проект "Семейные обычаи на Руси"
проект (старшая группа) на тему

Аксененко Алена Александровна

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с обычаями русского народа. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с обычаями русского народа. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semeynye_obychai_na_rusi.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад  №133 Радуга.

                               

   

Знакомство с русскими обычаями, праздниками

  Исполнители проекта:

 Фатеева Алена Александровна

    Воспитатель

 Дети группы

Вид проекта: творческий.

 

Срок реализации проекта:  сентябрь- декабрь (краткосрочный)

                                       

                                                                                                           

  Постановка проблемы:

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
        Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края        Наша практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы., в которой воспитательные задачи, рожденные целью передачи детям нравственных и эстетических ценностей народа, занимают приоритетное место.

       Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.

      Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них  фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.

Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с обычаями русского народа.  

Задачи проекта:

  •  познакомить детей с русскими обычаями, укладом жизни в быту и в праздник.
  • вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки, приговорки, колыбельные.)
  • развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
  • воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Объект исследования: русские народные традиции в быту и праздновании обрядовых праздников.

Ожидаемые результаты:

  • Устойчивый интерес к культуре русского народа.
  • Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
  • Создание альбомов, состоящих из детских работ.

            Оценка результатов проекта

  В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты:

  • создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской избы»,в котором собраны предметы быта,представляющего собой быт русского народа;

  • сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа;

  • создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;

  • установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.

Схема осуществления проекта

по основным видам деятельности:

Центр познавательного развития:

  • Непосредственно-образовательная деятельность
  1.  «Ярмарка»
  2.  «Посиделки о славной старине»
  3.  «Знакомство с народной куклой»
  4.  «Русские узоры…»
  5.  «Традиции и обряды русского народа»

 

Образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов

Беседы  по ознакомлению детей с русской культурой: «Из истории костюма», «Посиделки», «Ой вы, гости -  господа», «Весела была беседа»  и другие. Ознакомление с произведениями  русского народного  творчества. Знакомство и обсуждение с детьми элементов русского фольклора: пословицы и поговорки (о дружбе, взаимопомощи, труде). Просмотр тематического фотоальбома: «Россия – праздники и будни». Разучивание  русских народных, подвижных игр.  Рассматривание альбома иллюстраций «Как жили наши предки».  Посещение музея «Русская изба».  Д\И «Назови предмет» (быта, одежды, орудия труда). Создание уголка «Русской избы»

Центр игровой деятельности

  • Подвижные народные игры « Утица», «Как у дядюшки Трифона», «Ворон», «Тара-ра», «Жаворонок», «Ручеёк», «Ванечка-Ванечка»
  • Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
  • Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»

Центр художественной деятельности

  • Рисование
  • «украсим сарафан матрешкам»
  •  «расписывание глиняных игрушек»
  • «Солнышко – колоколнышко»
  • «Масленица – барыня!»
  • «Пасхальное яйцо»
  • « Во поле береза стояла»

  • Аппликация:
  •  «Осенний ковер»
  • «орнаменты городецкой росписи»
  • «Барышня на масленице»

  • Лепка:
  •  «Пасхальный кулич»
  • «Дымковский козлик на ярмарке»
  •  «солнышко»
  •  «Блинчики для зайчат»

          ☼ Ручной труд:

  • «Кукла из соломы»
  • «Рождественские подарки»

          Выставки совместного творчества детей и родителей:

  • «Дары осени»
  • «Пасхальные куличи и яйца»
  • «Масленица-кривошейка»
  • «Зимняя фантазия»

Центр музыкального развития:

  • Музыкальные занятия
  • Совместная деятельность:
  • Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
  • Игра на шумовых народных инструментах.

  • Развлечения:

  • «Осенины»
  • «Рождественские колядки»
  • «Масленица»
  • «ярмарка»

  • Театральные представления:
  • «Морозко»
  • «Волк и семеро козлят»

  Презентация проекта «Семейные обычаи на Руси»

Ход

Дети входят в групповую комнату. .

Воспитатель:

- Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Я вас приглашаю в путешествие по  лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.

Дети:

- Снег, деревья,  камень.

Воспитатель:

- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:

- Направо.

Воспитатель:

- А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель:

- Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети: 

- В русской избе.

Воспитатель:

- А почему вы решили, что это изба?

Дети:

- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем варили кушать.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из кроватки куклу.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш,. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Молодцы! Посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети:

- Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель:

- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали уголек?

Дети:

- Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали зернышко?

Дети:

- Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали монетку?

Дети:

- Будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А во что одевали ребеночка?

Дети:

- В отцову рубашку.

Воспитатель:

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети:

- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель: 

- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

- Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель:

- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Дети:

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель:

Дети качают ребенка

 а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети:

- Да.

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.

Воспитатель:

- Молодцы,. А у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы.

Смотрим на наш оберег (показывает образец).

Воспитатель:

- Из чего мы с вами его лепили?

Дети:

- Из соленого теста.

Воспитатель:

- А чем мы украшали?

Дети:

Линией, точкой,листочком

Воспитатель:

- А как мы располагали узоры?

Дети:

- Вверху, внизу, слева, справа.

Воспитатель:

- А какими узорами мы расписывали?

Дети:

- Точками, волнистыми линиями, листочками.

Воспитатель:

- Дети, а как мы располагали листики?

Дети:

- Слева и справа.

Воспитатель:

- Дети, но мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям.

Дети:

Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?) После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель:

- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель:

- Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушку наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель:

- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

- Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Ответы детей.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Я приглашаю вас к себе в гости в следующий раз и предлагаю для нашей встречи приготовить рассказ «О традициях в ваших семьях» ,а так же изготовить обереги для своих близких .И принести их сюда чтобы организовать выставку и все могли полюбоваться вашими оберегами.


  Сценарий развлечения  «Коляда!»

Зазывалы.

Собирайся, честной народ, на гулянье!
Рядитесь, берите трещотки!
Да всей семьёй спешите к началу!

Ото всех дверей, ото всех ворот
К нам на праздник спеши!
Кто умеет хорошо трудиться,
Тот умеет и веселиться!

Зима нас торопит,
Спешите!
Рядитесь, из групп выходите,
Колядуйте, пойте,
Пляшите, шутите!

Ряженые дети с разных сторон зала идут в зал и поют: 

Песнехоры (дети одеты в костюмы колядовщиков) исполняют “Песню колядовщиков”:

Вот пала, пала порошка,
Напало снежку немножко.
Как по этой по дорожке
Колядовщики шли.

А как в первом терему –
Красно солнышко.
Во втором терему –
Ясный месяц живёт.

Колядовщики-то -
Люди добрые.
Мы ходили, мы искали
Коляду святую.

А как в третьем терему –
Часты звёздочки.
Наделите, не томите
Колядовщиков.

У Петрова двора
Нашли коляду
У Петрова двора,
Там три терема стоят.

Или с печки пирогом,
Или с клети решетом.
Не дадите пирога –
Мы развалим ворота!

(говорком): - Коляда светлая!

Пришла коляда вперёд Рождества, вперёд Масленицы.

Зашла коляда в Барнаул – город, а в Барнауле – граде живёт народ честной и

большой, и малый.

Коляда-маляда! Ходила коляда по святым вечерам.

1-й ребенок ( проходит возле гостей). Дома ли хозяева?..

Песнехоры. Как желает коляда…

1-й ребенок.

Всем здоровья и добра,
И согласия и богатства
В новом нынешнем году!

(Мальчики – “колокольчики” осыпают гостей горстями конфетти и зерном.)

(Все песнехоры убегают и присаживаются на стульчики.)

Ведущий. Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стоя под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву “колядками”. Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу в семье в наступившем году. Самым весёлым развлечением на колядках было ряжение. Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.

СЦЕНКА (показывают взрослые):

(Звучит русская народная мелодия “Барыня”. Входит Цыган и ведёт Медведя. Медведь идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).

Цыган. С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришёл, а с самим Михаилом Ивановичем. Не простой он медведь, а учёный : что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит.

А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь (отрицательно качает головой и рычит).

Цыган. Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая (на мотив частушки):

“Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил.”

(Хлопая в ладоши, дети поют с Цыганом. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов “Загорелся козий дом” - выскакивает КОЗА в сарафане – “барабанщик”. Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору музыкального руководителя), Коза барабанит, Медведь пляшет.)

Цыган.

Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

(Танец Медведя и Козы под русскую народную мелодию “Барыня”, а Цыган комментирует):

  1. Ну-ка, Миша, покажи как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
    Головушка у неё заболела!
  2. Козочка, а как красные девицы чешутся, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
  3. Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как… во как… Ох, хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его бодает)
  4. Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за угощение, за труды. (Медведь хватает с головы Цыгана шляпу и, держа её в передних лапах, идёт за сбором угощения к гостям)

Ведущий (детям). Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!

(Все хлопают, а Цыган, Медведь, Коза уходят из зала, прощаясь со зрителями).

 


Конспект развлечения «Ярмарка»

Ход

Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей в группу, где стоят балаганы.

Ребята, посмотрите, в каком необычном наряде сегодня я вас встречаю. Вам нравится мой наряд? Это старинный русский народный женский костюм.

Как вы думаете, как называется такая одежда? (Платок, юбка, рубаха, передник)

А ещё на мне надета душегрея и кика. Хотите рассмотреть? Душегрея – это короткая одежда, которую украшали вышивкой и парчой. Её предназначение – греть, согревать. Кика – кокошник из парчи, такие кики украшали жемчугом и надевали по праздникам.

Кто запомнил, как называется головной убор? А ещё какое новое слово услышали?

Сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Знаете, что это такое? Хотите побывать на ярмарке?

Петрушка. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.

Я весёлая игрушка, как зовут меня?

Дети. Петрушка.

Петрушка.

Почтенные господа,
Пожалуйте сюда.
Открываем балаган,
Предлагаем вам:
Кокошники, кушаки
Сарафаны да портки
Подходите, подходите
Покупайте, что хотите.

Дети выбирают костюмы, наряжаются.

Воспитатель. А вы, детушки, знаете, как называются эти костюмы? Уточнение ответов.

Петрушка.

Подходи, честной народ,
Все от мала до велика
Потеха пришла, смех, веселье принесла
Скоморохи, выходите, да людей повеселите!

Воспитатель. Дети, кто такие скоморохи, знаете? (Это люди, которые смешили народ.) Кто хочет быть скоморохом? Сейчас мы наденем воротнички и колпачки да включим задорную плясовую.

Скоморохи веселят детей.

Петрушка.

Вот игрушки расписные
Ладные, нарядные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.

Воспитатель. Подходите, выбирайте, да правильно называйте.

Дети покупают игрушки народных мастеров: семёновские матрёшки, дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки

Петрушка.

Дрессированный медведь
Может он плясать и петь
Кто нарядиться мишкой,
Получит коврижку.

Воспитатель. Кто хочет нарядиться мишкой? (Выбирает одного ребёнка)

- Ну-ка, мишка, не ленись, добрым людям поклонись.

-А теперь, покажи, как дети пляшут.

- А как зарядку делают? Молодец, мишка, вот тебе коврижка.

Петрушка.

Эй, удалой народ,
Карусель вас ждёт.

Подвижная игра “Карусель”: Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:

Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.

Петрушка.

А, вот, коробейник, весельчак и затейник
Продаёт игрушки, баранки да ватрушки
Денежку не вынимай,
А пословицу вспоминай.

Воспитатель. Дети, кто хочет быть коробейником? Если желающих несколько, то выбирают считалкой

Считалочка.

Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько дали?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты Ты и я!

Воспитатель. Подходите, кто знает пословицы? Дети рассказывают пословицы, получают товар.

Воспитатель.

На Руси была потеха
Пляску русскую плясать.
Становитесь в круг, ребята,
Будем пляску исполнять.

Русская народная пляска

Петрушка.

Просто молодцы, ребятки,
А теперь проверю я
Как отгадывать загадки,
Вы умеете, друзья.

Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Сам дней не знает,

А другим рассказывает.
Кто ходит ночь и ходит день

Не зная, что такое лень?
Птичка-невеличка.
Носик стальной,
А хвостик льняной.

Петрушка. Молодцы, ребятки, знаете загадки.

Воспитатель. Ну вот, детушки, мы обошли с вами всю ярмарку. Что же это такое, ярмарка? Что вам запомнилось? Какие новые слова услышали? Что вам понравилось?

Ярмарка – это народное гулянье, базар, где продают разный товар.

На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольные представления, где главный герой Петрушка.

Коробейники продают свой товар с лотков.

На ярмарке водили дрессированного медведя.

Устраивали карусель, разные забавы.

На ярмарку надевали праздничную одежду.

Воспитатель. Кто может сказать, как называется мой костюм?

Молодцы, ребятушки, вы были дружными, внимательными, любознательными, и вот вам подарочки от меня – воздушные шарики.

Литература:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Князева О.Л., Маханёва  М.Д.,

Гилярова Н.Н. «Хрестоматия по русскому народному творчеству»

Затеева Е.В.  «От родного порога» .Каплан Н.И. «Школа русского фольклора»

Ключевский В.О. «История русского быта»

Князева О.А. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Аникин В.П. «Русский фольклор»

Волобуева Л.В. «Традиции русской культуры в детском саду»

Головин Н. П. «Моя первая русская история


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные обычаи на Руси

Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...

Семейные обычаи на Руси.

Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционн...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Интегрированное занятие "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен...

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...