Программа по духовно-нравственному воспитанию
рабочая программа (старшая группа) по теме
Программа «Истоки» по духовно-нравственному воспитанию для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_duh-nrav.docx | 59.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Программа «Истоки»
по духовно-нравственному воспитанию
для детей 5-7 лет
Разработала: Воспитатель старшей группы
О.В. Баженова
2016г.
«Нет никакого высшего искусства,
как искусство воспитания.
Мудрый воспитатель создает живой образ,
смотря на который радуются Бог и люди».
святитель Иоанн Златоуст
Пояснительная записка
Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.
Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”.
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.
Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.
Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается в «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
Отрадно, что в настоящее время, когда начался процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.
Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение.
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас. Мы знаем, что нет смерти. Мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние. Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры от религиозного воспитания состоит в том, что занятия православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. Обучение ребёнка основам православной культуры, учитывающее становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания, чего не может обеспечить безрелигиозная культура. Содержание, основанное на православной культуре, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельности и решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Если планировать воспитательный процесс обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и ДОУ
- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
Цели программы.
1. Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.
2.. Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.
3. Снижение уровня агрессивности.
4. Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации воспитанников.
Задачи:
- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Тип программы: образовательная.
Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
•Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.
•Социализация, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев, труд.
•Художественное творчество, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.
•Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.
•Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры).
•Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.
Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7лет. Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с сентября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20-25 минут. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы, котрые позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр мультфильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.
Планируемые результаты
Воспитанники имеют представления:
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Литература.
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;
4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;
6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2.000;
7 Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;
8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
9. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
10. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;
11. Православная культура в школе: Учебно–методическое пособие для учителей общеобразовательных школ/ январь-декабрь / М.: Издательский дом «Покров», 2004;
12. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.-М.: Глобус, 2007;
13. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;
14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;
15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск.: Издательство «Русь», 2007;
16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;
17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/
Примерное тематическое планирование содержательного модуля «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для старшей группы
Наименование | Количество занятий |
Количество занятий в год | 36 |
Количество занятий в месяц | 4 |
Количество занятий в неделю | 1 |
Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста (5–6 лет)
Сентябрь |
Где наши корни?» Цель: обогащать и систематизировать представления детей о семейных ценностях.
Цель: формировать чувство гордости за причастность к русскому роду. 3.«Мир божий вокруг нас» Цель: Дать представление о мире, в котором живёт человек как о даре (подарке) Бога
Цель: Вспомнить с детьми определение «Малой Родины», Развивать патриотические чувства по отношению к своей малой родине. |
Рассматривание крестьянских и городских построек, храмов
|
Октябрь |
Цель: Воспитание любви и уважения к матери, сравнение отношений к детям матери и мачехи, объяснить понятие сирота, многодетная мать. добрыми.
3.ИЗО деятельность: «Наш Покров» Цель: Вызвать желание у детей изобразить впечатление от праздника
Цель: Продолжать знакомство детей с нормами христианской этики. Учить детей слушать, делать выводы. Учить понимать какие дела являются | 1.Этическая беседа о маме «Многодетная мама-русская матрешка» 2.Чтение: «Сказка про Ивасика», «Крошечка-Хаврошечка», «Сердце матери». 3.Конкурс чтецов «Моя прекрасная мама».
2.Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы.
Продуктивная деятельность
|
Ноябрь |
Цель: расширять и углублять знания детей об иконах, их отличительных особенностях и ценности для христиан. Развивать познавательный интерес к процессу создания икон художниками – иконописцами. Воспитывать уважение к изображениям на иконах
Цель: дать детям представление о богатырях-защитниках Древней Руси; познакомить с оружием богатырей; воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
|
Целевая прогулка Продуктивная деятельность |
Декабрь |
Цель: Обогащать представления детей о произведениях русского – народного фольклора, на примере знакомых сказок учить детей понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.
Цель: Дать детям сведения о том, что есть такой церковный праздник - Рождество Христово, помочь ощутить чувство радости от данного церковного праздника.
Цель: Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умение выделять по признакам нужный образ – хозяйки и хозяина. Воспитывать отрицательное отношение к лени.
|
Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю», словесная игра «Филя и Уля».
Театрализованное представление |
Январь |
Цель: Способствовать развитию интереса к обычаям проведения зимних святок.
Цель: Формировать представления у детей дошкольного возраста о русских традициях.
Цель: приобщать детей к участию в русских - народных праздниках.
|
Совместные презентации родителей и детей на православную тему.
Продуктивная деятельность |
Февраль | 1.Правила почитания и уважения старших Цель: Раскрыть понятие «уважение». Выявить качества, за которые мы уважаем людей. Найти и обсудить пословицы и поговорки об уважении к старшим. 2.«Весну красную встречаем» Цель: Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны. 3.«О чем звонят колокола?»» Цель: Продолжать знакомить детей с православными праздниками, с их обычаями, традициями; Познакомить с разными видами колоколов, с их звучанием; 4. «У истоков русской народной культуры» Цель: Продолжить знакомить с традициями русского народа. | Работа с материалом книги для чтения «Грамматика нравственности». Чтение и обсуждение отрывка О. Тихомирова «Александр Невский» стр. 186
|
Март | 1.«Весенние хлопоты» Цель: дать детям представление о том, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии, на том и стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, загадки, пословицы.. 2.Масленица. Цель: Дать детям представления о православном празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к православной культуре своего народа. 3. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». Цель: Познакомить детей через активные формы деятельности, с традициями празднования Масленицы. 4 .Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае. Цель: Познакомить детей со Святым Николаем Угодником, с его делами; |
Продуктивная деятельность 1.Дать понятие, почему его причислили к лику святых. 2.Вспомнить с детьми, какие поступки достойны уважения. |
Апрель | 1.«Преданья старины далёкой» Цель: На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и д.р.
Цель:Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего места в семье, деятельного участия в домашних делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа.
Цель: привлечь к её оформлению детей и их родителей.
Цель: Формировать положительные моральные качества |
Детские рисунки и совместные поделки на Пасхальную тему
|
Май |
Цель: воспитывать чувство гордости за защитников своего отечества, познакомить детей с приметами народного земледельческого календаря.
Цель: Объяснить детям понятия «правда» и «ложь», почему нельзя обманывать, возможные последствия лживых поступков, Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».
Цель: познакомить детей с традициями народных гуляний во время весенних святок (прощание с весной, встреча лета).
Цель: развивать интерес к русским народным играм. |
1.О русском прянике - рассказ о пряниках, о том, почему их так называют, рассматривание и различение на запах 2. Знакомство с разными видами жеребьевки. 3. Разучивание считалок, словесных текстов к играм, рассматривание иллюстраций. 4. Игры старинные, детские, изготовление оборудования для различных игр. 5. Развлечение «Весёлая шкатулка».приправ, которые кладут в пряники (мята, ванилин, тмин). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель реализации программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой»
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой» (для детей дошкольного возраста 4-7лет, срок реализации 3 года)...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...