Проект "Волга матушка река и жигулевские горы"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
«Волга –матушка- река и Жигулёвские горы»
Вид проекта: краткосрочный.
Руководители проекта: Лукомская Лилия Владимировна воспитатель
Координатор проекта: Тимофеева Тамара Владимировна – старший воспитатель
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги предметники: Соболева Елена Викторовна-физ.инструктор,Ерохина,Мария Александровна-муз. Руководитель.
Сроки реализации проект: январь- февраль2016года.
Жигулёвские горы склоняются
Над великою русской рекой,
Обнимает их Волга- красавица
Материнской могучей рукой.
Актуальность: Основы патриотического воспитания личности закладываются в период дошкольного детства
В.А. Сухомлинский убедительно доказывал, что детство – это каждодневное открытие мира и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием Отечества. Он считал, что в окружающем мире надо знакомить детей с каждым предметом и «открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Родная природа является не только естественной средой для каждого человека, с момента рождения, но и первым средством воспитания. Мир природы таит в себе большие возможности для развития различных компетентностей детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы. Размышляя о природе, ребёнок обогащает не только свои знания, но и чувства. Ознакомление с природой родного края является эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Ориентация на формирование представлений у детей о малой Родине позволяет преодолеть формализм в образовании, актуализировать индивидуальные интересы ребёнка, его личный опыт, воспитывать любовь к Отчизне и бережное отношение к окружающей среде.
Проект позволяет формировать у школьников исследовательское поведение, экологическое мышление, овладевать компьютерными технологиями, совершенствовать коммуникативные навыки, на историческом и литературном материале. Дети знакомятся с историей возникновения названия реки «Волга»,с историей Жигулёвских гор, а также с литературным и фольклорным творчеством народностей, живущих по берегам великой реки. Ищут ответ на вопросы проекта.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление знаний и социального опыта жизни в своем городе, доме – месте, где он родился. Гордостью города Жигулёвска по праву считается река Волга и окружающие её горы, именно поэтому проект носит такое яркое, душевное название «Волга – матушка – река и Жигулёвские горы». Знакомство с достопримечательностью края, через участие в создании творческого проекта позволяет детям в процессе деятельности узнать о Волге то, что будет сопровождать их всю жизнь – чувство гордости и особенности. Позволит почувствовать причастность к священным истокам и традициям, гордиться званием волжанин – гражданин и патриот своей страны.
Новизна материала заключается в использовании современных образовательных технологий том, что в результате выполнения проекта дети получат знания, знакомятся с историей возникновения названия реки «Волга», с историей Жигулёвских гор, причастность к священным истокам и традициям поможет воспитанию патриотических чувств.
Цель: Сформировать чувства патриотизма, любви к Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, стремлении и готовности её защищать и участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.
Таблица 1 – Задачи проекта и ожидаемы результаты
№ | Задачи | Ожидаемый результат |
1 | Сформировать у дошкольников представление о природе родного края. | У 100% детей сформировано осознанное отношение к выполнению правил поведения в современных условиях природы, дома, улицы, транспорта. |
2 | Создать условия для усвоения детьми знаний о великой реке Волге и Жигулёвских горах | Пополнение учебной зоны в группе материалом о родном крае соответствии с ФГОС ДО.
|
3 | Разработать систему мероприятий по ознакомлению детей с природой родного края |
|
4 | Обеспечить повышения компетентности 80% родителей (законных представителей) в вопросах о родном крае, реке Волге и Жигулёвских горах. | Повышение уровня компетентности у 84% родителей (законных представителей) в вопросах о родном крае. |
5 | Включать родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. |
|
6 | Сформировать уровень развития знаний и представлений о реке Волге и Жигулёвских горах у 55% детей дошкольного возраста на высоком уровне. | Знания основ безопасности у 59% детей дошкольного возраста на высоком уровне. |
Методы реализации проекта
Научно-теоретические:
- изучение нормативных документов, инструктивно-методических рекомендаций;
- изучение и анализ литературы по теме проекта.
Эмпирические:
- анкетирование (родителей (законных представителей) детей, педагогов);
- педагогическое наблюдение, беседа с ребенком и родителями;
- педагогический мониторинг(знание дошкольников по теме проекта).
Обрабатывающие:
- количественная и качественная обработка данных.
Таблица 2 – Возможные риски проекта
№ | Возможный риск | Возможный способ преодоления |
1 | Недостаточное количество настольно печатных игр, пособий, наглядного материала. | Приобретение материала для изготовления игр и пособий. |
2 | Недостаточная преемственность в работе по патриотическому воспитанию ДОО и семье | Создание образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. |
3 | Недостаточное финансирование | Привлечение спонсорских средств |
Основные принципы.
Системность, интеграция, отбор доступного детям содержания, применения поэтапной методике, осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности.
Проект реализуется при участии: воспитателей, узких специалистов, детей, родителей.
Современные образовательные технологии в реализации проекта: компьютерные технологии (презентации, развивающие компьютерные игры, программы), решение проблемно-практических ситуаций, использование авторских интерактивных игр и пособий по теме.
Взаимодействие с социальными партнёрами в рамках реализации проекта: городская детская библиотека ,краеведческий музей
Этапы реализации.
I этап организационный (11.01.16-15.11.16г)
II этап практический (18.01.16-19.02.16г)
III этап итоговый (результативный) (22.02.16-26.02.16г.)
На первом организационном этапе (11.01.16-15.11.16г.)
- определение цели и задачи проекта,
- определение содержания и формы работы с дошкольниками, и педагогами, родителями
- создание перспективного планирования
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, накоплению наглядного, дидактического материала,
- разработка серий занятий, бесед, и др.
Второй практический этап (18.01.16-19.02.16г)
- проведение занятий, мероприятий,
- обогащение предметно-развивающей среды,
- организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение занятий и мероприятий , педагогические мастерские) и родителями (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах).
Третий этап - итоговый (результативный) –( 22.02.16-26.02.16г)
- анализ, систематизация, обобщение и распространение опыта работы по программе,
- пропаганда профессионального опыта среди педагогического сообщества (мероприятия по обмену опытом: творческий отчет, внедрение опыта в работу других воспитателей, открытое занятие)
Таблица 3 – Этапы реализации проекта
№ | Содержание работы | Срок исполнения | Ответственные | ||||||
Первый организационный этап (11.01.16-15.11.16г) Цель: создание условий для реализации проекта «Волга –матушка- река и Жигулёвские горы» | |||||||||
1. | Изучить нормативные документы, научно-методическую литературу, проанализировать интернет ресурсы по теме проекта. | январь | Ст. воспитатель, воспитатель, специалисты | ||||||
2. | Определить состав участников реализации проекта | январь | Руководитель ст. воспитатель | ||||||
3. | Разработать план реализации проекта | январь | Ст. воспитатель, воспитатели, узкие специалисты | ||||||
4. | Определить алгоритм и основные направления деятельности участников проекта | январь | Ст. воспитатель, воспитатель | ||||||
5. | Определить область деятельности каждого участника для реализации проекта | январь | Ст. воспитатель, воспитатель, узкие специалисты | ||||||
6. | Разработать занятия, мероприятия по овладению детьми знаний о реке Волге и Жигулёвских горах. | январь | Руководитель Ст. воспитатель, воспитатель | ||||||
7. | Разработать авторскую программу взаимодействию детского сада и семьи «Мы живем на берегах Волги» | январь | Руководитель Ст. воспитатель, Воспитатель | ||||||
8. | Разработать структуру комплексного обследования детей для выявления знаний о родном крае | январь | Ст. воспитатель, воспитатель | ||||||
9. | Провести диагностику знаний у дошкольников | январь | воспитатель | ||||||
10. | Провести мастер-класс для педагогов: «Настольно печатные игры для овладения детьми истории родного края. | февраль | воспитатель | ||||||
11. | Провести консультация для педагогов:
| Январь | воспитатель | ||||||
12. | Подобрать и разработать цикл презентаций:
| Январь-февраль | Воспитатель Муз.руководитель | ||||||
13 | Разработать тематические комплексы игр и игровых упражнений, направленных на закрепление полученного материала
| Январь-февраль | Воспитатель муз.руководитель физ.инструктор | ||||||
14 | Привлечь родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группах | В течение года | Воспитатель, | ||||||
15 | Заключить договор о проведении мероприятий с городская детская библиотека, краеведческий музей, с национальным парком «Самарская Лука» | Февраль | Руководитель воспитатель | ||||||
Второй практический этап (18.01.16-19.02.16г) | |||||||||
Работа с детьми | |||||||||
«Издалека долго течет река Волга»,
«Мы Волжане ,нам есть чем гордится» «ГЭС» «Жигулёвские горы»
| Февраль Январь-февраль февраль январь-февраль февраль февраль февраль | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Муз.руководитель | |||||||
Работа с родителями | |||||||||
1. |
| февраль | Воспитатель родители | ||||||
2. | Оформление информации для родителей: -газета для родителей -памятки,брошурки -оформление родительского уголка -подбор стихов по теме проекта | Январь февраль | Воспитатель логопед | ||||||
3. | Привлечь родителей к организации экскурсий в краеведческий музей города | февраль | Воспитатель родители | ||||||
Межведомственные связи | |||||||||
1. | Участие представителя краеведческого музея и национального парка «Самарская Лука» | февраль | Старший воспитатель воспитатель | ||||||
2. | Посещение городской библиотеке | В течении года | Воспитатель | ||||||
Третий этап - итоговый (результативный) –( 22.02.16-26.02.16г) - Цель: оформление результатов проекта. | |||||||||
1. | Провести сравнительный анализ показателей, отражающих знание детей по патриотическому воспитанию на тему проекта. «Волга –матушка- река и Жигулёвские горы» | 4 неделя февраль | Воспитатель Муз.руководитель | ||||||
2. |
| Январь февраль | воспитатель. Воспитатель | ||||||
3. | Разработать рекомендации для всех субъектов образовательного процесса | февраль | воспитатель |
области средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов г. Жигулевска, г. о Жигулевск Самарской области
структурное подразделение государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской детский сад «Вишенка»
Конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию
с детьми старшей группы
на тему: «Волга –матушка- река и Жигулёвские горы»
Подготовили и провели:
Л.В.Лукомская:воспитатель
Е.В.Соболева:физ. инструктор
М.А.Ерохина:муз.руководитель
Март -2016г.
Цель: Сформировать чувства патриотизма, любви к малой Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, стремлении и готовности её защищать и участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Программные задачи:
1) Познавательное развитие:
Закрепить знание детей о Волге и Жигулёвских горах, о легендах Жигулей, растительном мире ,о водных обитателях, Волжской ГЭС.
2) Речевое развитие:
Расширить и обогатить словарный запас детей. Отвечать на вопрос полными предложениями, излагать мысли понятно для окружающих .
3) Социально – коммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать начала социальной активности. Способствовать проявлению эмоционально – эстетических чувств и воспитание бережного отношения к природе родного края. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности и игр.
4) Художественно – эстетическое развитие: Развивать творчество детей ,их фантазию создавая «живую» картину родной природы.
5) Физическое развитие: Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Методы и приемы:
Словесный: художественное слово, беседа, загадывание загадок.
Наглядный: дидактическая игра «опиши реку», «Что растёт в родном краю» ,игровые упражнения с мячом; проведение физминутки «Рыбалка»
Практический: создание «живой» картины.
Музыкальное сопровождение: слайды с музыкой, танец «Волга», песня о родном крае
Материал и оборудование: ведущий в роли Волги, проектор, ноутбук, экран, презентации «Волга и Жигулёвские горы», эмблемы, столы, слайды рыб, картинки с изображением рыб, следы деревьев, дорожки, для создания картины материал ,птицы ,рыбы, веточки деревьев .
Предварительная работа: просмотр слайдов ,фотографий, иллюстраций ,рассматривание карты Репина «Бурлаки на Волге»,, знакомство с животными, растениями, рыбами, птицами нашей области, чтение стихов, рассказов, легенд, былин, загадок, просмотры презентаций о красоте Жигулёвских гор и природы нашего края ,презентация ГЭС.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная | Беседы, обсуждения |
Игровая | Выполнение игровых заданий |
Познавательно-исследовательская | Дидактические игры, игры с предметами, сюжетные |
Двигательная | физминутка, подвижная игра, пальчиковая гимнастика |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
Дети, взявшись за руки, под хороводную музыку входят в зал и встают полукругом Воспитатель: Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал. Симонов «Родина»(слайд Жигулёвских гор)
Ребёнок: На широком просторе, Предрассветной порой, Встали алые зори Над родимой страной. С каждым годом всё краше, Дорогие края… Лучше Родины нашей Нет на свете, друзья. А. Прокофьев Воспитатель: А что же такое Родина? (ответы детей) Да Родина – это край, город, где мы родились, где мы живем. А в каком городе мы с вами живем? (ответы детей) Слайд.(г.Жигулёвска) 2. Мотивационно-целевой этап. Ребёнок: Наш Самарский край очень красив и интересен. И сегодня я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие и увидеть всё своими глазами. А путешествие наше будет необычное. Мы поплывём по реке. Воспитатель: Но, отправиться мы сможем в том случае, если вы сумеете назвать реку, которая протекает по нашей Самарской земле (Ответы детей.) Расскажи о реке Волге подобрав слова с противоположным значением: Слайд.(Волга) Игра «Опиши реку» • Река не мелкая, а… (глубокая). • Река не узкая, а…(широкая). • Вода в реке не мутная ,а… (прозрачная). Река не бурлящая, а (спокойная)
А на каком же транспорте можно путешествовать по реке? (Ответы детей.) А я вам предлагаю отправиться на теплоходе! Слайд( теплохода) Вы согласны? (Ответы детей.) Теплоход готов к отплытию, и я предлагаю всем пройти на палубу.( Проходят садятся на стульчики) На доске слайд теплоходом плывущим по реке, сменяет слайд с Волгой Воспитатель: Как гостеприимна встречает нас Волга, как она приветлива. Танец Волга 2. Основная часть. Воспитатель: Что же такое река? Ребёнок: Что такое река? Ребёнок: Окуни, ерши Ребёнок: В гнёздышке утёнок.
Ребёнок: Рыбки в реченьке живут Плавают и там и тут. Ты, рыбак, не зевай Рыбку ты скорей поймай! Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на рыбалку. Физминутка(игра «Рыбалка») Игра:(Сетка с рыбками) Де делятся на 2 команды, достают рыбок из сетки складывают их каждый в свой обруч «котелок». Воспитатель загадывает загадки дети находят рыбу. Загадки: Под корягою лежит, -В летний жаркий полдень спит. Любитель родников, глубин, Изворотливый… (налим). -На дне где, тихо и темно Лежит усатое бревно(сом) -Краснопёр, полосат, гроза любой реки, В страхе разбегаются от него мальки. Ох, не любит котелок Этот шустрый … (окунёк). -Под водою, как ракета Промелькнула злюка эта. Пасть разинув, мчит без звука За рыбёшкой мелкой ...Щука На рыбалку я пошёл, Воспитатель: Пока мы с вами играли наш теплоход причалил к берегу. Прошу сойти на берег и полюбоваться красотой природы. Ребята давайте прогуляемся по лесной тропинке(дети проходят среди пеньков, картинок с деревьями и кустарниками) Дидактическая игра «Что растет в родном краю» Воспитатель: – Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, что растут у нас .Если растут хлопайте в ладоши, если нет, молчите. Итак: –.Берёза ,клён ,липа, пальма, ель, калина, бананы, тутовник, рябина. Воспитатель: Пробираясь по тропинкам мы незаметно пришли на вершину горы(Давайте присядем и отдохнём, садятся на полянке ). Как называю горы расположенные у нас(ответы детей) Какие горы курганы вы знаете(ответы детей) Жигулёвские горы разделены то широкими долинами, то узкими буераками, разукрашены каменными выступами, утёсами. Горы всегда овеяны дымкой то голубой ,то синей .И так же как, дымкой, овеяны они приданьями и легендами. слайды с горами. Какие из них вы знаете. Ребенок: Курганы, кручи и вершины Теснятся в неприветный ряд, До сей поры они хранят Свои суровые былины. Руслан былина о Лысой горе(1722.Петр1) По нраву пришлось это место царю,- А шёл он с низов из походу: Отсюда из стана, он видел зорю, С горы ни сходящую в воду. Сева: О молодецком кургане и Девичей горе. Воспитатель: Мы не заметили как пролетело время и нам пора возвращаться.(пока дети проходят на стульчики) Воспитатель: Про Жигулёвские горы слагают легенды, природа и незабываемая красота Жигулей всегда привлекала писателей, поэтов .художников . Посмотрите какой гость у нас на пароходе(ребенок в костюме художника как будто рисует на слайде картина Репина «Бурлаки на Волге» Дети называют картину и автора, читают стих. Волга, мая матушка Русская река, Пожалей ,родимая, Силы бурлака. Эх устали ноженьки Лямка тянет грудь, Прикажи, родимая, Ветерку подуть. Воспитатель: Но только ли своей красотой ,или есть еще предприятия приносящие пользу человеку. Ответы детей (На слайде фотографии гэс) Воспитатель: Что за здание впереди по курсу? (ответы детей)Для чего нам нужна гэс? Воспитатель: Чтобы мы могли ещё путешествовать, любоваться природой ,что мы должны делать? Воспитатель: Сегодня наше путешествие подошло к концу и нам пора выходить Вам понравилось путешествовать? (ответы детей). Что понравилось больше всего? (ответы детей). Мне тоже очень понравилось. Чтобы это путешествие запомнилось надолго, я предлагаю превратиться вам в Волгу матушку и Жигулёвские горы и мы создадим «живую картину»(Дети берут голубое полотно держа на полу изображают Волгу, серое полотно горы остальные рыбки ,деревья ,птицы которых дети держат в руках) спасибо вам ребята за интересное путешествие я сфотографирую вас на память. Песня о родном крае.
| Дети здороваются и
Ребенок читает стихотворение Примерные ответы детей Ребёнок читает стих Ответы детей дети
Ответы детей
Проходят садятся на стульчики Девочки танцуют танец Вопрос воспитателя Ответы детей в стихах Дети играют в игру Отгадывание загадок
Организационный момент чтобы вызвать интерес у детей Дидактическая игра Ответы детей Рассказывание былин, чтение стихов. Сюрпризный момент Вопросы детям Создание «живой картины» Сюрпризный момент | У детей сформировались навыки быть вежливыми. Настрой детей на рабочий лад Положительная мотивация детей на предстоящую деятельность, создан эмоционально-положительный настрой Верно отвечают на вопросы воспитателя Эмоциональный настрой детей Дети правильно отвечают на вопросы Обогащение словаря Закрепление знание о водном транспорте Развитие эстетического вкуса, желание путешествовать Создание положительного эмоционального настроение двигательная активность в процессе ООД В процессе ООД у детей развито умение эмоционально читать стихи Развивается умение выражать свои чувства и желания Обеспечивается двигательная активность В процессе оод сформированы знание о рыбах Развивается умение выражать свои чувства, желания ,наслаждаться красотой природы Верно отвечают на поставленные вопросы, закреплены знание о деревьях и кустарниках Развивается диалогическая речь и умение отвечать на вопросы полным Предложением Закреплены знание о названии Жигулёвских гор Положительное эмоциональное впечатление, выразительное чтение ,рассказывание. Знание былин Знание картины. Заинтересованность детей, желание отвечать на поставленный вопросы Умение отвечать на вопрос, делать выводы Закреплены знание, умеют делать выводы, чётко излагают свои мысли. Развита память ,умение вспомнить ход оод выделить самое интересное Развита творчество ,создано положительное эмоциональное настроение, закреплены знание по данной теме Положительный настрой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для подготовительной группы к школе на тему «Волга – матушка река»
Презентация для детей подготовительной группы к школе была подготовлена в связи с Указом Президента Р.Ф. о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии....
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Жигулевские горы» (региональный компонент)
v Дать представление о Жигулевских горах.v Знакомить с природой родного края.vПродолжать знакомить с растительностью Жигулевских гор, с животным миром....
Заучивание стихотворения Л. Дьяконова « У матушки тучи, за белой горою»
Развитие речи - одна из важнейших задач дошкольного образования. Большую роль роль в решении этой задачи играет литература. Поэзия способствует запоминанию новых слов, обогащению активного словаря дет...
Образовательный маршрут для родителей "Жигулевские горы"
Образовательный маршрут для родителей на тему: "Жигулевские горы".Здесь вы можете познакомить детей с историей происхождения " Жигулевских гор" , а так же о легендах эт...
Образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей в сети интернет «Путешествие по Жигулевским горам».
Образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста, который может быть использован педагогами в совместной работе с родителями для выполнения задач в патриотическом воспитании дошкольнико...
Рабочая тетрадь БЛОК «ПРОСТОРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Подблок: «Природа Самарского края» Тема: «Жигулевские горы»
Предлагаю вашему вниманию часть готового разработанного пособия для закрепления пройденного материала по регианальному компоненту "Краеведение".Данное пособие позволит детям самостоятельно з...
Жигулевские горы
Жигулевские горы...