Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «Путешествие по родным просторам».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже впервые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психологическом развитии ребенка, формирует общительность, интеллект и общий прогресс мышления. Развитие речи в старшей группе детского сада является важным и неотъемлемым инструментом совершенствования дошкольников и имеет свои особенности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС
«Путешествие по родным просторам».
Актуальность: Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже впервые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психологическом развитии ребенка, формирует общительность, интеллект и общий прогресс мышления. Развитие речи в старшей группе детского сада является важным и неотъемлемым инструментом совершенствования дошкольников и имеет свои особенности.
Речевое развитие в старшей группе направлено в первую очередь на совершенствование уже имеющихся знаний и умений детей, которым в скором времени предстоит отправиться в школу. Занятия способствуют формированию необходимых для данного возраста знаний и умений, обогащают словарный запас дошкольника, обучают правильной форме общения. Ребенок, который свободно и хорошо разговаривает, имеет возможность высказываться и поддерживать интересный диалог, что положительно сказывается на интеллекте, логике и фантазии маленького человечка.
Цель: Совершенствовать навыки грамотно строить предложения, используя все части речи; рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения; объяснять значение слов.
Задачи:
Речевое развитие: Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения.
Познавательное развитие. Дать представление о весенних цветах, полях весной; познакомить с новыми перелётными птицами нашего края, дать понятие слову «возвышенность», «просторы», «степи»; расширить и активизировать словарный запас по теме. Развивать воображение, творческую активность; системность мышления в процессе расширения знаний о родном крае, о весенних изменениях.
Художественно-эстетическое развитие. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к своей родине.
Социально-коммуникативное развитие. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении
Физическое развитие. Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, иллюстрации о весне, письмо.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1.Этюд «Улыбка»
Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.
Я вам улыбаюсь, и вы мне улыбнитесь! Улыбнитесь, как вы улыбаетесь своей маме, а теперь как улыбается хитрая лисичка, а сейчас как будто, вам подарили маленького котёнка, улыбнитесь от всей души!
2.Письмо от Саши и Даши
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на почту детского сада пришло письмо от мальчика Саши и девочки Даши. Послушайте, что они нам пишут.
Здравствуйте дорогие ребята! Мы пишем вам письмо с севера. У нас за окошком идёт снег, а у вас весна. Вчера по телевизору показывали ваш Ставропольский край, он очень красивый весной. И нам бы очень хотелось узнать о весне в вашем крае. Какая она у вас, весна!
Мы надеемся, что вы много интересного знаете, и напишете нам. Большое вам спасибо!
Саша и Даша.
Воспитатель: Ребята, мы с вами поможем Саше и Даше узнать о весне в нашем Ставропольском крае?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашим родным просторам! И все, что мы с вами сегодня увидим и услышим, мы обязательно напишем Саше и Даше. Вы согласны со мной?
Дети: Да
3.Остановка «Ставропольские возвышенности»
Слайд №2. Перед нами раскинулись Ставропольские возвышенности.
А что же за слово такое «возвышенности»?
Как бы вам хотелось назвать эту картину?
Придумайте ей имя.
Какими красками одарила весна наши поля?
Какими цветами?
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю составить рассказ по картине,
Слайд №3 «Степи Ставрополья», а я буду внимательно слушать ваш рассказ, и писать письмо для Саши и Даши.
Дети: Составляют рассказ по картине.
Воспитатель: Молодцы, какой замечательный рассказ у вас получился. А сейчас давайте мы с вами на минутку превратимся в весенние листочки.
4.Дыхательная гимнастика «Весенние листочки».
Текст произносит только воспитатель.
Дует легкий ветерок
И качает так листок.
(Выдох спокойный, ненапряженный).
Дует сильный ветерок
И качает так листок.
(Сила выдоха постепенно увеличивается).
Весенние листочки на веточке сидят,
Весенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-А-А,
Рябиновый – И-И-И,
Березовый – О-О-О,
Дубовый – У-У-У.
(Пропевание гласных).
Подуй на одуванчик
Дети 3-4 раза дуют на руки-«одуванчики», не раздувая щек.
5.Встреча пернатых друзей. Воспитатель: Кода наступает весна, к нам на Ставрополье возвращаются наши пернатые друзья. Кто они?
Дети: Птицы.
Слайд №4
Правильно ребята. Перелётные птицы к нам возвращаются весной, а не перелётные встречают весну на своей родине. Сейчас я вам расскажу о перелётных птицах нашего края, а после моего рассказа вы мне расскажете о птицах, которые у нас живут и не улетают.
Перелётные птицы:
Слайд № 5 Дикие утки - «Кряква» Голова и шея зелёные, грудь коричнево-бурая, спина и брюшная сторона тела серого цвета с тонкими поперечными пятнышками. Она живёт в пресных водоёмах.
Слайд №6 Журавль «Красавка»- он живёт в степи, без укрытий.
Слайд № 7 Перепел - предпочитает жить на лугах, степях, в некоторых случаях на окраине леса, а то и дальше. Как бы там ни было, возле жилища перепела обязательно должны быть заросли бурьяна или другой густой травы.
Слайд № 8 Коростель - зовут её и дергачом. Живёт коростель на лугах, там, где земля сырая и трава погуще. Тело у него с боков как бы сжато немного, и поэтому дергач легко пробирается через любые заросли травы. Бегает он быстро. Сам он рыженький, на спине чёрные пестринки, а горлышко голубовато-серое. Питается коростель разным кормом: ловит насекомых, собирает семена, с удовольствием склёвывает молодые проростки трав.
Слайд №9 Скворцы - хорошо уживаются с людьми и встречаются в сельской местности неподалеку от ферм и в более крупных населенных пунктах. Засеянные поля становятся кормовой территорией скворцов, а дома и другие постройки – местами гнездовья.
Слайд № 10 Вальдшнеп – живёт в лесу и нередко в лесной чаще. Питается дождевыми червями, кроме этого, птица может употреблять в пищу насекомых и пауков.
Слайд №11 Ласточка - живёт в гнезде. Для строительства домов применяют сухие веточки растений, щепки, соломинки. В качестве основного материала используют землю или глину. Скрепляя все составляющие при помощи слюны, образуют шарообразные гнезда.
Воспитатель: А сейчас, я вас попрошу рассказать о неперелётных птицах нашего края, а я буду внимательно вас слушать, чтобы потом написать все ваши слова в письмо.
Слайд №12, №13, №14
Дети: Рассказы по картинкам про неперелётных птиц.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь нам пора отдохнуть.
6.Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
Воспитатель: Отдохнули, продолжаем наш путь. И сейчас мы с вами поиграем в игру.
7.Речевая игра: Какой, какая, какие?
Слайд №15
Что это? (фонтаны нашего города Ессентуки…)
Какие они? (красивые, цветные, чистый, высокие.…)
Слайд №16
А это кто? (жители нашего города, люди, дети….)
Какие они? (весёлые, красивые, добрые….)
Слайд №17
На картинке изображён ещё один житель нашего города
Кто это? (белка)
Какая она? (рыжая, красивая, ….)
Ведущий: Сколько хороших и красивых слов вы знаете о своём любимом городе, о его жителях, о родном крае.
Воспитатель: Я сейчас я вам хочу предложить разгадать загадки. Согласны?
Дети: Да
8. Разгадывание загадок.
Воспитатель:
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ...
(Весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц ...
(Март)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
"Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"
Далеко слышна свирель.
Это будит всех ...
(Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)
Воспитатель: Вы наверное догадались, о чём были все наши загадки?
Дети: О весне.
9.Рефлексия
Воспитатель: Как замечательно, мы с вами сегодня попутешествовали. Я записала все ваши ответы, рассказы, и каждое ваше слово. Посмотрите, какое мы с вами написали интересное письмо для Саши и Даши. Я думаю, что Саша и Даша очень обрадуются, когда получат наше письмо. Потому, что из нашего письма они узнают много интересного о весне в нашем Ставропольском крае.
Вы ребята сегодня все были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось? Кому мы сегодня помогли? Что бы вы хотели пожелать Саше и Даше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"
Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС
Конспект НОД по развитию речи с учетом ФГОС...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне у бабушки и дедушки»
Тема: «Домашние животные»Цели: Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитан...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС ДО «В деревне у бабушки и дедушки»
Занятие по развитию речи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС Тема недели : «Домашние птицы». Тема «В деревне у бабушки и дедушки»
Цели: Развитие связной речи.Задачи: - Актуализация словаря по теме «Домашние птицы- Совершенствование грамматического строя речи.- Развитие фонематического слуха, логического мышления- Вос...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...
Комментарии
"Путешествие по родным просторам"
Галина Сергеевна, спасибо Вам за занятие! Творческих Вам успехов!