"Поем по- татарски"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
На пять татарский надо знать
И русский надо знать на пять
Вокруг два языка слышны
Они нам дороги, нужны!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poem_po_tatarski.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы хотим начать свое выступление стихами татарского поэта Шайхи Маннура
Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел,
Икеседәбезнеңөчен
Иңкирәклезатлы тел.
На пять татарский надо знать,
И русский надо знать на пять.
Вокруг два языка слышны,
Они нам дороги, нужны!
В городах Республики Татарстан, в том числе и городе Заинске проживают люди разных национальностей. Это требует ориентации на образовательные интересы различных национальных групп. В дошкольной педагогике данная проблема рассматривалась в связи с развитием у дошкольников чувства симпатии, интереса, дружелюбного отношения к людям других национальностей, воспитанием культуры межнационального общения, любви к Родине.
Проживая в Республике Татарстан, одной из важнейших задач, с первых дней нашей работы, является приобщение детей к татарской музыкальной культуре. С течением времени мы всё больше убеждаемся о пользе интегрированных методов обучения в сравнении с обычными формами процесса образования.
Работая на протяжении уже многих лет и анализируя опыт педагогов, обучающих русскоязычных детей татарскому языку, мы пришли к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошкольниками Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты подразумевают широкое применение интеграции в разных образовательных областях. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Мнемоника или мнемотехника- это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования других ассоциаций. Особенности метода: применение при разучивании татарских песен- схематичного изображения текста.
Актуальность данной разработки заключается в современном, нетрадиционном подходе к проблеме обучения татарскому языку русскоязычных детей. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что :
Во - первых: использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему запоминания слов татарской песни.
Во- вторых: использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»
В- третьих:- применяя схемы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
С помощью картинно- графического плана, представленного в виде пиктограмм, картинок, дети поют песни, быстро запоминая текст татарских песен.
Подбор репертуара ведётся с учётом каждой возрастной группы, учитывая сложность текста, тесситуры мелодии, ритмического рисунка и т.д., рисуем схему или моделируем песню, которая изображает содержание песни. Вот так мы, с воспитателем по обучению детей татарскому языку составляем модель к песням с татарским текстом ( см. приложение). Использование наглядного моделирования в системе даёт положительные результаты и позволяет осуществлять поставленные цели и задачи:
* Обучать детей двум государственным языкам.
*Развивать речь, обогащая словарный запас ребёнка.
*Воспитывать толерантность, чувства дружбы, уважение к людям другой национальности.
*Воспитывать любовь к национальной культуре, родному краю, национальным песням, праздникам, национальному фольклору.
*Воспитывать чувства любви и гордости за свою родину, за свой город.
*Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар.
Чтобы добиться хороших результатов в процессе обучения детей татарскому языку, а также в развитии музыкальных способностей мы решили объединить работу двух педагогов: музыкального руководителя и воспитателя по обучению детей татарскому языку. Раньше, в процессе разучивания песни приходилось механическим способом заучивать текст татарских песен, но, сейчас, работая творческим союзом, мы решили добиваться результатов способом нетрадиционных методов и интеграции. Вместе с музыкальным руководителем мы составляем план работы по комплексно- тематическому принципу, учитывая программные требования и степень трудности для каждой возрастной группы, опираясь на требования Региональной программы дошкольного образования, а также УМК «Говорим по татарски», «Тугантелдәсөйләшәбез», с использованием аудио и видео приложений.
Работая в тесном сотрудничестве с воспитателем по обучению детей татарскому языку мы разработали свой алгоритм работы.
Сначала мы подбираем песенный репертуар с учетом возрастных особенностей и национально - регионального компонента.
Эмоционально исполняем песню. Переводим текст песни на русский язык. Готовим схематическое изображение текста (пиктограммы)
Готовим голосовой аппарат к работе (распевание).
Знакомим детей с мелодией и содержанием песни.
Разбираем с детьми текст песни на куплет и припев с помощью графического плана.
Работаем над правильным произношением слов песни на татарском языке. Разбираем ритмический рисунок и работаем над мелодическим слухом и чистотой интонации голоса.
Далее у нас идет закрепление правильной интонации.
Затем, поэтапное освоение детьми текста песен на татарском языке. Закрепление, повторение.
И итог - это выступление на праздниках, развлечениях, конкурсах, конференциях, а так же выступление детей на смотрах- конкурсах муниципального, регионального и республиканского уровня.
Для определения уровня усвоения детьми песен на татарском языке, нравственно – эстетических чувств по отношению к своей Родине, культуре родного края были разработаны уровни и критерии. На экране вы видите результаты усвоения песен на татарском языке в средней группе.
А сейчас на экране вы видите результаты в старшей группе.
И в подготовительной группе.
Наши воспитанники неоднократно занимали призовые места на республиканских фестивалях - конкурсах « Первые шаги», на городских смотрах- фестивалях «Наследники - Варислар», « Детская эстрадная песня», «Родной язык – душа народа», фестиваль национальных культур « Дружба народов».
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что данный нетрадиционный метод наглядного моделирования при разучивании стихов и песен с татарским текстом нужно использовать в системе, работая с русскоязычными детьми.
1.Наши дети занимаются с большим удовольствием и интересом. Они естественны, раскованы, искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По татарски и по русски мы и пляшем, и поем!
Статья из опыта работы по привитию интереса к говорению на государственном неродном языке....
Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”
Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...
Конспект занятия для национальной (средней) группы на тему: «Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа"
Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа...
Программа «Изучаем татарский язык» (дополнительные платные образовательные услуги по татарскому языку)
Пояснительная записка.В татарском детском фольклоре,лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного ,нравственного и эстетического развития дошкольник...
"Поем по- татарски"
На пять татарский надо знатьИ русский надо знать на пятьВокруг два языка слышныОни нам дороги, нужны!...
«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе «Поем, стучим, играем - музыкальность развиваем!» на татарском языке
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе «Поем, стучим, играем - музыкальность развиваем!» на татарском языке...