Развивающие экскурсии
план-конспект занятия (средняя, старшая группа) на тему

Зайцева Наталья Николаевна

Экскурсии для детей в рамках приоритетного направления "Музейная педагогика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Тула самоварная»

Участники: дети средней группы в количестве 6 человек.

Цель экскурсии: познакомить детей с культурным наследием русского народа - народным костюмом и промыслами  жителей Тульской губернии, реализуя направление музейной педагогики по теме «Кукла в народном костюме»

Задачи:

- формировать познавательный интерес детей, прививая любовь к

 народному творчеству, изучая культурное наследие родной страны;

- развивать  у детей  умение вести разговор на заданную тему, обогащая монологическую речь и совершенствуя  диалогическую;

- пополнять и активизировать словарь детей  на основе расширения знаний о родной стране;

- использовать  интерактивную среду  для интеллектуального обогащения представлений детей о прикладном творчестве;

- развивать  индивидуальные  творческие  способности  ребенка-дошкольника  в ходе продуктивной  деятельности.

Форма организации детей на экскурсию: свободное общение.

Форма проведения: интерактивная экскурсия.

Предварительная работа:

- беседы: «Традиции земли Русской», «Что такое ярмарка?»,  «Профессия экскурсовод», «Правила поведения в музее»;

- рассматривание  иллюстраций: «Русская изба», «Самовары», «Быт русской деревни», «Народные костюмы»;

- просмотр презентаций: «Жили – были дед и баба» (знакомство с крестьянским бытом),  «История Тульского края», «Тульский самовар»;

- рисование по теме: «Расписной самовар»;

- лепка по теме: «Девочка в сарафане»;

 - аппликация по теме: «Украшение платочка для тульской красавицы»,  «Банты - девичий головной убор»;

- составление описательных рассказов по одежде: «Нарядная кукла», «Во что одевались наши предки»;

- дидактические игры: «Опиши предмет, который нравится», «Наряди куклу», «Собери самовар»,

- интерактивная игра «Четвертый лишний» (одежда современная и народная);

-театрализованная игра: «В гостях у бабушки в Туле».

Работа с родителями:

-поход в магазин сувениров

- поход в хлебобулочный отдел супермаркета.

- предложить изготовить пряники дома

- собрание родительского клуба «Приглашаем родителей на экскурсию»

Оборудование и материалы:

А) Основной фонд музея:

- Кукла в костюме тульской губернии

- Самовары: угольный самовар, электрический, сувенирный.

Б) Вспомогательный фонд:

- иллюстрации  с изображением женской одежды Тульского края;

-слайды с изображением форм самоваров, и видов пряников;

- костюм для куклы (юбка, рубашка, головной убор);

Методы и приемы:

Схемы для рассказывания;

А) Словесные методы:

- рассказ ребенка-экскурсовода;

Б) Наглядные методы:

- рассматривание экспонатов.

В) Практические методы:

- лепка из мукосоли - пряники

Ход экскурсии:

1 вариант


Ведущий-ребенок:

- Здравствуйте, ребята, проходите, пожалуйста.

Дети проходят в группу (музей).

- Мы рады видеть вас в нашем мини-музее.

Приглашает экскурсантов присесть.

Ведущий - воспитатель:

Сегодня мы хотим предложить вам познакомиться с Тульским краем. Наши экскурсоводы расскажут вам о тульских умельцах. А начнём мы с рассказа о тульском костюме.

Экскурсовод 1: (см. технологическую карту №1)

Костюм состоял из длинной рубахи, юбки, длинного пояса и головного убора. Рубаха была длинная, до самых пят. На рубаху надевали юбку - панёву Обязательно подпоясывались длинным поясом – кушаком. Пояса украшали разноцветными лентами, блестками, пуговицами, бусинами.  Считалось, что пояса  оберегают  от зла.

Экскурсовод 2: На голове носили разные головные  уборы – повойник (мягкая шапочка, закрывающая волосы), банты (повязка на голову с бантами). ( Рассказ сопровождается показом и детальным рассматриванием костюма).

Ведущий - воспитатель:

Тульский край славится не только нарядами, мы расскажем вам о символе Тулы.

Ведущий-ребенок:

Приглашаем вас к следующим экспонатам (дети подходят к самоварам). Вы знаете, что это?

 Предполагаемые ответы детей: самовар

Экскурсовод 3: (см. технологическую карту №2)

Да, это самовар. Самовары делали из металла.  

У самовара есть ножки, ручки, носик, крышка, на которую ставится заварной  чайник, а в чайнике заваривали не чай, а разные травы, например иван-чай (рассказ сопровождается показом).

Экскурсовод 4:

Самовары бывают угольные, электрические,  сувенирные. Чтобы нагреть воду в угольном самоваре в трубу клали щепки, поджигали и раздували огонь сапогом.  В электрическом самоваре воду нагревают  с помощью спирали, которая находится  внутри, а самовар включают в розетку.

В сувенирных самоварах не греют воду, они  для красоты или для подарка.

Ведущий-ребенок:

А теперь скажите, ребята, а вы с чем пьете дома чай?

Предполагаемые  ответы детей: с конфетами, с печеньем, с тортом….

А вот в Туле чай пили с тульскими пряниками.

Давайте рассмотрим следующий экспонат нашего музея.

Экскурсовод 5:

В Туле пряники особые, с начинкой.  Пряники бывают разные - лепные, печатные,  силуэтные, детские (слайды на интерактивной доске).

Ведущий - воспитатель:

Вот мы и рассказали вам, чем славится Тульский край. А сейчас мы приглашаем вас рассмотреть поближе экспонаты (Дети подходят к выставке. Рассматривают экспонаты).

Ребята,  чтобы вы запомнили о чём мы вам рассказали, давайте сыграем в игру «Четвёртый лишний» (интерактивная игра).

Ведущий - воспитатель:

А ещё мы хотим предложить вам стать мастерами – прянишниками и сделать на память пряники.

Изготовление пряников из мукосоли.

Подведение итогов

Мы надеемся, что вам было интересно в нашем музее.

Что носили женщины в Тульской губернии?

Какой длины была рубаха?

А что носили женщины на голове?

Какие бывают самовары?

А чем они отличаются?

Какие части есть у самовара? Для чего они?

А с чем пьют чай в Туле?

Что особенного в Тульских пряниках?

А вы хотите что-нибудь спросить у нас?

…………………………………………

До свидания, приходите к нам ещё!



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        ГБДОУ  д/с№11

Колпинского района СПб

План ознакомительной экскурсии по мини-музею «Матрёшки».

                                            Разработан  воспитателем

                                                                   Зайцевой Натальей Николаевной

Колпино

2013г.

Цель: Приобщать дошкольников к истории национальной культуры посредством музейной педагогики.

Задачи: Познакомить с народной куклой - матрёшкой,  особенностями  её внешнего вида;

Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;

Способствовать развитию речи;

Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Материалы к занятию: Презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением матрёшек. Аудиозаписи русских народных песен.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с матрёшками, чтение русских народных сказок, потешек, песенок.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод (раскрашивание).

                                           Ход экскурсии.

В группу входит Сказительница с сундучком.

 Сказительница:

Здравствуйте, ребята.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

 Вынимаю напоказ.  И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

 Загадка:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она на две половинке,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

……..Матрешка.

Сказительница:  Правильно, матрешка. Давайте рассмотрим матрёшку.

 Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Сказительница: Какая матрешка?

Ответы детей….

Сказительница:  Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, из далёкого прошлого, а на самом деле появилась она всего сто лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Сказительница:  Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска.

Сказительница:  Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Сказительница:  Хочется вам поиграть с матрешкой?

 Игра «Матрешки и мышки».

Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.

В лесу ягоды искали.

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».

Под кусточком посидели,

Вкусны ягоды поели.

Так, так и вот так,

Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки

Как матрешечки устали,

Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,

Свои ножки показали.

Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.

Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.

Только слышат вдруг подружки:

Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно

Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху

Чьи – то серенькие ножки. ( «прислушиваются»)

Эй, Матрешка, берегись!

Оказалось, это – мышь!

Сказительница:  Разные мастера матрешку расписывали  по разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Презентация «Русская матрёшка»

Я из тихого зеленого

Городка Семенова.

В гости к вам пришла

Букет цветов садовых

Розовых, бордовых

В подарок принесла.

Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети:  ……

Сказительница: Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Сказительница:

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри.

Дети:  …………..

Сказительница:

Я из Сергиева Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом.

Сказительница:   Сейчас матрёшка не только игрушка. Посмотрите, какие сувениры есть у меня в корзинке. Кому мы можем подарить эти сувениры?

Дети:……..

Сказительница:  Молодцы, ребятки. А мы можем с вами сделать сувенир-матрёшку?

Дети:……

Сказительница:  Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сказительница:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Ну, что ж, друзья, за работу.

Практическая работа (раскрашивание заготовок матрёшек).

(Звучит русская мелодия).

Сказительница:  Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!



Предварительный просмотр:

                                     

План ознакомительной экскурсии по мини-музею «Куклы в народном костюме».

Разработан воспитателем

Зайцевой Натальей Николаевной

Колпино

2012г.

Цель: приобщать дошкольников к истории национальной культуры посредством музейной педагогики.

Задачи:

  • Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
  • Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  • Способствовать развитию речи;
  • Воспитывать интерес и уважение к русскому народному творчеству, народной литературе.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, куклы в русских национальных костюмах, аудиозаписи русских народных песен.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, кукол), практический метод (закрепление услышанного с помощью художественно-продуктивной деятельности).

 Ход      экскурсии

1. Вступительная часть

Чтение стихотворения о Родине

 Русский дом

Россия подобна огромной квартире.

Четыре окна в ней и двери четыре:

На север, на запад, на юг, на восток.

Над нею небесный висит потолок.

Роскошный ковер устилает в квартире

Полы на Таймыре и в Анадыре.

И солнце горит в миллиард киловатт,

Поскольку местами наш дом темноват.

И, как и положено каждой квартире,

Имеется в ней Кладовая Сибири:

Хранится там ягод различных запас,

И рыба, и мясо, и уголь, и газ.

А рядом с Курилкой - Курильской грядою -

Находятся краны с горячей водою,

У сопки Ключевской клокочут ключи

(Пойди и горячую воду включи!)

Еще есть в квартире три классные ванны:

Северный, Тихий и Атлантический океаны.

И мощная печка системы "Кузбасс",

Что греет зимою холодною нас.

А вот холодильник с названием "Арктика",

Прекрасно работает в нем автоматика.

И справа от древних кремлевских часов

Идут еще семь часовых поясов.

Вопросы детям по стихотворению:

- О чем стихотворение? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу России? ( Москва)

- А в каком городе живём мы? (___)

       Ничто не меняется так быстро, как мода и одежда человека.  Национальная одежда – как книга, прочитав которую, можно много узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.  

       Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе.

         Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знатные, богатые люди стремилась к тому, чтобы их костюм отличался от одежды простолюдинов- бедняков.

       Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (Демонстрация иллюстраций).

       Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

      Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.

      Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)

- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.

В холодную зимнюю носили шубы. Те кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)

Вывод: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)

      Женский русский костюм состоял из: рубахи, поневы, сарафана, передника, пояса, головного убора, обуви, украшений.

        Главной частью этого костюма являлся сарафан. Изготавливался сарафан из холста, крашеных тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой.

      Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.  

-Как образовалось это слово? (Душу греет).

       Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…

-Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).  

- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)

        Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее.  

        Вывод: Итак, женская одежда – это …. (продолжите фразу). (Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка)

        Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги)

        Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

        Посмотрите, как отличаются наряды наших барышень. Это потому, что они приехали к нам из разных областей России, раньше говорили – губерний. У каждой губернии был свой костюм, который отличался от костюма соседей цветом, вышивкой, головным убором. И об этом мы поговорим  при следующей встрече.

     

  • А сейчас расскажите мне, где вы сегодня побывали? (В музее)
  • Как называется наш музей? (Куклы в народных костюмах)
  • Что вы увидели в нашем музее?
  • Что вам понравилось?
  • Что новое вы узнали?
  • Что вы расскажете родителям про сегодняшнюю экскурсию?

Надеюсь, что вы ещё придёте в наш музей. А сейчас я предлагаю вам превратиться в народных умельцев, пройти в группу  и украсить сарафаны (платки, рубахи, передники, кокошники) народным орнаментом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе коррекционно-развивающего воспитания и обучения .«Экскурсия в фотосалон»

Цели занятия:Образовательные: уточнение и расширение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;ведение в речь детей новых слов: фотосалон, фотосессия, штатив, фото...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Экскурсия в картинную галерею».

Задачи. Развивать у детей способность видеть красоту природы , умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи.  Развивать художественное восп...

Взаимодействие учителя логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности. Конспект занятия «Экскурсия в зоопарк»

Закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях.Тема: «Экскурсия в зоопарк».Цели:- развитие правильного физиологического дыхания, выработка сильной воздушной струи;- развитие ми...

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «Экскурсия в мебельный магазин»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «Экскурсия в мебельный магазин»...

Экскурсия как эффективная форма патриотического воспитания в рамках создания модели развивающего инновационного пространства

из опыта работы воспитателя МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка» Гнесюк Ирины Тимофеевны...

Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ «Экскурсия в зоопарк»

Закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях....

Познавательно-развивающие экскурсии

Познавательно-развивающие экскурсииЭкскурсия 1. «Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные».Экскурсия 2. «История возникновения ударных, струнных и ду...