ООД Тема: "Путешествие в край синих гор и целебных ключей"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Литвиненко Татьяна Ивановна

Главная цель ООД - формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о курортных местах Ставропольского края. Дети, путешествуя на воздушном шаре, знакомятся с достопримечательными местами городов: Пятигорска и Кисловодска, пьют целебный нарзан, попадают на День города Кисловодска,  знакомятся с легендой "Нарзан - бесценный дар", узнают много нового о городах Кавказских минеральных вод. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

Тема: «Путешествие в край синих гор и целебных ключей»

Цель: формирование у детей  знаний о курортных местах Ставропольского края, расширение кругозора.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Виды игровой деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Задачи:

Познавательное развитие

  • Закрепить знания детей о Ставропольском крае, о курортных городах Пятигорске и Кисловодске, их достопримечательных местах;
  • Дать сведения о том, что эти города являются всероссийскими здравницами, так как  в недрах земли находятся целебные минеральные источники;
  • Расширять знания детей о целебных водах и их полезном действии на организм человека.
  • Познакомить с легендой «Нарзан – бесценный дар»

Речевое развитие

  • Пополнять словарный запас детей
  • Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения
  • Развивать умение вести беседу, отвечать на вопросы

Физическое развитие

  • Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечение смены видов деятельности;
  • Развивать мелкую и крупную моторику рук в процессе выполнения практического задания

        Социально-коммуникативное развитие

  • Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей;
  • Развивать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников;
  • Развивать умение работать сообща.

Художественно-эстетическое развитие

  • Развивать умение отображать в рисунке впечатления, полученные в организованной образовательной деятельности;
  • Закреплять технические навыки при работе с техникой граттаж.

Планируемый результат

Совершенствование знаний у детей о курортных местах Ставропольского края, о значимости здорового образа жизни для организма человека.

Развивающая среда: карта Ставропольского края, ширма для драматизации, мультимедиа достопримечательных мест городов: Пятигорска и Кисловодска; воздушные гелиевые шары, пластиковые стаканчики, питьевая вода -  «Нарзан» и  «Ессентуки», острые палочки, бумага для техники граттаж, декорации: горы, сакля, скульптура орла, питьевая галерея, песочные часы на 20 мин. и на 5 мин.

Содержание организованной образовательной деятельности:

Вход под музыку «Ставрополье»

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

 В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Поздоровайтесь с гостями….

 В центре круга соберемся,

 И на место все вернемся.

 Улыбнемся, подмигнем,

 Путешествовать  начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

- Назовите, в каком селе мы с вами живем? Перед нами карта Ставропольского края. А что это за значки?/Гербы/. Назовите, гербы каких населенных пунктов здесь изображены?  Чем знаменательны города Пятигорск и Кисловодск? Вот мы с вами и отправимся в путешествие в эти города – курорты.

Отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы с вами отправимся в путь.

Илона: Это что там под луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названием… /
воздушный шар, аэростат/

Вы правильно отгадали загадку, путешествовать  мы будем на воздушном шаре.

Ширма

Диалог Старика Хоттабыча с Карлсоном/куклы Би-Ба-Бо/

Карлсон:  Ребята!  Устали от однообразных будней? Хотите попробовать что-нибудь новенькое?/Вместе со стариком Хоттабычем/ Мы приглашаем Вас в полёт на воздушном шаре!

Старик Хоттабыч: Я летаю на ковре-самолете

Карлсон: А у меня есть настоящий пропеллер, и я летаю сам по себе

Вместе: И мы уверенны, что вы проведете незабываемое время на борту воздушного шара, зарядитесь необыкновенной энергией полёта. Во время мероприятия Вы налюбуетесь красотами мест Ставропольского края с высоты «птичьего полёта». Занимайте места в нашем аэростате!

Богдан: На воздушном шаре мы летим

С высоты полета птиц на мир глядим

Варвара: Посмотрите! Внизу каналы, степи и  поля,

 Холмы, леса и города-

Это Родина моя -

Ставропольская земля.

Ребята, вот мы и приземлились.  Спускайтесь на землю. Посмотрите, нас встречает Карлсон.

Карлсон: «У меня в руках скульптура Орла. Это символ, какого города? Расскажите о городе,  в который вы прибыли»

Подзываю детей к себе, и, предлагаю, передавая скульптуру друг другу рассказать об орле, о  Пятигорске. Высказывания детей:

  • Назван этот город по имени горы Бештау – что обозначает пять гор;
  • На территории Пятигорска находится  главная достопримечательность –гора Машук;
  • На вершине Машука  построена телевизионная вышка;
  • На вершину горы Машук ведет канатная дорога
  • В Пятигорске установлена скульптура орла, держащего в когтях змею. Орел – Царь гор - символ здоровья, змея – болезни человека;
  • Пятигорск - второй по численности населения  город в Ставропольском крае;
  • В Пятигорске самый чистый горный воздух;
  • В этом городе имеется более 40 целебных источников;
  •  Пятигорск  называют «Природным музеем минеральных вод»;
  • Минеральные воды используют для лечения многих болезней;
  • В санаториях Пятигорска для лечения  болезней используют грязи озера Тамбукан;
  • В Пятигорск  приезжает много туристов
  • В этом курортном городе построены  питьевые  галереи;
  • В лесах и парках  растут дубы, березы, липы, сосны, ели
  • В Пятигорске ходят трамваи
  • Здесь имеется ипподром, и выращивают породистых лошадей.

Карлсон:  «Молодцы, ребята! Вы все правильно рассказали о Пятигорске». Порадовали вы меня своими знаниями. Полетел я дальше, до свидания!/Прощаемся с Карлсоном/.

Обращаюсь к детям. – Мы с вами говорили о том, что в Пятигорске самый чистый целебный воздух. Давайте с вами вдохнем полной грудью этот целебный воздух Пятигорья. А теперь выдохнули. Почувствовали, как  оздоровился ваш организм?

Говорю: «Отрывок из стихотворения Ставропольского поэта Ивана Кашпурова нам расскажет Павел П.

«Набрал воды целебной горсть,

Поднес к губам - и жадно пью

Я пью твой воздух, Пятигорск,

И песню радостно пою!»

«Песня о Пятигорске» Муз М Севрюкова, слова Г.Янушкевича

Обращаюсь к детям: «В старину было сложено много легенд о горах, источниках, озерах  Кавказских минеральных вод. Об одной из легенд расскажут наши ребята. Присядьте на полянку.  Легенда называется «Нарзан – бесценный дар»

 В давние времена в благодатной солнечной долине среди гор жило трудолюбивое племя нартов. Прозрачная вода горных потоков орошала их поля, поила многочисленные отары овец. Но случилась беда. Из года в год повторяющаяся жестокая засуха высушила родники, выжгла тучные пастбища. 
Беда пришла в землю нартов.
Усталый путник в это время из последних сил брел по Пятигорью, изнывая от жажды. Почти умирая, он упал на пороге горской сакли и попросил напиться. Чтя горские обычаи, хозяин сакли взял последний кувшин с водой, который он хранил для детей, и дал напиться путнику.
- Ты дал мне самое драгоценное, что было в доме. Будет и тебе от меня награда, - сказал путник. 
       Вышли они из сакли, прошли в горную долину, где ударил в землю своим посохом гость хозяина. Ударил ключ шипучей студеной воды. Приник нарт к живительному источнику, утолил жажду. Созвал своих соседей горец, рассказал им о чуде и хотел поблагодарить путника за чудесный дар. Но тот уже таинственно исчез. Так за оказанное гостеприимство получили нарты драгоценный ключ минеральной воды, который исцелял их недуги, давал силы, приносил радость. И с тех пор зовется вода
нарзаном, что означает богатырский напиток

- Теперь мы знаем о происхождении нарзана. А нам с вами, ребята, пора отправляться дальше. Занимайте места в воздушном шаре.

Богдан: «На воздушном шаре  мы летим опять

В город  Кисловодск  хотим попасть»

Варвара: «Внизу каналы, степи и  поля,

                   Холмы, леса и города-

                   Это Родина моя -

                   Ставропольская земля».

Мультимедиа –  фрагменты празднования Дня города

Обращаюсь к детям: Ребята! Мы с вами попали на празднование Дня города Кисловодска. И мы, гости курортного города, тоже хотим повеселиться! А не сплясать ли нам польку?»

Полька И.Пятко «Пчелки»

Спрашиваю у детей: «Ребята! А почему этот город назван Кисловодском?/Кислая вода/

Мы сейчас с вами пройдем в питьевую галерею и отведаем целебной воды, которая называется «Нарзан», а совсем рядом расположена галерея с водой «Ессентуки»

В галерее встречаемся с Доктором Айболитом /персонаж/

Доктор Айболит: «Ой, какая приятная встреча! Здравствуйте, ребята! Приехали поправить свое здоровье? Отведайте богатырского напитка! Я могу вам посоветовать – пить целебную воду нужно не торопясь, мелкими глоточками. Чувствуете, как она растекается по вашему организму? Все попробовали воду «Нарзан»? Она лечит; кровеносные сосуды, болезни сердца.  Пройдите в другую галерею и попробуйте минеральную воду – «Ессентуки». Она другая по составу и на вкус. Эта вода лечит болезни уха, горла, носа,  пищеварительную систему, болезни почек».

Обращаюсь к детям: «Ребята! Давайте поблагодарим нашего Доктора Айболита за интересный рассказ и за полезную минеральную воду» /Благодарят/.

Спрашиваю у детей: «Скажите, а чем похожи эти две воды?/Не имеют формы, без запаха, прозрачные, обе газированные/. «А чем отличаются?» /Одна вода без вкуса, другая соленая/.Какой подведем итог? /Это целебная,  полезная для здоровья вода/. Все правильно вы сказали. Мы с вами теперь знаем, какую воду для здоровья пить полезно. Вот мы и попутешествовали. В каких городах Ставропольского края мы побывали?/Пятигорск, Кисловодск/. Но, к сожалению, нам пора отправляться  обратно.

Занимайте места. В путь!»

Богдан: «На воздушном шаре мы летим

С высоты полета птиц на мир глядим!

Варвара:    Внизу каналы, степи и  поля,

                   Холмы, леса и города-

                   Это Родина моя -

Ставропольская земля.

- Прилетели мы с вами в наш любимый детский сад. Посмотрите, на столах лежат черные листы бумаги. Оживите их – нарисуйте свои впечатления от нашего путешествия! В какой технике мы будем рисовать /граттаж/. Время наше ограничено песочными часами.  Посмотрите! Мы составим свою галерею – художественную. Самостоятельная работа детей.

Что нарисовала Валя? /опрашиваю 3-4 человек/. Молодцы! Все постарались! А что же больше всего понравилось и запомнилось  в нашем путешествии?/Опрашиваю 5-6 человек/. Ребята!  В память о нашем путешествии руководители кружков «Волшебная глина» и «Глиняная игрушка» - Сидоркова Е.Г. и Таркова Е.Н. вместе с детьми для вас приготовили подарки – сувениры. Получайте подарки! Прощаемся с гостями – уходим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Открытое занятие в старшей группе на тему :"Путешествие по родному краю"

Это занятие посвящено знакомству детей с растительным и животным миром родного края.Включает в себя:1.Образовательные и воспитательные задачи2.Предшествующую работу3.Методику занятия4.Приложение...

Конспект НОД для средней группы Тема: «Путешествие по родному краю»

методические материалы для воспитателей ДОУ...

Конспект досуга на тему: "Путешествие по родному краю Башкортостану"

Развлечение на тему Мой родной Башкортостан...

Образовательная деятельность по автоматизации и дифференциации звуков (р), (рь), (л), (ль). Тема: «Путешествие по родному краю».

Конспект комплексного итогового мероприятия по коррекции звукопроизношения в подготовительной к школе группы.Цель: автоматизация и дифференциация сонорных звуков "Р", "РЬ", "Л", "ЛЬ" в словах сложной ...

Организованная образовательная деятельность Тема: «Путешествие в край синих гор и целебных ключей»

Совершенствование знаний у детей о курортных местах Ставропольского края, о значимости здорового образа жизни для организма человека....