Конспект сценария праздника "В гостях у Вирявы" (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Порткина Светлана Александровна

Сценарий праздника "В гостях у Вирявы" в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_viryava.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

- Знакомить детей  с различными жанрами  мордовского фольклора, а также с историей, обычаями, традициями мордовского народа;

- Развивать способность эмоционально – образного восприятия национального музыкального искусства;

-воспитывать  любовь к своей малой Родине;

- научить слушать и понимать   народные музыкальные произведения; осваивать национально – своеобразный язык мордовского народа и формировать на этой основе музыкальные представления

- развивать и совершенствовать коммуникативные навыки;

-формировать навыки интонирования мордовских народных песен, игры на музыкальных инструментах, исполнения мордовских народных танцев;

-научиться снимать психологическое напряжение, создать у детей радостное настроение;

- развивать творческие способности и воображение, помогать индивидуальному самовыражению детей.

 

Оборудование: Березка, шапочка – кулика, костюм Вирявы, мордовские костюмы для детей, канат, фонограмма  звуков леса, музыкальные инструменты.

Репертуар: Хоровод – инсценировка «Селека», закличка «Кулик-весна» танцевальная композиция «Весенняя хороводная» (автор Н. Сураева - Королева), игра на музыкальных инструментах «Веселое настроение»

(авт.Н. Кошелева), песня   «Весна в Мордовии» (К.Смородина, Г.Вдовин.) Хоровод (мордовская народная песня «Луганяса  келунясь»)

Ход праздника:

Дети заходят в музыкальный зал. Музыкальный зал украшен в виде лесной полянке.

 Воспитатель. Шумбратодо, эйкакшт! (Здравствуйте, дети!)

Дети. Шумбратадо! (Здравствуйте!)

Воспитатель. Скажите, дети, на каком языке мы с вами поздоровались?

(ответы детей)

Воспитатель. Назовите республику, в которой мы с вами живем? (ответы детей)

Воспитатель. Как называется город, в котором мы живем? (ответы детей)

Саранск – столица нашей республики Мордовия. Скажите, дети, а любите ли вы свою республику и свой город? (ответы детей)

Воспитатель. Конечно, мы должны любить наш город. Саранск – это наша малая Родина, место, где вы родились и растете, где живут ваши родители и друзья.

(Раздается стук в дверь,   в зал влетает зеленый воздушный шарик на нем конверт с письмом).

Воспитатель. Интересно, от кого это письмо? Давайте прочитаем? (зачитывает письмо) «Дорогие ребята! Приглашаю Вас  к себе в гости, на лесную полянку, весну встречать. Там Вас ждет много интересного и увлекательного. Хозяйка леса Вирява».

Воспитатель. Ребята! Хотели бы вы отправиться в гости к Виряве,  в лес? (ответы детей).

Воспитатель. Ребята, а вы знаете кто такая Вирява? (ответы детей).

Воспитатель. Издавна, мордовский народ верил, что в лесу живет хозяйка. Богиню леса называли Вирявой. По эрзянски «вирь» - лес, «ава» - женщина. По преданию,  Вирява  сторожила лес от  разных бед: пожаров, вырубки деревьев, охотников.  По нраву своему суровая, но справедливая. Если добрый человек заблудится в лесу, она помогает ему найти дорогу домой, а если потерялся злой охотник или злой человек, Вирява может усыпить путника. Так она охраняет свои владения, следит за порядком, лечит зверей и птиц. Но больше всего она любит слушать голоса леса.

А чтобы самим услышать звуки леса, я приглашаю вас, ребята отправиться в волшебный лес на встречу весны. 

 (Дети заходят на полянку, звучит фонограмма «Звуки леса»).

(Детей встречает Вирява)

Вирява. Шумбратодо, эйкакшт! 

Дети. Шумбратадо! (Здравствуйте!)

Вирява. Вы узнали меня? Я хозяйка леса Вирява.

Я люблю гулять по лесу,

Здесь хожу  я каждый день,

Все в лесу  мне интересно –

Каждый куст и каждый пень!

Здесь,  в лесу, всегда встречаю

Тысяча чудес!

Все секреты мне откроет

Мой любимый лес!

 На дворе капель,

И в лесу тепель!

 Пригласила я вас  Весну – красну встретить

 Позабавиться да потешиться!

Пошутить, поиграть, посмеяться,

Смех да веселье!

Ребенок. Сколько здесь гостей сегодня,

Все сюда приглашены,

Будем петь и веселиться

Нынче праздник для души!

Вирява.

Проходите, гости дорогие,

 На лесную полянку.

 Присаживайтесь.

 Где потеснее -  там и веселее. 

Воспитатель. Долго длится зимняя пора в Мордовии – уже прошла Масленица,  а зима  все не хочет уходить. И вот, чтоб приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд – заклинание весны. О ней складывали стихи, пели песни, посвящали народные гуляния, призывали солнце красное  скорее растопить зимний снег.

Вирява. Ох, и надоела нам зима!

Покличьте нам гости дорогие, весну красну!

(Дети читают заклички)

1 Ребенок. Жавороночки, жавороночки!

Прилетите к нам!

Унесите от нас зиму холодную!

Принесите весну теплую!

2 Ребенок. Уж ты пташечка залетная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето.

3 Ребенок. Чика, листь, листь, листь,

Оев каша пенч максан!

Чика, листь, листь,

Якстере атякш теть! (э.)

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь красного петушка!

Исполняется  закличка «Кулик-весна» (выбирается ребёнок – кулик дети образуют, круг вокруг него. По окончании музыки кулик догоняет детей).

 Воспитатель. В марте хозяйки пекли  из остатков пшеничной муки маленькие шарики, и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая, мороз отведать угощения.

Ребенок. Мороз, красный нос, вот тебе хлеб да овес!

А теперь убирайся, на север отправляйся! 

Воспитатель. Ребята, давайте поможем зиме уйти до следующего года – споем ей старинную мордовскую песню.

Хоровод – инсценировка «Селека» (мордовская народная песня), (автор Н. Сураева - Королева),

Воспитатель. А как мы догадаемся о приближении весны? (ответы детей)

Вирява. А вот по лесу идет Весна,

Всем добрым людям улыбается она!

(Входит девочка Весна)

 Дети. Весна - красна, на чем пришла?

Весна. На жердочке-бороздочке,

На овсяном колоске

На пшеничном пирожке.

Дети. Весна – красна, а с чем пришла?

Весна.  С радостью, великой милостью,

С зорьками ясными,

С деньками прекрасными.

С теплыми росами,

С майскими грозами.

Живою водою, густою листвою.

С радостью птицы запоют

Цветы, травы зацветут.

Под солнышком красным

Всем тепло, ясно!

Вирява. Разойдись, народ,  в сторонушки

Приглашаю поиграть в хороводушки!

Танцевальная композиция «Весенняя хороводная» (автор Н.Сураева-Королева).

Ребенок.  Весна – красна,

А что ты нам принесла?

Весна. Я весной на завалинке сижу,

А зимой  - в горнице.

Сижу на народ гляжу,

Все всегда запоминаю

И в копилку собираю.

Сяду с вами на полянку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки –

Кто смышленый погляжу!

Весна загадывает загадки:

1.Встала красная девица рано,

Встала бела да румяна,

Умывалась ясной росой,

Увилась золотой косой,

Сама добрая, на всех глядит,

А на себя – не велит?

(солнце)

2.Зелена, а не луг, белена, а не снег,

Кудрява, а не человек?

(береза)

3.На шесте дворец, во дворце певец? (скворец)

Вирява. Я тоже загадаю вам мордовские загадки:

1.Зимой леденеет,

Весной тает (речка)

2.Увидеть можно, да взять нельзя (солнце)

Вирява. Молодцы! Отгадали все загадки! А какой же праздник без игр народных!

У весенних у ворот,

Выходи играть народ!

Чур-чура, чур-чура.

Начинается игра.

Игра: «Раю – раю»  

Проводиться мордовская игра «Раю – раю»  для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети – ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет.

 И детей проведет.  

В это время дети идут паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети ворота отделяют последнего  ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок-щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать  отвечает и встает в одну из команд. Дети- ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда становится победительницей

Вирява. Засиделась, заигралась я с вами.

Становитесь - ка в ряд,

Выбирайте подряд:

Дудки, бубны,

Ложки – поварешки,

Инструменты хороши –

Веселитесь от души!

 Игра на музыкальных инструментах «Веселое настроение»

(авт.Н. Кошелева)

Вирява. У нас – то на полянке,

У нас на – то  на зеленой,

Гуляли девушки,

Гуляли  молодки,

Уж вы красные, гуляйте!

Уж вы красны веселитесь!

Хоровод - мордовская народная песня «Луганяса  келунясь» ( обр. Н. Бояркина)

Вирява. Праздник весны продолжается,

 Шуметь, острить разрешается,

 Сделайте серьезные лица

 И послушайте небылицу.

Ребенок. Ай, шакшата, шакшата,

Мес кувака пулоце?

-Од авазе  поназе,

Ловцонь вайса вадезе.

Бабазе - котфу,

Атязе - ярмаку.

Ох,мольхтяма  ульцява!

-Ай, дятел, дятел

Почему хвост у тебя длиннющий?

 -Неродная матушка заплела,

-Сметаною его обмазала.

Бабушка моя - холстами  богатейшая,

Дедушка мой – деньгами славнейший.

Ох,  давай по улице пройдемся!

Вирява. На весенним празднике

Как же песню нам не спеть,

Песню о любимой сторонушке.

Ребенок.  Мы с мордовской песней дружим,

По-мордовски  говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Песню спеть для вас хотим.

Песня «Весна в Мордовии» (муз. Г. Вдовин, ст. К. Смородина)

Весна. На празднике весеннем нашем

Веселились все мы от души

Спасибо вам гости дорогие,

За веселье широкое, за песни звонкие, за игры дружные!

Вирява. Спасибо  ребята,

 Порадовали и вы меня

Не останусь  я в долгу,

Вас порадовать хочу!

(раздает подарки детям – печенье «Жаворонки»)

Расставаться пора, до свиданья, детвора!

 Под «Мордовскую плясовую»  (автор Н.Сураева-Королева) дети выходят

 из зала

Используемая литература:

1.Региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (авторы О.В. Бурляева и др.), Саранск – 2015.

2. Сураева-Королева  Н. «Маленькие бубенчики», учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ, Саранск – 2005.

3. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»),  Саранск – 2007.

4.»Хрестоматия к  примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»  (сост. Е.Н. Киркина)- Саранск , 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария праздника "День здоровья" в старшей группе

Конспект сценария праздника "День здоровья" в старшей группе...

Конспект сценария праздника 8 марта в подготовительной группе "Раскрасим мир для мамы"

Мероприятие направлено на создание праздничной атмосферы, условий для тёплого,эмоционального общения детей и родителей....

Конспект - сценарий праздника "Ярмарка широкая" для подготовительной группы

Сценарий осеннего праздника с музыкальным материалом....

конспект сценария праздника 8 марта в младшей группе детского сада

Праздничное мероприятие с детьми младшего дошкольного возраста посвященное 8 Марта...

конспект сценария праздника 8 марта в старшей группе детского сада

Празничное мероприятие с детьми посвященное 8 Марта...

конспект сценария праздника 8 марта в подготовительной группе детского сада

Праздничное мероприятие с детьми посвященное 8 марта...