систематизировать представления детей о семейных ценностях.

  1. «Древняя Русь»

Цель: формировать чувство гордости за причастность к русскому роду.

3.«Мир божий вокруг нас»

Цель: Дать представление о мире, в котором живёт человек как о даре (подарке) Бога

  1. Малая Родина

Цель: Вспомнить с детьми определение «Малой Родины», Развивать патриотические чувства по отношению к своей малой родине.

  1. Моя семья, мои близкие родственники.
  2. Семья-это группа живущих вместе родственников. Несколько поколений составляют род.
  3. Рассматривание семейных фотографий.
  4. Изготовление семейного древа (родословное дерево).

  1. Мы - русские.
  2. Откуда пошло название нашей Родины (Русь).
  3. Знакомство с древнерусской архитектурой.

Рассматривание крестьянских и городских построек, храмов

  1. Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник.
  2. Дать детям сведения о понятии Творец, подвести содержательное обобщение материала о сотворении мира.
  3. Повторить с детьми времена года название месяцев, основные приметы.
  4. Объяснить детям понятие Творец, вспомнить, что сотворил Бог за 7 дней на земле.
  5. Чтение рассказа из детской Библии.
  6. Подвести детей к тому, что весь мир вокруг нас – прекрасен и он последователен, что всё существует не зря, а существует благодаря Творцу – Господу Богу, и мир необходимо беречь и охранять. Просмотреть мультфильм «Сотворение мира» - обсудить основные его моменты.

  1. Побеседовать с детьми на тему «Родина», «Малая родина».
  2. Рассмотреть фотографии,
  3. Попросить детей прокомментировать выбор сюжета рисунка своей малой родины фото.

Октябрь

  1. От матери небесной до матери земной

Цель:  Воспитание любви и уважения к матери, сравнение отношений к детям матери и мачехи, объяснить понятие сирота, многодетная мать.

добрыми.

  1. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

3.ИЗО деятельность: «Наш Покров»

Цель: Вызвать желание у детей изобразить впечатление от праздника

  1. Беседа о честности, любви, доброте.

Цель: Продолжать знакомство детей с нормами христианской этики. Учить детей слушать, делать выводы. Учить понимать какие дела являются

1.Этическая беседа о маме «Многодетная мама-русская матрешка»

2.Чтение: «Сказка про Ивасика», «Крошечка-Хаврошечка»,

 «Сердце матери».

3.Конкурс чтецов «Моя прекрасная мама».

  1. Познакомить детей с праздником, его обычаями, традициями, как его отмечали на Руси

2.Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы.

  1. Стихи, загадки по теме.

         Продуктивная деятельность

  1. Беседа о добрых и плохих привычках. Учить детей анализировать свои поступки.
  2. Просмотр мультфильма «Просто так». Обсуждение увиденного.
  3. Чтение сказки «Кот и петух». Игра «Плохие и хорошие дела». Рисование «Радуга. Добрые правила жизни».

Ноябрь

  1. Иконы.

Цель: расширять и углублять знания детей об иконах, их отличительных особенностях и ценности для христиан. Развивать познавательный интерес к процессу создания икон художниками – иконописцами. Воспитывать уважение к изображениям на иконах

  1. «День единения - день богатырской славы».

Цель: дать детям представление о богатырях-защитниках Древней Руси;

познакомить с оружием богатырей;

воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

  1. Экскурсия в храм. Беседа «Храм – дом Божий».

  1. Рисование Храма

  1. О чём рассказывают иконы.
  2. Что такое икона?
  3. Различие икон.
  4.  Иконы в храме и дома.

  1. Чтение отрывков из былин о богатырях.
  2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания.

            Целевая прогулка

Продуктивная деятельность

Декабрь

  1. «К худой голове своего ума не приставишь».

Цель: Обогащать представления детей о произведениях русского – народного фольклора, на примере знакомых сказок учить детей понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.

  1. Праздник Рождество Христово

Цель: Дать детям сведения о том, что есть такой церковный праздник - Рождество Христово, помочь ощутить чувство радости от данного церковного праздника.

  1. «Хозяйка и хозяин  в русских народных сказках».

Цель: Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умение выделять по признакам нужный образ – хозяйки и хозяина. Воспитывать отрицательное отношение к лени.

  1. «Новогодний карнавал».
  1. Беседа об уме и глупости (на примере пословиц и поговорок, игра «Закончи пословицу», рисование «Узнай пословицу по рисунку»).
  2. Нет сказок без правды (объяснить детям, для чего чудеса в сказках), викторина по содержанию знакомых сказок.

Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю», словесная игра «Филя и Уля».

  1. Знакомство с традициями Рождественских праздников.

  1. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
  2. Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним.
  3. Музыкальное занятие с использованием духовной музыки.
  4.  Ручной труд на тему: «Рождественские открытки».

  1. Сказки «Морозко», К.И. Чуковского «Федорино горе».
  2. Знакомим с помощью наглядного материала с укладом  жизни в православной  семье,  осмысленным  и  целесообразным устройством  предметной  среды  русского  дома,  особенностями  мужских  и  женских  домашних  трудов.

         Театрализованное представление

Январь

  1. «Зимние святки»

Цель:

Способствовать развитию интереса к обычаям проведения зимних святок.

  1. «Рождественские чтения»

Цель: Формировать представления у детей дошкольного возраста о русских традициях.

  1. «Новый год на Руси»

Цель: приобщать детей к участию в русских - народных праздниках.

  1. Изготовление Рождественских и Новогодних открыток
  1. Изготовление обрядовых кукол.
  2. Разучивание колядок, игр к празднику.
  3. 3.Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.

Совместные презентации родителей и детей на православную тему.

  1. Рассказ о праздновании Нового года на Руси, рассказ о гаданиях и показ одного из них.
  2. Рождественские встречи (Совместно с СДК, дети участвуют в общем празднике).
  3. Санта-Клаус и Никола –чем похожи и в чем отличие.
  4. Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».

Продуктивная деятельность

Февраль

1.Правила почитания и уважения старших

Цель: Раскрыть понятие «уважение».

Выявить качества, за которые мы уважаем людей. Найти и обсудить пословицы и поговорки об уважении к старшим.

2.«Весну красную встречаем»

Цель: Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.

3.«О чем звонят колокола?»» 

Цель: Продолжать знакомить детей с православными праздниками, с их обычаями, традициями;  Познакомить с разными видами колоколов, с их звучанием;

4. «У истоков русской народной культуры»

Цель: Продолжить знакомить с традициями русского народа.

Работа с материалом книги для чтения «Грамматика нравственности».

Чтение и обсуждение отрывка О. Тихомирова «Александр Невский» стр. 186

  1. Рассказ о Масленице, о том как она празднуется на Руси, познаем секреты русской кухни – учимся печь блины.
  2. Разучивание закличек солнца на Сретенье (15 февраля), масленичных приговоров, игр, знакомство с приметами Сретенья.
  3. Чтение русской народной сказки « Как весна зиму поборола».
  4. Развлечение «Масленица широкая» (совместно с поселенческой библиотекой).

  1. Беседа о церковных колоколах.
  2. Экскурсия к колокольне Храма

  1. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
  2. Беседа о русской народной песне.
  3. «Дело мастера боится».
  4. «Живёт в народе песня».
  5. «На героя и слава бежит».

Март

1.«Весенние хлопоты»

Цель: дать детям представление о том, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии, на том и стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, загадки, пословицы..

2.Масленица.

Цель: Дать детям представления о православном празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к православной культуре своего народа.

3. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».

Цель: Познакомить детей через активные формы деятельности, с традициями празднования Масленицы.

4 .Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.

Цель: Познакомить детей со Святым Николаем Угодником, с его делами;

  1. «Онисим – овчарник» - Беседа об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку, рассматривание овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из неё, вязание на спицах, рассказ о том, что делали раньше в этот день.
  2. Учимся величать мальчиков и девочек- добры – молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга, хвалятся своими умениями: девочки – рукоделием, мальчики спортивными достижениями.
  3. Прилетите, жаворонки, к нам-знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника, работа с солёным тестом –делаем жаворонков.

  1. Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. руководителя

Продуктивная деятельность

1.Дать понятие, почему его причислили к лику святых. 2.Вспомнить с детьми, какие поступки достойны уважения.

Апрель

1.«Преданья старины далёкой»

Цель: На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и д.р.

  1. «Светлый праздник Пасхи»

Цель:Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего  места  в  семье,  деятельного  участия  в  домашних  делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа.

  1. Выставка «Великая Пасха» -

Цель: привлечь к её оформлению детей и их родителей.

  1. «Рыцарское отношение к девочкам».

Цель: Формировать положительные моральные качества 

  1. Чтение былин.
  2. Просмотр диафильмов.
  3. Рассматривание и обсуждение картин В.Васнецова «Богатыри».
  4. Изготовление боевых доспехов из картона.

  1. Просмотреть с детьми мультфильм из серии «Моя первая Библия» - «Пасха». Помочь понять смысл сюжета.
  2. Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца зародилась благодаря данному празднику. Пояснить, какие этапы предшествуют празднику. Подчеркнуть роль детей в помощи родителям.
  3. Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета.

Детские рисунки и совместные  поделки на Пасхальную тему

  1. Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».
  2. Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка»

Май

  1. «Человек жив до тех пор, пока про него помнят»

Цель: воспитывать чувство гордости за защитников своего отечества,

познакомить детей с приметами народного земледельческого календаря.

  1. «Правда и ложь»

Цель: Объяснить детям понятия «правда» и «ложь», почему нельзя обманывать, возможные последствия лживых поступков, Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».

  1. «Белая береза любимое на Руси дерево».

Цель: познакомить детей с традициями   народных гуляний во время весенних святок (прощание с весной, встреча лета).

  1. «Играем в забытые детские игры»

Цель: развивать интерес к русским народным играм.

  1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.
  2. Про отцов и дедов помнить от века завещано: беседа о празднике Победы, о родственниках и односельчанах, погибших в годы войны, рассматривание фотографий из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры, экскурсия к вечному огню.
  3. Встреча с жителями села- детьми ВО войны.

  1. Читать произведения Сухомлинского «Почему Серёже стало стыдно» и «Я больше не буду».
  2. Дидактическая игра «Круг пожеланий»,
  3. Моделирование ситуации «Врунишка»,

  1. Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы, разучивание песен о березе, хороводов, игр, загадывание загадок о березе, о лете, учимся плести веночки.
  2. Праздник русской берёзки (совместно с СДК).
  3. Красота русского костюма -знакомство с деталями русского костюма( понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, кокошник, картуз), украшение кокошника бисером и лентами.

1.О русском прянике - рассказ о пряниках, о том, почему их так называют, рассматривание и различение на запах

2. Знакомство с разными видами жеребьевки.

3. Разучивание считалок, словесных текстов к играм, рассматривание иллюстраций.

          4. Игры старинные, детские, изготовление оборудования          для различных игр.

          5. Развлечение «Весёлая шкатулка».приправ, которые кладут в пряники (мята, ванилин, тмин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель реализации программы: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой»

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой» (для детей дошкольного возраста 4-7лет, срок реализации 3 года)...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...