Консультация для педагогов "Использование татарского народного фольклора в реализации учебно-методического комплекта"
консультация по теме
Консультация для педагогов "Использование татарского народного фольклора в реализации учебно-методического комплекта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obob._opyt_raboty_sh._z._g.r.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 207 комбинированного вида»
ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ
НА ТЕМУ:
«Использование татарского народного фольклора
в реализации учебно-методического комплекта»
Авторы:
Шакирова Зульфия Газизовна, воспитатель по обучению детей татарскому языку
Измайлова Гульнара Рауфовна, заведующая МАДОУ «Детский сад №207»
Казань, 2016 г.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
В работе активно используется народный фольклор. Через народные потешки, песенки, сказки, пальчиковые игры быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, интереснее организовать игровую деятельность. Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определенным нравственным нормам. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Используя в своей речи фольклор, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Всё это оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них
навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою
мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов,
грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь –
доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать
разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы у детей выработался вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо задействовать этот богатейший материал словесного творчества народа. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному, очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации картины. Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют напоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый
источник воспитательных и образовательных возможностей. Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.
Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека. Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.
У детей, посещающих ДОУ, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по общеобразовательной программе ДОУ, использование учебно-методического комплекта по обучению татарскому языку у детей возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей самоорганизованности – формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.
В основу опыта работы положена гипотеза, согласно которой следует, что создание условий для обучения детей татарскому языку в период введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволит реализовать на практике системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможность эффективного решения современных задач дошкольного образования.
Цель опыта выражается в выявлении и проверке условий готовности дошкольного учреждения к обучению детей татарскому языку в период Федерального государственного образовательного стандарта реализации к структуре основной общеобразовательной программы.
Объект: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №207 комбинированного вида» Московского района города Казани.
Предмет: структура готовности дошкольного образовательного учреждения к обучению детей татарскому языку. Объект, предмет и цель предопределили необходимость решения следующих задач:
- Создание специальной языковой среды в ДОУ, имеющей развивающий характер;
- Обучение детей правильному произношению звуков, свойственных только татарскому языку путем системно-деятельностного подхода, через артикуляцию и ассоциацию;
- Воспитание культуры речи татарского языка.
Актуальность опыта работы заключается в том, что в настоящее время система дошкольного образования находится в стадии перемен, и соответственно воспитатели по обучению детей татарскому языку должны строить свою работу в соответствии с изменениями: обучение должно быть развивающим, построенное на интересе детей, на решении затруднений.
Язык, дошедший до наших времен, бесконечно дорогой клад. Сохранить и передать это богатство своим детям долг каждого.
Во исполнение Закона РТ «О государственных языках РТ и других языках в РТ», Стратегии развития образования в республике Татарстан на 2010-2015 годы “Киләчәк – Будущее”, приказов Министерства образования и науки РТ, федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения, начиная с 4-летнего возраста, проводится обучение второму государственному языку.
Работа начинается с детьми раннего возраста. Придя в группу к ребятам играть, в игре многократно повторяются новые слова на татарском языке, при следующем посещении вновь закрепляются. Дети знакомятся с татарскими словами в непренужденной обстановке: в центрах активности, в совместной деятельности, в режимных моментах. В основу работы положен системно-деятельностный метод. Что это такое? Это когда ребёнок приобретает знания, умения, навыки через деятельность, формирование умения учиться через самостоятельное добывание информации, использование в работе с детьми их собственного опыта, партнерские взаимоотношения детей и взрослых. Данная позиция обусловливает бережное отношение к ребенку как к развивающейся личности, уважения его индивидуальности, принятия его таким, какой он есть. При этом коренным образом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, а помощник, проводник каждого ребенка в саморазвитии и самовоспитании личности. Ведущий принцип проектирования образовательного процесса ДОУ, обеспечивающий индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, – принцип интеграции разных образовательных областей на основе комплексно-тематического планирования.
Также используются методы и приемы:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практический метод;
- метод прямого воздействия;
- метод проблемного обучения;
- игровой метод;
- прием повторения;
- прием создания ситуации занимательности;
- прием создания ситуации успеха (похвала);
- анализ;
- показ предметов, слайдов, способа действий;
- использование мультимедийной установки;
- элемент неожиданности;
- самостоятельные задания;
- моделирование ситуаций.
Начиная с младшей группы используется метод артикуляции. Очень важно, чтобы ребенок с младшего возраста правильно произносил татарские звуки, а значит в дальнейшем и слова. Если у ребенка получается, если из его уст льётся красивая татарская речь, ребенок захочет говорить по-татарски.
Но если у ребенка неправильное произношение, он будет стесняться, а значит на татарском языке он говорить не будет.
Язык невозможно выучить – в нем нет логики. Язык невозможно запомнить – он живой и не подчиняется правилам. Язык нельзя освоить, пытаясь думать на родном языке, а потом переводить свои мысли на другой. На языке нужно думать, на нем нужно говорить, петь, языком нужно жить!
Один из методов, который используется в группах среднего и старшего дошкольного возраста – это метод звуковых ассоциаций.
Структура действий:
- Подобрать к татарскому слову созвучное слово на русском языке.
- Составить предложение из слова-созвучия и его перевода.
- В процессе обучения выделять перевод слова и его созвучную часть.
- Подбирать ассоциацию к звучанию слова, а не к его описанию.
Этапы метода звуковых ассоциаций:
- Внимательное слушание рассказа взрослого.
- Рассматривание иллюстраций.
- Проговаривание нового татарского слова не менее 3-х раз.
- Повторение после восприятия всего материала.
Приемы:
- Использование запахов и звуков.
- Произнесение вслух запоминаемое слово-созвучие.
- Использование сюжетов необычных и нелогичных.
- Использование образцов.
- Многократное повторение слова в сюжете.
Формы организации:
- Совместная образовательная деятельность.
- Работа в центрах активности.
- Искусственное создание языковой среды.
- Игры.
- Тематические праздники.
- Художественно-театральные постановки.
Метод заключается в подборе созвучных слов родного языка к запоминаемому иноязычному слову. Такие звуковые ассоциации облегчают запоминание слова второго языка.
Сначала к татарскому слову подбирается созвучное русское, а затем придумывается художественный текст из созвучного слова и перевода. Хорошо, если этот текст будет познавательным или смешным, необычным. Умение представлять его в зрительных образах позволит ребенку вспомнить слово. И ярче переживается образ, тем лучше он сохранится в памяти. Обучение детей звуковому произношению татарских слов может быть успешным лишь в том случае, если дети научаться контролировать свое произношение, и как можно раньше отличать правильное от неправильного.
У ребенка цель припомнить появляется значительно раньше цели запомнить. У детей цель запомнить- это восприятие рассказа взрослого, рассматривание иллюстрации и проговаривание нового иноязычного слово. Важным, хотя и простым приемом, которым овладевает ребенок, является повторение.
Жители Республики Татарстан должны владеть двумя государственными языками, будь это татарский или русский. Для достижения более высоких результатов нашим Правительством была проведена большая работа по обучению русскоязычных воспитателей необходимому минимуму по овладению татарским языком. Ведь наша цель – научить детей говорить на татарском языке с удовольствием. И встает вопрос как ребенку запомнить татарское слово, которое он больше не услышет ни в семье, не среди сверстников. Воспитатели, не владеющие татарским языком, в совместной деятельности , вместе с детьми повторяют слова татарского языка, затем закрепляют их в режимных моментах.
В театрализованных постановках русскоязычные дети вступают в диалоги с детьми из татарских семьей совершенно на равных. В детском саду систематически проводятся праздники, развлечения, тематические вечера, на которых создаётся абсолютная языковая среда. Дети знакомятся с произведениями татарских авторов, композиторов, с традициями татарского народа: “Сюмбеля”, “ Науруз”, “Новый год”, “Вечер, посвященный Габдулле Тукаю” и др.
После просмотра совместных мероприятий, утренников, вечеров развлечений, где дети легко и свободно поют на татарском языке, играют в народные игры, рассказывают стихи, родители выражают устные и письменные благодарности.
Чем младше ребенок, тем лучше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объеме и естественным произношением. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развития памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Дети, владеющие двумя языками, хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.
Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагога- воспитателя с педагогическим коллективом и с родителями. А наши родители всегда поддерживают желание детей изучить второй язык и способствуют этому.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс обязательное условие в решении поставленных мною задач.
Основные задачи работы с родителями:
- Повышение педагогической культуры родителей в обучении детей татарскому языку.
- Пропаганда качественного обучения татарскому языку.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного национального воспитания.
У нас сложилась система работы с родителями воспитанников.
Реализация этой системы способствует включению родителей в единый воспитательно-образовательный процесс.
Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Для этого используются различные формы работы. Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашем детском саду стал клуб «Бердәмлек».
Подготовка русскоязычных воспитателей в области изучения татарского языка приобретает особую значимость, что объясняет требованиями, которые предъявляются к педагогу дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Воспитательно-образовательный процесс полностью обеспечен методическим материалом инновационного характера в соответствии с образовательной программой учреждения и методической проблемой. Созданы персонажи татарских народных сказок, пальчиковый театр, сюжетно – ролевые игры, мини музей «Моя Казань», дидактические игры на развитие речевых способностей, мелкой моторики рук, тактильного восприятия и интеллектуального развития детей, а сейчас мы обеспечены дидактическим и раздаточным материалом УМК, мультимедийной техникой, аудио и видеозаписями, что позволяет построить обучение татарскому языку на интересе детей.
Групповое пространство поделено на центры активности: строительный, литературы, кулинарии, искусства, манипулятивный и сюжетно-ролевой игры, двигательной активности. В группах созданы условия для всестороннего развития дошкольников, весь материал мобилен и меняется в зависимости от темы. Оформление отвечает современным требованиям. Богатый выбор игрового и дидактического материала, который сделан руками воспитателя, способствует творческому развитию детей, реализации детских желаний, возможности выбора. Выполняя роль ассистента в центрах активности, обучение детей путем деятельностного метода татарскому языку.
В современных условиях налицо значительное смещение общественного и государственного интереса в сторону понимания особой значимости периода дошкольного детства и его компетентного педагогического сопровождения. Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования в России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Детство рассматривается в педагогической науке как необходимый этап развития человека. Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре и выполняет функцию первичной социализации ребенка. В детской субкультуре следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Проблема социально-личностного развития, а в нашей республике обучение детей второму государственному языку представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых в настоящее время. Педагоги-практики вслед за учеными все более отчетливо осознают, что знания, умения и навыки в системе развивающего обучения выполняют функции не столько самостоятельных целей, сколько средств в процессе развития ребенка, что для системы дошкольного образования является основополагающим. Стандартизация дошкольного образования предусматривает учет специфики развития ребенка в этом возрасте: приоритетное развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставление ему широкого выбора видов деятельности при условии индивидуализации образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста через использование татарского народного фольклора (на примере праздника "Науруз")
Методическая разработка о развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста через использование татарского народного фольклора на примере татарского народного праздника "Науруз". Разр...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Тип проекта: Исследовательско - творческий, долгосрочный (2013г.-2015г.) Актуальность: обновление деятельности образовательной организации тесно связано с внедрением национально-регионального ком...
Реализация учебно-методических комплектов по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан в организации совместных с родителями народных праздников
Но научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой к...
Равитие речи детей посредством татарского народного фольклора
статья из сборника конференции КФУ...
«Формирование национальной культуры через татарский народный фольклор». Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Задачи: приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм, потешкам, закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме(тубэтэй, калфак, читек, чулпы), та...
Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса «Безопасность на улице»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса &la...